На этой неделе исполнится два года с начала Специальной военной операции на Украине, когда Россия стала на защиту населения своих исторических земель. Киевский режим, почти 10 лет назад развязавший вооруженную агрессию в Донбассе, совершил массовые военные преступления в отношении мирных жителей региона. О том, какая работа ведется в России по сбору фактов и оценке таких преступлений, их международному признанию и осуждению Донецкое агентство новостей поговорило с сенатором от ДНР, членом комитета Совета Федерации по международным делам Натальей Никоноровой.
Наталья Юрьевна, какую работу проводит Совет Федерации для того, чтобы мировое сообщество признало и осудило военные преступления киевского режима?
Верхняя палата российского парламента использует все имеющиеся инструменты для информирования международного сообщества о преступлениях киевского режима. Во-первых, используются контакты по парламентской линии. Совет Федерации неоднократно обращался с официальными заявлениями к парламентам зарубежных стран, прилагая к обращению все необходимые материалы и доказательную базу.
К примеру, в ходе пленарного заседания 12 апреля 2023 года заместитель Председателя Совета Федерации Константин Косачев представил итоговый доклад Парламентской Комиссии по расследованию обстоятельств, связанных с созданием американскими специалистами биологических лабораторий на территории Украины.
Также 7 февраля 2024 года сенаторы приняли Заявление о прямой ответственности государств коллективного Запада, поставляющих оружие киевскому режиму, за гибель мирных граждан Российской Федерации. В указанном заявлении прямо подчеркнули те страшные события, к которым привели преступные действия неонацистского режима граничащей с Россией территории.
Отдельно отмечу деятельность Парламентской комиссии по расследованию преступных действий киевского режима в отношении детей, в которой я состою. Комиссия провела правовой анализ деяний украинских боевиков. 23 января 2024 года Государственная Дума приняла Постановление — обращение к ООН, международным парламентским организациям и парламентам стран мира. Позволю себе привести этот пример, поскольку в работе парламентской комиссии принимают активное участие и сенаторы Российской Федерации.
А по итогам заседания парламентской комиссии 22 января 2024 года с коллегами приняли решение направить обращение в ООН с просьбой дать правовую и моральную оценку действиям стран ЕС в отношении детей.
Есть ли перспективы признания военных преступлений Киева международным сообществом?
Мы усиленно работаем над сбором и предоставлением всех необходимых доказательств международному сообществу о каждом военном преступлении киевского режима. Начиная с 2014 года, они все тщательно фиксировались. Сейчас этим занимается Представительство Донецкой Народной Республики в Совместном центре контроля и координации вопросов, связанных с военными преступлениями Украины. Также активно работают соответствующие правоохранительные органы.
Против прямых доказательств — фото-, видеоподтверждений у преступников не останется аргументов. Все зафиксировано, материалы хранятся и ждут своего часа. Убеждена, что после выполнения нашей страной всех целей Специальной военной операции, у мирового сообщества не останется никакого выбора — неонацистская идеология должна кануть в лету, а киевский режим понести ответственность за все свои военные преступления.
Какие механизмы денацификации гитлеровской Германии могут быть применены в отношении киевского режима? Есть ли необходимость проведения международного трибунала по военным преступлениям, как это было сделано после Второй мировой войны на Нюрнбергском процессе?
После Великой Отечественной войны одним из основных механизмов денацификации, как известно, было условное разделение территории на четыре оккупационные зоны: восточную (советскую) и западные (британскую, французскую и американскую). В них каждая из стран устанавливала свою процедуру по искоренению нацизма под общим руководством Контрольного совета.
Невозможно не отметить проведение в 1945 году Нюрнбергского процесса над нацистскими преступниками.
В наши дни есть насущная, основная необходимость, чтобы каждый военный преступник понес неотвратимое и соразмерное своим деяниям наказание. Уполномоченные правоохранительные органы ведут активную работу в этом направлении. Неонацистские преступники уже сейчас получают серьезные сроки за свои преступления. Например, в мае 2023 года боевик нацбатальона «Азов» (террористическая организация, запрещенная в России) был осужден Верховным судом ДНР на пожизненный срок за убийство четырех жителей Мариуполя. А в августе и сентябре того же года Верховный суд Республики приговорил «азовцев» к 24 и 26 годам за расстрел мирных жителей Мариуполя.
Вопрос проведения финального трибунала находится в работе, возможно, будет разработан иной принципиально новый формат привлечения к ответственности военных преступников.
Конечно, мы будем основываться на пока единственном в истории опыте денацификации. Но будут учтены и новые реалии, о чем неоднократно заявляло наше высшее руководство. Важно, чтобы по итогам Специальной военной операции была обеспечена безопасность российских регионов, включая новые.
Также необходимо помнить, что на этом пути нас ожидает немало сложностей. Денацификация, как показала история, процесс небыстрый и не может пройти мгновенно.
Какова роль Запада в военных преступлениях Киева? Можно ли сказать, что Запад оказывает «медвежью услугу» Украине, побуждая совершать новые преступления?
Коллективный Запад и его сателлиты оказывают значительное влияние на совершение киевским режимом военных преступлений на территориях Донбасса, Новороссии и иных приграничных регионов России. Как я уже отмечала ранее, из поставляемого вооружения обстреливаются наши мирные города.
Напомню, в процессе денацификации гитлеровской Германии был принят ряд нормативно–правовых актов, в том числе директива Контрольного совета № 38 «Арест и наказание военных преступников, национал-социалистов, милитаристов и интернирование, контроль и наблюдение за возможно опасными нацистами» (1946). Она устанавливала категории, подлежащие денацификации. Полагаю, что необходимо выделить наряду с главными и второстепенными нацистскими преступниками категорию поддерживавших неонацистский режим (финансово, информационно и иным другим способом). Как раз в эту категорию и могут быть включены представители государств — спонсоров вооруженных формирований Украины. Их действия просто не могут остаться безнаказанными. Из поставляемого оружия киевский режим обстреливает наши мирные города, гибнут и получают ранения безоружные граждане.
Я бы не назвала это «медвежьей услугой». Режим Зеленского — не более, чем марионетка в руках западного кукловода, выполняющая всю грязную работу. Ослабление России, создание угроз у наших границ — вот главная цель коллективного Запада и его сателлитов.
Какие механизмы донесения правды об украинских преступлениях до международной общественности вы считаете самыми действенными?
Международная общественность — это не монолит, в ней представлены различные позиции государств, политические партии, общественные движения, есть немало граждан и в странах коллективного Запада, способных на анализ и трезвое восприятие действительности. На нашей стороне правда, а она, как известно — сильнейшее оружие. Поэтому информирование подробное, точное представляется важным для содействия процессу перехода от однополярного к многополярному справедливому миропорядку, без гегемона.
По этой причине полагаю, что необходимо давать информационную огласку каждому совершенному преступлению. А также подтверждать заявления фактами, что неизменно делает наша страна. Фото, видео, документы, свидетельские показания — все это важно доносить до широкой международной общественности.
Все используемые нами на сегодня механизмы хороши, все они действенные. Самое сложное — это противодействие жесткой западной цензуре, чтобы не воздвигалась стена между общественностью и истиной.
Недавнее интервью Владимира Путина Такеру Карлсону — прекрасный пример, когда удалось полностью прорвать информационную блокаду. Убеждена, что эффект от этого интервью нам еще предстоит увидеть.
Вы участвуете в работе парламентской комиссии по расследованию преступных действий киевского режима в отношении детей. В какие международные организации и парламенты каких стран направлены материалы работы комиссии?
В декабре 2023 года Государственная Дума и Совет Федерации приняли совместное обращение к Организации Объединенных Наций (ООН), международным парламентским организациям, парламентам стран мира в связи с нарушением положений Конвенции о правах ребенка в результате преступных действий киевского режима.
По итогам заседания парламентской комиссии 22 января 2024 года с коллегами приняли решение направить обращение в ООН с просьбой дать правовую и моральную оценку действиям стран ЕС в отношении детей.
13 февраля 2024 года было заявлено о том, что Государственная Дума подготовит обращение во Всемирную организацию здравоохранения с предложением провести международное расследование преступлений неонацистов — медицинских опытов над детьми.
Вовлечены ли в эту работу представители других стран?
В работе парламентской комиссии периодически принимают участие представители братской Республики Беларусь. Например, в заседании 26 сентября 2023 года с докладом об имеющихся материалах по предмету парламентского расследования выступил Алексей Константинович Талай, общественный деятель, благотворитель, член Конституционной комиссии Республики Беларусь.
Мы делаем все возможное для того, чтобы результаты деятельности нашей комиссии стали достоянием международной общественности!
Насколько активно украинские спецслужбы пытаются завербовать несовершеннолетних россиян?
Стоит отметить, что одним из направлений работы Парламентской комиссии по расследованию преступных действий киевского режима в отношении детей является сбор доказательств совершения в том числе и вербовки.
Вербовка — одно из наиболее опасных преступлений против несовершеннолетних с точки зрения Совета Безопасности ООН (это закреплено в Резолюции Совета Безопасности ООН 1261 (1999)). Это напрямую запрещено ст. 38 Конвенции ООН о правах ребенка, а также парижскими принципами по борьбе с принудительной вербовкой детей.
Украинские спецслужбы активно пытаются вовлекать детей в преступные действия по сбору информации о передвижении войск, наведению артиллерийских ударов, организации и исполнению диверсий, фабрикации дезинформации, вовлечению в деятельность террористических организаций и прочее.
Вербовка детей происходит обычно в социальных сетях и мессенджерах, используются фейковые аккаунты, закрытые каналы и чат-боты. Несомненно, нам необходимо работать над повышением безопасности в сети для наших детей. По итогам работы парламентской комиссии будет опубликован доклад, в котором, помимо прочего, будут отражены и выработанные рекомендации по повышению безопасности.
Мы видим примеры задержаний несовершеннолетних, которых манипулятивным путем втянули в преступные схемы. К сожалению, некоторые успевают совершить преступные действия. Горько видеть, как совсем еще юные ребята ломают свою жизнь. Большая благодарность сотрудникам российских правоохранительных органов за их самоотверженный труд.
Какие исторические параллели тут можно провести?
Да, исторические аналоги есть. Фашисты во время Великой Отечественной войны также вербовали советских детей для совершения диверсий и иных противоправных действий против своей страны.
В этом году исполняется 10 лет с начала украинской агрессии в Донбассе, а на Украине уже сформировалось поколение, исповедующее идеалы неонацизма, ненависти ко всему русскому, для которого герои — националисты и коллаборационисты. Какое будущее ждет это поколение и можно ли перевоспитать таких людей?
Какое будущее? Незавидное, если останутся жить в нынешней парадигме.
Необходимо будет разъяснять им, казалось бы, элементарные вещи, доносить истину, рассказывать настоящую историю, подкрепленную фактами. Заново учить строить логические цепочки, критически мыслить. Немаловажным является и внесение существенных изменений в учебные планы школьников и студентов, на полки в библиотеки должна вернуться литература без искажения исторических фактов.
Молодым людям, выросшим по нарративам нынешнего киевского режима, предстоит снять с глаз пелену национализма, вспомнить подвиги великих предков, одержавших победу над фашизмом. Искренне верю, что свет всегда побеждает тьму.