Портрет Джона Хьюза. Фото: Wikipedia.org/Общественное достояние

Джон Юз — легендарный основатель Донецка, имя которого широко известно в нашем регионе. Промышленник из Уэльса, добившийся выдающихся успехов в Великобритании, он прибыл в Новороссию в 1870 году и создал передовой металлургический завод, вокруг которого и выросла Юзовка — так нынешняя столица ДНР именовалась до 1924 года. О биографии это выдающегося человека рассказываем в сегодняшней статье.

***

В 1991 году британская компания BBC выпустила трехсерийный документальный фильм «Юзовка и Новая Россия» (Hughesovka and the New Russia), из которого многие жители Соединенного Королевства впервые узнали, что один из их соотечественников, уроженец Уэльса Джон Хьюз (так его фамилия звучала в оригинале), во второй половине XIX века был основателем Донецка — как отмечается в фильме, «самого красивого промышленного мегаполиса планеты», «города миллиона роз». И до сих пор, по признанию самих англичан, на родине Хьюза о нем знают намного меньше, чем в Донбассе.

В некоторых источниках встречается утверждение о том, что Хьюз происходил из крайне бедной семьи, и поскольку родители не смогли дать ему даже обычное среднее образование, до самого конца своей жизни он оставался полуграмотным и умел читать якобы только заглавные буквы. С одной стороны, наш герой действительно оставил после себя крайне мало документации, но с другой — трудно представить, что человек, не умевший толком ни читать, ни писать уже к 28 годам стал владельцем собственного предприятия, да еще в металлургии, одной из самых высокотехнологичной отраслей своего времени. Однако обо всем по порядку.

Хьюз

Джон Джеймс Хьюз родился в 1814 году в городке Мертир-Тидвил, что в южном Уэльсе, в семье главного инженера на металлургическом заводе Cyfarthfa Ironworks. Металлургия, известная в здешних краях еще с древнейших времен — первые изделия из меди и бронзы относятся к 3 тысячелетию до нашей эры, — в конце XVIII-начале XIX века переживала свой расцвет.

Начав рабочую карьеру под руководством отца, Хьюз быстро освоил тонкости профессии и спустя какое-то время переехал в Эбб-Вейл, а позже перебрался в Ньюпорт, где устроился на сталелитейный завод Uskside. Именно здесь Хьюз заработал репутацию и первое состояние, запатентовав ряд изобретений в области вооружений и брони.

Полученные доходы позволили ему сначала приобрести верфь, а к 36 годам стать владельцем собственного литейного производства в Ньюпорте. В это же время он женился на Элизабет Льюис. У супругов было восемь детей: шесть мальчиков и две девочки, все они родились во время проживания Хьюзов в Ньюпорте.

Джон Хьюз с семьей, 1889 год. Фото: Wikipedia.org/Общественное достояние

Информация об успехах целеустремленного и честолюбивого уроженца Уэльса дошла до столицы Британской империи, и в Лондоне Хьюзу предложили возглавить металлургическое производство (кузницы, печи и прокатные станы) компании CJ Mare and Company (впоследствии переименованной в Thames Ironworks and Shipbuilding Company). Это предприятие занималось выполнением заказов для королевского флота и коммерческих судоходных компаний. С его стапелей, в частности, сошел колесный пароход «Гималаи» — крупнейшее пассажирское судно своего времени, его служба, правда, в последние годы исключительно в качестве плавучего склада угля, продолжалась аж до 1940 года, когда было потоплено во время налета люфтваффе.

После того как компанию Хьюза поглотил другой гигант кораблестроения — сталелитейный завод Millwall Iron Works — валлиец сначала занял там пост главного инженера, а после очередной реструктуризации бизнеса — и директора всего производства. Именно в этот период завод в Милуолле получил мировое признание благодаря работам по железной обшивке деревянных военных кораблей для Британского адмиралтейства, и большая заслуга в этом принадлежит Хьюзу, новаторские решение которого оставили конкурентов не у дел. В 1864 году Хьюз, например, спроектировал лафет для тяжелых корабельных пушек, который стал использоваться королевскими моряками, а также флотами некоторых других европейских стран.

«У него был дар к новаторству, и его завораживала чистая сила стали» (Hughesovka and the New Russia, BBC, 1991 год).

Своими инновационными решениями британский специалист наконец привлек внимание и правительства российского императора Александра II. Царские власти прекрасно знали об успехах британских металлургов — именно в Уэльсе закупались рельсы для первых железных дорог России. На этот раз, однако, в Санкт-Петербурге решили использовать талант Хьюза для укрепления обороны страны: убедившись, что самая прочная сталь изготавливается под руководством валлийца, правительство Александра II решило доверить ему обшивку броней одной из орудийных башен строящейся на Балтике кронштадтской крепости.

В дальнейшем, правда, имя Хьюза в связи этими работами не упоминается, однако контакты, установленные с российскими властями, позволили ему купить участок земли на берегу реки Кальмиус в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии у князя Павла Ливена, а у князя Сергея Кочубея он приобрел концессию на строительство здесь завода. 18 апреля 1869 года он заключил с царским правительством «Договор на образование Новороссийского общества каменноугольного, железного и рельсового производств и общества железнодорожной ветки от Харьковско-Азовской линии». Согласно этой договоренности, на приобретенных землях началось строительство чугунолитейного завода, который должен был заняться «импортозамещением», то есть выплавкой рельс для российских железных дорог.

Юз

Сам Хьюз отправился в Новороссию в 1870 году морем. Его сопровождали восемь судов, загруженных оборудованием, и примерно сотня специалистов-металлургов и шахтеров, в основном из Южного Уэльса. В России фамилия валлийца была переиначена на «Юз», а поселение, которое стало стихийно возникать вокруг строящегося завода стало, соответственно, «Юзовкой». Сам же поселок для рабочих изначально расположился у села Александровка (нынешняя территория Киевского района Донецка, не путать с современной Александровкой на юго-вотсочной окраине города).

Строительство завода, хоть и столкнулось с множеством трудностей, но в целом велось ударными темпами — в апреле 1871 года была запущена первая доменная печь, и Юз докладывал в Санкт-Петербург:

«Имею великое счастье доложить, что плавка руды в первой доменной печи начиналась благополучно вчера, двадцать первого числа, машины и все снаряды действуют превосходно».

На территории Донецкого метзавода найдены предполагаемые руины первого дома основателя Юзовки

Далее были открыты угольные шахты и железорудные рудники, а также построены кирпичные заводы и другие объекты, которые под руководством валлийца объединились в самодостаточный промышленный комплекс, включавший в том числе и завод по производству рельс. К 1880-м годам завод вышел по производству металла на первое место в России. И если в 1871 году у Юза работало всего 450 человек, то спустя три года это цифра выросла почти впятеро, а к концу XIX века в Юзовке проживало уже 30 тысяч человек — подобными темпами города росли разве что в США во времена Золотой лихорадки. Тем удивительнее, что официально статус города Юзовка получила только летом 1917 года, когда ее население уже превысило 50 тысяч человек.

Доменный цех Юзовского металлургического завода, 1911 год. Фото: Wikipedia.org/Общественное достояние

Вспоминая о жизни в Юзовке в первые десятилетия ее существования, валлийка Энни Гвен Джонс, которая прибыла в Новороссию как гувернантка детей Юза, пишет:

«В каждом [русском] доме вы могли увидеть „Икону“, то есть священную картину, и не было ни одного дома без самовара, сосуда для заваривания чая. Мне нравились мужики, они были добрыми, непосредственными, по-настоящему религиозными в простой и невинной манере. Они встречали несчастья без ропота — „Ничево“, говорили они, пожимая плечами. Они терпеливы и мудры, полны здравого смысла и юмора… Вечерами, когда была хорошая погода, они встречались, качались на качелях, пели, хлопали в ладоши и почти всегда ели семечки. Они очень любили танцевать и наслаждались общением друг с другом. Надо сказать, что все любили местный напиток „Квас“, а если удавалось его достать, то и более крепкий напиток — „Водка“».

Сам Юз на собственные средства построил для рабочих больницу, школы, бани, чайные, здание пожарной команды и англиканскую церковь. Специалист по истории России в Университете Сент-Эндрюс Виктория Донован отмечает:

«Создается ощущение, что Джон Хьюз был очень патерналистски настроен по отношению к своим работникам — у него были полуфилантропические идеи, общие с другими предпринимателями ХIХ века».

До самой своей смерти в 1889 году Юз непосредственно руководил работой металлургического завода и аффилированных производств. Скончался валлийский предприниматель во время очередного делового визита в Санкт-Петербург, а после его смерти до 1917 года бизнесом заправляли четверо сыновей Юза. Двое из них, Артур и Альберт, положили начало развитию спорта в Донбассе — они были в числе главных учредителей Юзовского велосипедно-атлетического общества, созданного в 1900 году. Костяк основного состава первой заводской футбольной команды, основанной в 1911 году, также составляли английские специалисты.

Памятник Джону Юзу в Донецке. Фото: Донецкое агентство новостей/архив

К началу Первой мировой войны созданная Юзом New Russia Company производила 74 процента всего российского металла. Однако с приходом к власти большевиков и началом Гражданской войны в России большинство подданных британской короны, включая братьев Юз, основную часть управленцев и инженеров спешно покинули пределы охваченного кровавой междоусобицей государства. Уехали, впрочем, не все — часть британцев осталась в Донбассе. Например, известный донецкий ученый-эколог Андрей Блакберн — потомок одного из первых британских жителей Юзовки, приехавших сюда в XIX веке вместе с основателем города.

Последний всплеск интереса на Западе к валлийским корням современного Донецка был вызван проведением в столице Донбасса матчей Евро-2012, но, увы, с тех пор политическая конъюнктура вновь отодвинула в тень фигуру бывшего подмастерья из британской глубинки, сумевшего с нуля не только сделать карьеру, но и стать основателем крупнейшего индустриального центра нашей страны.

Александр Медников