Донецк, 24 дек – корр. ДАН. Они сняли в ДНР художественную ленту «Замысел», показали ее во многих городах России и даже в Чехии, а теперь – фантастическими темпами строят киностудию под Шахтерском. Участники объединения «Донфильм» намерены сделать то, чего не удавалось до этого никому, а именно – превратить Донбасс в один из центров кинопроизводства.
Корреспонденты Донецкого агентства новостей познакомились с режиссером «Замысла» Дмитрием Зодчим и другими участниками «Донфильма», узнали у них о создании первого фильма и планах на будущее, а также побывали на стройплощадке киностудии. Обо всем этом речь пойдет ниже, но сперва остановимся на главных вехах истории кино в Донбассе.
Кино и терриконы
Говорить, что Донецкий край вообще не имеет отношения к кинематографу, значит лукавить или не знать истории вопроса. Родина Александра Ханжонкова – вот первое, что приходит на ум. Действительно, знаменитый режиссер, сценарист и продюсер, которого по праву считают основателем российского кино, родился в Донбассе. Его родная Ханжонковка теперь – поселок Нижняя Крынка в пригороде Макеевки. Ханжонков – личность, безусловно, выдающаяся, в Донбассе земляка помнят и чтут. Ему и памятник в Макеевке поставили, и кинотехникум в Шахтерске его именем назвали, и фестивали в честь него проводят… Но киноателье пионера русского синематографа располагалось в Москве, съемки легендарной «Обороны Севастополя» проходили, естественно, в Крыму. В творческом плане интереса к своей малой родине мастер не проявлял. Да и похоронен в Ялте.
Тема Донбасса в кино была впервые поднята советским кинематографом. Цель – воспеть человека труда, главным образом – шахтера. Так в 1930 году вышел фильм Дзиги Вертова «Энтузиазм. Симфония Донбасса». На экране – девушка надевает наушники. Под музыку, в том числе Шостаковича, она наблюдает невероятный калейдоскоп событий. Царская Россия, революция, шествие большевиков. Потом – гудок объявляет о начале новой смены, а на самом деле – новой эпохи. Дымят, шумят заводы, плавится сталь, коногон управляет упряжкой в полумраке шахты, горняки торжественно обязуются добыть уголь сверх задания, комсомольцы под звуки оркестра шагают на донбасский трудовой фронт. «Идут ударники. Идут энтузиасты. Металл идет».
Пропаганда? Возможно. Но с эстетической точки зрения фильм красивый, а для 1930 года – прорывной, наполненный новаторскими приемами, которые могут удивить даже сейчас. Кроме того, это – одна из первых звуковых лент в Советском Союзе, и звук идеально дополняет картинку. Не зря это кино было с восторгом принято и в западных странах, понравилось самому Чарли Чаплину. «Я никогда не мог представить, что эти индустриальные звуки можно организовать так, чтобы они казались прекрасными. «Энтузиазм: Симфония Донбасса» – одна из наиболее волнующих симфоний, которую я когда-либо слышал», – отзывался о кинокартине великий комик.
Целый ряд фильмов о крае терриконов снял уроженец Мариуполя – режиссер Леонид Луков. Его лента «Я люблю» 1936 года показывает нелегкую жизнь шахтеров в дореволюционном Донбассе. «Большая жизнь» 1939 года – также о горняцком труде, но тут уже шахтеры советские, и оптимизма, соответственно, больше. Именно для этой ленты специально была написана песня «Спят курганы темные», ставшая одним из символов Донбасса. Сегодня ее играют часы на здании донецкого главпочтамта.
Луков еще не раз рассказывал в своих произведениях о малой родине. В 1946-м он выпустил вторую часть «Большой жизни». Также в разные годы выходили: «Александр Пахоменко», «Это было в Донбассе», «Донецкие шахтеры». Однако фильмы эти были сняты студиями Киева и Москвы, их нельзя в полной мере назвать донбасскими. К примеру, «Энтузиазм», о котором говорилось выше, – произведение киевской киностудии.
Еще один уроженец Донецкого края – режиссер Василий Пичул – в перестроечные годы в родном Мариуполе, тогда – Жданове, снял фильм «Маленькая Вера». И это уже другой Донбасс: без оптимизма, энтузиазма и героизма. Тут вместо трудовых и военных подвигов – разборки шпаны, пьянство, бытовая поножовщина. А дымящие заводские трубы по всему горизонту внушают что угодно – только не веру в светлое будущее.
«Зеркало для героя» – кино тоже перестроечное, но фильм Владимира Хотиненко не концентрируется на темных сторонах эпохи перемен. Снимали в основном в Донецке и Макеевке. Чего стоит вид на донецкую набережную в самом начале ленты! Это – фантастический фильм о путешествии во времени и временной петле. Герои оказываются в Донбассе конца 40-х. Один и тот же день – 8 мая 1949 года – повторяется для них из раза в раз. «День сурка» – скажет кто-то. Да, только известное многим американское кино вышло на экраны в 1993 году, а «Зеркало для героя» – в 1987-м. И главные герои знакомятся на концерте группы Nautilus Pompilius, там звучат «Последнее письмо» и «Казанова». Это – за 10 лет до «Брата» Балабанова.
И да, «Маленькая Вера» снята московской Центральной киностудией детских и юношеских фильмов имени Горького, «Зеркало для героя» – Свердловской киностудией. В общем, принцип понятен – никто не стремился изобретать велосипед. На заре синематографа кинопроизводством было выгодно заниматься в больших густонаселенных городах – там легче найти средства, собрать съемочную группу, получить прибыль. Пока тот же Донецк преодолевал путь от рабочего поселка до развитого мегаполиса, в Москве, Киеве, Ленинграде активно снималось кино, студии росли, совершенствовались, обрастали традициями. Ну а Свердловская киностудия появилась в годы Великой Отечественной, когда многие деятели искусства творили в эвакуации. В Донбассе же налаживать с нуля кинопроизводство никто не спешил ни при Союзе, ни после его развала.
Начиная с 2014 года фильмы о Донбассе снимались активно людьми из разных стран. Это в основном документалистика, в которой превалирует журналистский подход. Художественные ленты тоже выходили, например «Донбасс. Окраина» Рената Давлетьярова и «Солнцепек» Максима Бриуса и Михаила Вассербаума. Обе картины снимались в Крыму.
Необходимость создания и развития именно донбасского кинематографа назрела давно. Тем более, что все для этого есть: уникальная природа, богатый материал, а главное – творческие заинтересованные люди, каждый со своими идеями. Но здесь – вопрос техники в прямом смысле слова: нужны студийные павильоны с профессиональным оборудованием – камерами, светом, мощными компьютерами. Определенные подвижки есть. Например, в ЛНР съемки кино ведутся при поддержке государства. «Лугафильм» снял «Ополченочку» и ряд музыкальных клипов. Обещали сделать кино о спецназе, но подробностей пока нет.
О «Донфильме» стало известно не так давно, хотя команда трудится с 2016 года. В 19-м они заявили о себе необычным, ярким проектом «Замысел», и, судя по всему, решили сделать в краю терриконов нечто небывалое.
Классический донецкий памятник «Слава шахтерскому труду», при этом на ладони горняка – не уголь, а сгусток света. Чистая энергия, от которой светло и тепло, она преображает руду в сталь и приводит в движение механизмы – суть, смысл угля, а может и всего Донбасса. Так выглядит логотип студии «Донфильм». Именно его впервые увидели зрители в 2019 году, когда после долгих трудов лента «Замысел» попала на экраны.
Фильм-трикстер – встречайте новый жанр
Примечательно, что «Замысел» не эксплуатирует тему войны в Донбассе и вообще отходит от реализма как такового. События современности в нем, безусловно, обыгрываются, но не напрямую – посредством намеков и символов. Чтобы их понять, нужно быть внимательным и вдумчивым. Эрудиция тоже не помешает. Артхаусная притча, интеллектуальное фэнтези – это можно называть по-разному. Но режиссер ленты, основатель «Донфильма» Дмитрий Зодчий сам обозначил жанр.
«Фильм-трикстер – я так это определяю, – говорит он. – Нет такого жанра? Но ведь определение «триллер», например, тоже кто-то изобрел. Трикстер – фильм-скоморох. Слезы сквозь смех и смех сквозь слезы, масса загадок – так делают скоморохи или юродивые. Не стремлюсь, чтобы все было понятно. Если зритель хоть что-то понял – хорошо. Не понял – прекрасно. Цели у меня нет такой – объяснять. Если все понятно, то и думать не надо. А хочется, чтобы люди думали».
Трикстерами называют персонажей фольклора, склонных к плутовству и трюкачеству. Их действия противоречат устоявшимся законам и правилам, тому, что принято называть «здравым смыслом». Трикстеры непредсказуемы и часто ломают ожидаемый ход событий, ведя любую историю, в которой они появляются, к внезапному повороту или неожиданной развязке. Вот скандинавский Локи – типичный трикстер. К таковым причисляют и нашего Иванушку-дурачка.
На самом деле «Замысел» – это цикл фильмов, из которых снят пока только первый, он называется «Вышний Ярус». В основе – фабула о путешествии ребенка в другой мир. Она не раз использовалась, главным образом, в литературных сказках. Ближе всего тут, наверное, «Алиса в Стране чудес» Льюиса Кэрролла. Вот где – сплошное трюкачество! Эту сказку действительно невозможно понять до конца, а заложенные в нее загадки и символы породили множество теорий. Так и «Замысел» водит зрителя за нос от ребуса к ребусу запутанными тропками аллюзий.
Вышний Ярус, конечно, – не Страна чудес: не кролик, а скоморох, не нора, а лестница. Главный герой – мальчик, получающий имя Зга, – попадает в надстройку над миром – пространство, где живут смыслы. Там идет непрерывная игра – противостояние между шестью силами: Красным Львом, Желтым Драконом, Зеленым Конем, Голубой Волчицей, Синим Орлом и Фиолетовым Медведем. Сражение ведется за умы и сердца людей, победитель на время входит в эру процветания, а проигравший погружается в разруху и мрак. Потом начинается новая партия. И так – до бесконечности. Зга оказывается втянутым в противоборство сил, выступая на стороне ослабшего, почти сдавшего все позиции Медведя. Его попутчиком, проводником и наставником на опасных дорогах Вышнего Яруса становится персонаж по имени Свой – бунтарь, стремящийся найти Источник и «подкрутить настройки», чтобы изменить устройство мира. У противников Медведя на мальчика свои планы, поэтому они устраивают на героев охоту.
В ленте есть момент, где Свой объясняет Зге, что такое дежавю. «В системе время от времени происходит сбой, информация просачивается в виде вспышки воспоминаний», – говорит он. А теперь почувствуйте, что такое настоящее дежавю: про «сбой» – это ведь уже когда-то было в «Матрице», хоть и звучало несколько иначе. Весь фильм соткан из таких дежавю. «Замысел» – это постмодернистская головоломка, состоящая из не просто подвергнутых деконструкции, но разобранных на атомы, хорошо перемешанных и смонтированных заново произведений искусства и народного творчества, легенд и мифов, философских и эзотерических текстов, политических лозунгов и кто знает чего еще. Фильм показывает, что на мировоззрение людей могут влиять самые разные смыслы. Кто-то руководствуется классической философией, а кто-то словами из «Бумера»: «Не мы такие, жизнь такая». Каждая фраза, каждый кадр – цитата или отсылка к чему-то. Эта насыщенность смыслами может отпугнуть тех, кто воспринимает кино как веселый аттракцион.
«После первого просмотра у меня было, наверное, часа полтора адаптации к окружающему миру, – говорит донецкий рок-бард Григорий «Грин» Лазовский, исполнивший в фильме роль звездочета Нечета. – Это произведение не угнетает, не подавляет, но взбудораживает и придавливает своей масштабностью. Фильм плотный по концентрации в нем разных идей, очень насыщенный информационно и эмоционально. «Замысел» заставляет включать мозг и соотносить мысли со своими эмоциями. Это, по сути, шоковая терапия. Фильм не церемонится с тобой – сразу дает тебе пинок, и ты либо включаешь голову и начинаешь думать, либо категорически отказываешься это делать. Говоришь: «Что за мура?!», и прекращаешь смотреть. Видел я во время показов, как некоторые люди выходили из кинотеатра в первые двадцать минут. Видимо, ждали чего-то развлекательного. У других зрителей – наоборот возникает желание пересмотреть фильм не раз и не два, чтобы понять и разобраться».
«Без поддержки министерств и администраций»
В «Вышнем Ярусе» необычная по цветовой гамме, но при этом – качественная картинка. Много и компьютерных спецэффектов. Трудно поверить, что фильм снимался на фотокамеру, а большинство участников съемочной группы, включая самого режиссера, до этого не имели никакого отношения к кинопроизводству.
«Я до «Замысла» не снимал кино, не получал режиссерского образования и даже фильмов толком не смотрел, – признается Зодчий. – Был некоторый опыт создания клипов. Всему учился сам, в том числе – монтировать, делать компьютерную графику».
В начальных титрах «Замысла» сообщается: «Без поддержки министерств и администраций». Двухчасовая лента сделана энтузиастами, которые не только трудились бесплатно, но и тратили на съемочный процесс свои средства. Ни государство, ни частные компании не оказывали помощи. С другой стороны – никто не влиял на съемочный процесс, благодаря чему фильм получился по-настоящему независимым.
«У нас нет отдела кадров, все – на добровольных началах, – говорит создатель «Донфильма». – Люди сами обращаются, говорят, что могут выполнять ту или иную работу. Вот, например, Толик Глазунов не только сыграл в фильме, но и назначил себя продюсером «Замысла», и с этой работой отлично справился».
Донецкий рок-музыкант Анатолий Глазунов, он же «Мям», сыграл в ленте персонажа, обозначенного в титрах как Заключенный. Глазунов говорит, что небольшой актерский опыт у него был – до войны играл в любительской постановке по «Запискам психопата» Венедикта Ерофеева. Роль в «Замысле» – его дебют в кино.
«Мы с Димой Зодчим давно знакомы. В 17-м году я был в Донецке, встретился на концерте с Салкиным (Салим Салкин – рок-музыкант, солист донбасской панк-группы «День Триффидов», в фильме «Замысел» – Свой – прим. ДАН). Он мне сказал: «Мы фильм снимаем. Большой, полнометражный. Ты тоже нам нужен». Так я в «Донфильм» и попал, – рассказывает Глазунов. – Играть особо и не пришлось – просто вошел в состояние персонажа. Мне предварительно Дмитрий прислал текст. Я прочитал и понял, что персонаж выполним. Мы приехали на место съемок – это был угольный сарай. Там уже факелы горели. Я зашел, попросил всех удалиться и полчаса меня не трогать. В одиночестве там посидел, заодно и грим сам себе нанес. Потом вышел на свет – по глазам меня так резануло – и говорю ребятам: «Я готов, можно снимать», а они мне: «О, а ты уже в образе». Зашли, сняли без репетиций. Потом решил, что потяну работу продюсера, организатора показов. По России фильм возил».
Весь фильм снят в Шахтерске и окрестностях. За отсутствием студии съемки велись в квартирах, сараях, заброшенных домах, на проселочных дорогах, в степи и посадках. Те, кто смотрел «Замысел», наверняка обратили внимание на скалы. Чтобы их снять, не нужно ехать в Крым: своими скалами славится Зуевский ландшафтный парк, а конкретно эти сняты между Шахтерском и Зуевкой.
«Летом 17-го мне написал Дмитрий Зодчий, мой знакомый еще с довоенных времен, и предложил поучаствовать в фильме, – вспоминает Лазовский. – Он живет в Шахтерске, съемки проходили там же. И совпало как раз с тем, что под Шахтерском тогда проходил музыкальный фестиваль. Я заехал к Дмитрию, мы посидели, поговорили. Он показал мне уже наработанные моменты. Мне понравилось то, что я увидел, понравилась та роль, которую он мне предложил, и я согласился. Съемки проводились в том же году, по-моему, в июле. Мы за один день отсняли все мои эпизоды. У меня уже был театральный опыт, но я понял, что сниматься в кино – это несколько другая практика. Сам процесс мне понравился. Изюминка еще была в том, что полного сценария Дмитрий не показывал – только мои сцены. Но я доверился ему, потому что давно знал этого человека, и был уверен, что он ничего плохого сделать не может. У Зодчего хорошее чутье в том плане, что он подбирает людей на роли в соответствии с их характерами. Поэтому, изображая Нечета, я не напрягался, а практически был собой».
Всего в «Вышнем Ярусе» снялось около полусотни человек, не только из Донбасса, но также из России и Чехии. Это, в основном, друзья и знакомые Зодчего, среди которых, как можно уже было заметить, немало донбасских рок-музыкантов. С некоторыми же режиссер не был знаком раньше – списывался с ними в интернете или находил прямо на улице: главное – чтобы подходили на роль.
«Было немало сложностей, – рассказывает пресс-атташе «Донфильма» Катерина Лашина. – В частности – трудности со съемками в темное время суток. И вообще, в 16-м и 17-м годах, когда человек появлялся с камерой и начинал что-то снимать, – это вызывало подозрения. Поэтому после нескольких неприятных ситуаций приходилось как-то осторожничать. И, естественно, были сложности финансовые. Иногда не хватало средств даже на бензин, чтобы выехать куда-то на локацию. Поэтому выбирались для съемок самые близкие территории к проживанию. Благо в окрестностях Шахтерска много мест красивых».
Без профессионального оборудования съемки и постпродакшн растянулись почти на четыре года. По словам Зодчего, снятые на фотокамеру кадры кропотливо обрабатывались, многое приходилось доснимать. В 2019 году «Замысел» наконец-то добрался до зрителя.
Не отреклись от Донбасса ради европейского фестиваля
Итак, Анатолий Глазунов выступил в качестве продюсера «Замысла». При организации тура по России цель была поставлена масштабная – не один город, не два, не пять. Он хотел, чтобы география была как можно более широкой.
«Было порядка 25 городов, не только региональных центров – разных, – вспоминает Глазунов. – Все делалось по интернету: заходил в поиск, искал какие-то киноклубы, какие-то помещения. Что-то по знакомым, что-то вслепую по регионам, где никого нет. Хотелось изначально еще больше, чем вышло в итоге. Но где-то отказывались, где-то киноклубы закрылись из-за административных вопросов. С другой стороны, у каждого клуба есть своя аудитория, свой «приход», и если уж договорился, то публика наверняка соберется. Это можно сравнить с советским форматом квартирников, когда поэты и музыканты по стране ездили и подпольно выступали. Только тогда интернета не было, работала «голубиная почта». И приходило ведь много – квартиры «трещали» от количества людей. Вот это был андеграунд!»
«Замысел» был показан в ДНР – в Донецке и Горловке. На сеансы приглашали тоже в основном своих. Были показы и в кинозалах Чехии. А вот фестивальная судьба фильма сложилась достаточно интересно. На III Международном русском кинофестивале лента стала лауреатом в номинации «Экспериментальный фильм». Известный чешский Международный кинофестиваль в Карловых Варах тоже был готов включить «Замысел» в основную конкурсную программу. Но тут вышла заминка.
«Сначала организаторы фестиваля восприняли фильм замечательно, – рассказывает Зодчий. – Говорили, что это – «новый Тарковский», но потом стали извиняться и объяснять, что не могут принять нашу заявку из-за политики. Предлагали убрать упоминания ДНР и использовать другое название студии – не «Донфильм». Причем не настаивали, что студия должна быть именно украинской, говорили, что любой российский город подходит, например Ростов или Таганрог. Но я не захотел отказываться от Донбасса и от названия нашей студии ради фестиваля».
С 20-го года фильм выложен в свободном доступе в сети. В YouTube – там у первого «Замысла» уже 2,5 миллиона просмотров - и на других сайтах его активно смотрят и обсуждают, а блогеры делают на него обзоры, строя теории по поводу содержания фильма и авторов.
«Сегодня фильм «Замысел» посмотрели жители многих стран, – говорит Лашина. – Не хочу громких слов, но можно сказать, что его знают во всем мире. Потому что отзывы идут отовсюду, и пресса иностранная интересуется. К нам и голландские журналисты обращались, и германские, из Америки тоже писали. Поэтому «Донфильму» нужно дальше только повышать планку и достойные фильмы снимать. В этом нам очень поможет студия, строительство которой сейчас активно ведется».
Строительство студии ударными темпами
Жители Шахтерска озадачены: на окраине города кто-то занял давно заброшенную стройплощадку. За считанные месяцы рядом с запущенным, постепенно разрушавшимся недостроем выросло новое здание. На воротах площадки надпись: «Донфильм». Киностудия? Ну, кто ж в такое поверит?!
«Понимание того, что «Донфильму» нужно свое помещение и съемочный павильон, пришло во время работы над первой частью «Замысла». Когда у студии нет «дома» – возникает много сложностей, и сам процесс идет медленно, – говорит Зодчий. – Только не было до конца ясно – что лучше: занять и реконструировать «заброшку» или построить все заново. Весной этого года решил, что надо строить. Здание возвели всего за три месяца – в начале августа здесь был котлован. Для этого пришлось выкупить и разобрать другую заброшенную постройку. Местные отнеслись к нашей активности неоднозначно и настороженно. Версии разные – от военного объекта до церкви баптистов. А еще слышал, люди говорят: «Вот увидите – скоро здесь «мерседесы» ездить начнут». Ну, мы и сами порой подкидываем им идеи».
Деньги на строительство были собраны благодаря зрителям. Средства слали, главным образом, из разных регионов Российской Федерации, а также из ДНР и ЛНР. Кроме того, помогали жители Франции, Германии, Голландии, Великобритании, США и других стран. Сейчас получено и уже вложено в стройку более 6 с половиной миллионов рублей: это больше минимума, который требовался создателям студии на начальном этапе, но впереди еще немало затрат – народные сборы продолжаются на сайте «Донфильма».
«Кроме сбора средств, нам регулярно помогают наши друзья субботниками, – рассказывает Лашина. – А еще по инициативе зрителей был создан стройотряд. Ребята позвонили и сказали: «Мы приедем – придумайте для нас задачу, которую мы можем выполнить конкретно в этот день». Они приезжают и помогают месить раствор, носить кирпичи, в общем, выполняют разные подсобные работы. Это люди со всей Республики – Донецк, Макеевка, Шахтерск, Зугрэс, Торез, Снежное, Старобешево и так далее».
На данный момент на стройке постоянно трудится бригада из 12 человек, но создается впечатление, будто намного больше: сквозь клубы пыли летят искры, всюду сверлят, пилят, сваривают, не забывая между делом шутить и смеяться. В общем, работа кипит. Зодчий лично участвует в строительстве и направляет процесс.
«Само двухэтажное здание уже построено и остеклено, – говорит создатель «Донфильма». – Сейчас идут внутренние работы. Студийный павильон будет примыкать к основной постройке, он тоже практически готов – осталось перекрыть. Еще наладим тут отопление. Это будет наш первый корпус. В перспективе хотим освоить всю территорию».
По словам Зодчего, совсем скоро – возможно, уже в начале 2022 года – в здании и павильоне «Донфильма» будут созданы все необходимые для работы условия. И начнутся съемки.
А что дальше?
Многие из тех, кто посмотрел «Вышний Ярус», с нетерпением хотят увидеть продолжение, и спрашивают создателей – когда оно будет. Ждавших вторую часть «Замысла» можно обрадовать: в планах у Зодчего – в построенной студии первым делом начать съемки именно этого фильма. Но тех, кто ждал продолжения приключений мальчика Зги, придется огорчить: его история завершена.
«Скорее всего, в январе начнем снимать вторую часть «Замысла», и актеры на главные роли уже подобраны. Второй фильм – в стадии продумывания, но уже сейчас можно сказать, что это – совсем другая история с другими персонажами, – говорит режиссер. – А мальчика Зги не будет. Да и в принципе – порядка пяти лет прошло. Вырос мальчик. Кирилл Медведев теперь – молодой человек, старшеклассник».
Еще одна неожиданная новость заключается в том, что «Замысел» больше не рассматривается режиссером как трилогия, о чем заявлялось ранее: теперь фильмов в этой серии планируется снять больше. «Будет линейка «Замысел» из многих фильмов. Пока хочу снять хотя бы семь, – делится планами Зодчий. – Но там увидим, как будет идти. Все может и поменяться».
По словам режиссера, технически новый фильм будет гораздо совершеннее. Со студией начнет сотрудничать специалист по графике из Москвы, который будет обучать команду «Донфильма» созданию современных компьютерных эффектов.
Что касается актеров, то уже сейчас поступает много заявок на участие в фильме, причем большое количество – из России. Зодчий не исключает, что в новой ленте появятся профессиональные актеры, чьи имена на слуху, но принцип отбора остается прежним – человек получит роль, если режиссер увидит в нем черты персонажа.
«Актером «Донфильма» может попробовать стать каждый, – отмечает в свою очередь Лашина. – Для этого нужно заполнить заявку в нашей группе ВКонтакте или на официальном сайте киностудии. Только прошу: оставляйте ссылки на страницы с вашими фото или видео. К сожалению, не все это делают. Режиссер должен, прежде всего, увидеть вас, чтобы принять решение».
На «Донфильме» планируют снимать не только «Замысел» и не только фильмы Зодчего. По словам Лашиной, сама концепция этой донбасской киностудии предполагает собрать на одной территории много талантливых людей: режиссеров, актеров, сценаристов, музыкантов, художников. Студийный павильон уже совсем скоро позволит снимать несколько фильмов одновременно. В перспективе же на территории «Донфильма» появится творческая деревня со своей инфраструктурой. Там будет парк, детская площадка, кафе, кинозал, концертная сцена, магазин, квартиры для проживания сотрудников и гостей студии. Там же оборудуют цеха для производства костюмов, декораций, реквизита.
«Уже сейчас есть немало людей, включая россиян, которые хотели бы не просто сотрудничать с «Донфильмом», но и здесь жить, – говорит Зодчий. – Люди талантливые объединятся, потихоньку все соберутся в одном месте. Я уже не раз говорил: моя цель не искусство как таковое. Искусство – это средство. Цель – создать новый уклад, и, как мне представляется, с помощью кино это сделать проще всего».