Донецк, 15 дек – корр. ДАН. Вероятное место расположения первого дома основателя завода Новороссийского общества каменноугольного, железного и рельсового производства и поселка Юзовка - британского промышленника Джона Юза - обнаружено на территории современного ДМЗ. Оно располагается в районе закрытого ныне мартеновского цеха. 

Образно говоря, «точка на карте» – геотег предполагаемого местонахождения, по сути, одной из старейших построек отмечен на плане столицы ДНР. Чтобы увидеть его на местности, а еще лучше – обнаружить материальные свидетельства постройки, корреспонденты Донецкого агентства новостей отправились на Донецкий металлургический завод. 

ДМЗ – завод действующий, и тем более он интересен с точки зрения истории техники и технологии. В самом старом – постройки 1896 года – литейном цехе до сих пор сохранились некоторые металлургические и подъемно-транспортные агрегаты, которые сами по себе олицетворяют старую эпоху.

«В настоящее время литейное производство входит, как отдельный производственный участок, в состав ремонтно-механического цеха (РМЦ) ДМЗ», – рассказал начальник участка Сергей Фролкин.

Внутри здание само делится на несколько производственных участков: модельный, где создаются модели для заливок, и формовочный - литья цветных и черных металлов.

«Вот это и есть – старое здание «литейки», – говорит собеседник, указывая рукой на пространство, ограниченное старыми, но крепкими стенами и высоким сводчатым потолком. – По формовочному плацу здесь, наверное, ходил сам основатель завода и нашего города – Джон Юз».

Фролкин добавил, что в старом здании литейного цеха остались подъемные краны 1905 и 1910 годов выпуска – до сих пор в рабочем состоянии. «Их особенность заключается в использовании полностью клепаной конструкции – без использования сварки. Еще одной отличительной чертой является то, что они работают не от переменного, а от постоянного тока, и машинист крана при движении подает сигнал не электрическим звонком, а ударом в специальный сигнальный колокол. Я думаю, они еще лет 100 отработают!», – отметил Фролкин. 

Другой особенностью литейного цеха является наличие действующих бессемеровских печей. Они сейчас не используются в производственных процессах и находятся на консервации. 

Металлургический процесс, названный впоследствии в честь его первооткрывателя – английского инженера Генри Бессемера, заключается в получении стали из расплавленного жидкого чугуна путем продувки сжатым воздухом. В этом случае происходит окисление примесей и химическое восстановление железа. Сейчас этот метод, открытый еще в 1856 году, считается устаревшим, и он заменен на кислородно-конвертерный способ производства, который по иронии судьбы также открыл Бессемер.

Ограничивало использование кислородно-конвертерного способа выплавки стали отсутствие жидкого кислорода в больших промышленных объемах. Криогенные технологии, позволяющие разделять воздух и получать из него кислород, были еще не отработаны.

Примечательно, что в 1933-1936 годах впервые в мировой практике плавки с применением кислородной продувки были произведены на заводе «Большевик» в Киеве. Параллельно шли опыты в Германии и Австрии, но советские металлурги на тот момент оказались, как тогда говорили, «впереди планеты всей». А в 2018 году в рамках так называемой «декоммунизации» на Украине ПАО «Научно-производственное предприятие «Большевик»» сменило название на АО «Первый киевский машиностроительный завод». Совсем недавно, 27 октября 2021 года, Фонд госимущества Украины продал предприятие на аукционе частной компании «Дженерал Комерс» за 1,429 млрд гривен (3,829 млрд рублей по курсу Центрального республиканского банка). На этом история старейшего киевского завода, основанного в 1882 году, фактически, окончена, поскольку покупателя, предположительно, интересует, прежде всего, сама территория в центре украинской столицы.

Но вернемся к истории ДМЗ, тем более, что его новейшая история, к счастью, отнюдь не так плачевна.

«Наши бессемеровские печи были восстановлены в 1943 году для получения литья в интересах обороны Родины. Возможно, сами металлургические агрегаты могут быть лет на десять старше. Точно установить уже не удастся, поскольку вся документация утеряна за время оккупации гитлеровскими войсками», – пояснил Сергей Фролкин.

По пути из литейного к ныне закрытому мартеновскому цеху натыкаемся еще на пару «артефактов» из области промышленной истории. Это – массивные клепаные металлоконструкции моста в районе подъездных путей к бункерам доменного цеха, который сейчас работает. На стальных фермах отчетливо различимы массивные головки заклепок.

«Недавно этот мост очистили от слоев пыли и провели техническую ревизию сооружения», – отметил сопровождающий нас сотрудник завода Александр Темченко.

Также он обратил наше внимание на еще один «техноисторический артефакт» – кривошипный пресс, который установлен своеобразным памятником возле здания обжимного цеха. Подобный пресс – это установка, в котором вращательное движение привода превращается в поступательное движение ползуна и связанного с ней пуансона, который и «штампует» деталь из заготовки.

Принцип действия здесь – примерно обратный обычному автомобильному двигателю, в котором горизонтальное перемещение поршней через коленвал преобразуется во вращение колес.

Что и говорить, смотрится это устройство монументально. Особенно для непосвященного человека, далекого от техники.

Между зданием административно-бытового комплекса (АБК) закрытого ныне мартеновского цеха и электротрансформаторной находим по отметке на электронной карте район, где мог бы находиться дом Джона Юза. Протиснувшись за строение трансформаторной, возле железнодорожной насыпи, которая ведет далее к доменному цеху, обнаруживаем остатки полуразрушенной кирпичной стены. Бросатеся в глаза, что сами кирпичи гораздо меньше размерами и не силикатные, а из обожженной глины. По виду – именно такие изготавливались в середине или в конце XIX – начале XX веков.

«Дом Юза действительно располагался в районе нынешнего мартеновского цеха. Он был построен, предположительно, в год приезда - 1871-й. Он строился тогда же, когда и сам поселок Юзовка, и сам металлургический завод», – рассказывает директор Народного музея истории ДМЗ Неля Рудская.

Она добавила, что дом Юза разрушался по мере роста мартеновского цеха. К 1936 году его производственная инфраструктура была уже полностью сформирована.

Дать более точные ответы на вопросы о том, что же все-таки за стена обнаружена, принадлежит ли она самому дому промышленника или, возможно, неким хозяйственным постройкам, относящимся к первому поместью Юза на земле Донбасса, сможет только детальная экспертиза тех самых кирпичей. 

***
Донецкий металлургический завод — одно из старейших предприятий в Донбассе, основанное в 1872 году. Завод специализируется на изготовлении чугуна, стали, труб, шлакообразующих смесей и многое другое. Зимой 2014 года работа ДМЗ была остановлена после артобстрела территории предприятия и из-за нехватки сырья, но уже в июне 2015 года производство чугуна было возобновлено. Весной 2017 года снова приостановил работу из-за транспортной блокады Донбасса со стороны Украины. Длительное время находился под управлением ЗАО «Внешторгсервис». Весной этого года завод возобновил выпуск продукции.