Ровно год назад в Минске подписан Комплекс мер по выполнению Минских соглашений. Выработка положений этого документа велась на фоне проходивших в соседнем зале Дворца независимости переговоров глав России, Франции, Германии и Украины – нормандской четверки. В итоговый документ также известный как «Минск-2» вошли требования прекратить огонь и отвести тяжелое вооружение от линии соприкосновения, а также предоставить Донбассу особый статус и провести местные выборы. И если крупнокалиберная артиллерия под надзором ОБСЕ была отведена, то обстрелы, в том числе из минометов и танков, продолжаются до сих пор, а выполнение политических преобразований Киев де-факто саботирует. Свое мнение о ситуации с реализацией Минских соглашений ДАН рассказал Глава Донецкой Народной Республики Александр Захарченко.

Александр Владимирович, спустя год после подписания Комплекса мер по выполнению Минских соглашений могли бы Вы дать оценку его реализации Киевом, какие части соглашений были фактически выполнены?

Полностью не был выполнен ни один пункт Минских соглашений. По сути, единственный результат, которого удалось достичь за год, – прекращение открытых боевых действий. Впрочем, провокации со стороны ВСУ и карательных батальонов продолжаются на протяжении всего этого времени. Так что о полном прекращении боевых действий говорить пока не приходится. По всем остальным пунктам наблюдается имитация выполнения договоренностей со стороны Украины. При этом Запад делает вид, что принимает эту имитацию за реальные решения и дела.

Политическая часть соглашений Киевом не выполнена вообще. В тексте Минских соглашений четко прописано, какие законы должна принять Верховная рада Украины и также в документе четко указано, что все эти законы должны быть согласованы с нами – Донецкой и Луганской Народными Республиками. Никаких попыток выйти на согласование с нами не было. Поэтому говорить об успешной реализации «Минска-2» пока нельзя. Впрочем, мы не оставляем попыток наладить диалог с Киевом, так что работа не прекращается.

Оправдались ли ожидания, которые были при подписании документов, или позиция Украины, направленная на затягивание ситуации, была предсказуемой? Главное, по вашему мнению, достижение в работе Контактной группы?

Это политика. Здесь нельзя особо рассчитывать на доверие. Тем более, нецелесообразно доверять врагу, который пришел тебя убивать. Разумеется, прорабатывались все возможные варианты развития ситуации, в том числе и затягивание Украиной переговорного процесса. Достижения в работе Контактной группы есть. Вообще, Минские соглашения – это наша большая дипломатическая победа. Мне уже не раз доводилось говорить, что с точки зрения результата «Минск-2» - это дипломатическое Дебальцево. Фактически Киев загнан в тупик. Они вынуждены, точнее, их вынуждают выполнять договоренности, и единственное, чем они могут ответить, – это сводить выполнение к имитации и затягивать время. И это очередная ошибка Киева. Они почему-то думают, что время работает на них, но это не так. Сейчас время работает на нас. Да, из-за постоянной угрозы возобновления полномасштабных военных действий мы не можем выделить все необходимые ресурсы на восстановление экономики и государственное строительство. Однако мы это восстановление уже начали и начали весьма успешно.

Мы постепенно повышаем уровень жизни наших граждан, боремся с коррупцией и олигархическим укладом экономики, открываем новые предприятия, совершенствуем законодательство. На Украине экономика деградирует, качество жизни граждан неуклонно ухудшается, доходы снижаются, а тарифы повышаются, армия находится на грани нервного срыва. С каждым днем Украина становится слабее, а мы сильнее. В результате при любом развитии, даже самом нежелательном – возобновлении полномасштабных военных действий со стороны Украины – мы останемся победителями. Новой военной кампании киевская хунта уже не переживет. А заморозка ситуации в нынешнем виде также ведет к острому политическому кризису на Украине, краху власти и, возможно, распаду страны.

Чего Вы ждете от продолжения переговоров? Возможно ли урегулирование в конфигурации Контактная группа плюс "Нормандская четверка" при выполнении ключевых пунктов Минских соглашений или необходим какой-то новый формат переговоров, привлечение к ним новых участников, посредников или гарантов?

У Европы сейчас много своих внутренних проблем. Боюсь, что ей не до конфликта в Донбассе. Единственное, что сейчас нужно Европе – это чтобы в Донбассе не возобновились полномасштабные боевые действия. Поэтому для них важно, чтобы оставалась видимость переговорного процесса. Насколько результативными будут эти переговоры, для европейцев, кажется, не так уж и важно.

Собственно, Киев и Порошенко со своими подельниками сегодня танцуют преимущественно под дудку Соединенных Штатов Америки. В Вашингтоне принимаются ключевые решения по украинской политике, включая вопросы «войны и мира». Именно Штаты являются главными спонсорами переворота и именно для них продолжение конфликта в Донбассе наиболее выгодно. Это и создание антироссийского плацдарма у самых границ РФ, и возможность манипулировать европейской экономикой, и механизм политического давления на Россию, и многое другое. Поэтому, насколько успешными будут минские переговоры зависит, прежде всего, от того, найдет ли Российская Федерация возможность заключить конкретные договоренности с представителями США, а Европа подтянется – ведь она сама упустила инициативу. Как только наш конфликт с Киевом станет невыгодным Америке, он прекратится. Учитывая, что предметный, а не общеполитический, диалог между США и Россией уже начался, есть надежда выйти на конкретные договоренности по ключевым пунктам «Минска-2». Мы к переговорам и договоренностям готовы.