Донецк 28 авг – корр. ДАН. Художественный фильм «Солнцепек», посвященный началу боевых действий в Донбассе, вышел на экраны 11 августа, позже был показан по ТВ, сейчас доступен в сети. Забегая вперед, следует отметить, что лента вышла крайне жестокой. Картина вызвала крайне неоднозначную реакцию и немало споров.

Нужны ли зрителю кровавые подробности, или создатели фильма могли обойтись без них? Насколько близко это кино к реальности? Стоит ли вообще смотреть «Солнцепек»? Корреспондент ДАН попытался разобраться в этих вопросах, а для этого – не только посмотрел фильм, но и пообщался с непосредственным участником событий 2014 года.

Возвращение в огненное лето

Действие фильма происходит в мае 2014 года в ЛНР, в самом начале конфликта в Донбассе, который не смирился с националистическим переворотом в столице Украины.

«Страшно, когда человек, с которым ты разговаривал еще четверть часа назад, становится «двухсотым». Вот он шутил, смеялся, строил планы на жизнь, а теперь нет ни планов, ни жизни. Безвозвратно и страшно, но уже как-то обыденно взрыв мины или снаряда украинской реактивной системы «Град» обрывает жизни целой семьи, нещадно калечит ни в чем не повинных мирных жителей», – вспоминает волонтер Добровольческого отряда ДНР Иван (имя изменено) о событиях весны-лета 2014 года в Донбассе.

По его словам, на тот момент было очень мало подготовленных к экстремальным ситуациям людей, которые могли эффективно работать. Не хватало буквально всего: медикаментов, перевязочных материалов и самое главное – грамотных медицинских специалистов. Добровольцами и в медицину, и в Народное ополчение Донбасса приходили исключительно высокомотивированные люди, но, к сожалению, абсолютно незнакомые с военной спецификой.

«В расположение нашего подразделения парень с девушкой принесли реополиглюкин – очень хороший кровезаменитель, который используется при тяжелых ранениях. Два флакона – вот только без систем для внутривенных вливаний. «Ну, и что мне делать с этим лекарством?» «Ой, извините, мы не подумали, сейчас купим!» К тому же, июнь 2014 года отличался исключительно жаркой погодой. Пара часов при температуре за 30 градусов и дорогой кровезаменитель превратился бы в прокисший бульон. В итоге под лекарства пришлось «реквизировать» обычный холодильник для хранения медицинских препаратов. Хорошо, что бойцы отнеслись к этому с пониманием», – говорит собеседник агентства.

Как начинается война

В фильме «Солнцепек», на субъективный взгляд зрителя, жестокость войны показана со всей неотвратимостью. Вот женщина пропалывает огород, вечером она планирует провести в кругу семьи, с неспешным ужином, чаем и каким-нибудь советским фильмом по телевизору… Свист мины, взрыв – и на развороченном огороде лежит изувеченный труп.

Вот так и начинается настоящая война – когда разбивается та тонкая хрустальная грань, когда еще вчера все было нормально, когда оставалась еще надежда разрешить конфликт мирным путем. А уже сегодня родной дом лежит в развалинах, и не остается ничего, кроме как взять в руки автомат с Георгиевской ленточкой на цевье.

И уже нет мыслей о том, что, мол, «перебесятся, помайданят и успокоятся». Остается только страх, что скоро придут за тобой, уничтожат и твою семью, как уничтожили семью соседа или знакомого.

«Я отнюдь не герой-доброволец, пойти в ополчение, а потом и в Народную милицию ДНР меня заставил именно страх – того, что и в мою дверь скоро постучатся прикладом автомата. Единственная возможность преодолеть этот страх – встретить врага на огневом рубеже в компании таких же добровольцев», –  признается Иван.

Иди на Донбасс и смотри

Один из героев фильма – бывший «афганец», офицер Павел Грицай, командир Луганского ополчения. Его играет Народный артист РФ Алексей Кравченко. Образ сильного человека, который в трудную минуту встал на защиту родной земли.

Первой работой Кравченко в кино была роль мальчика Флеры из фильма «Иди и смотри» режиссера Элема Климова. Эта кинокартина посвящена военным преступлениям гитлеровцев в Белоруссии. А фильм «Солнцепек» повествует о военных преступлениях украинских силовиков и боевиков добровольческих батальонов Донбассе. Между событиями, которые легли в основу этих двух кинокартин, пролегли 75 лет, но смысл их одинаков и очевиден для тех, чьи деды в 1945 году победили фашизм.

По другую сторону баррикад…

Довольно объективно показаны в фильме «Солнцепек» обе враждующие стороны: и донецкие ополченцы, и украинские националисты. Причем последние выглядят отнюдь не монолитной массой – у каждого своя история и личные мотивы для вооруженной агрессии. Неплохо показаны двое подобных типов: националист из Львовской области и либерал из РФ, презирающий и собственных сограждан, и пророссийски настроенное население Донбасса.

«Поначалу, действительно, среди украинских националистов было много идеалистов, веривших в некое «светлое будущее» без русских на Украине. Мне лично в мае-июне 2014 года пришлось оказывать медицинскую помощь пленным украинским радикалам – мы не делали различия между противоборствующими сторонами, к этому обязывал красный крест на нашей полувоенной форме», – вспоминает Иван.

Отдельная сюжетная линия уделена украинскому «афганцу», который понимает долг в том, чтобы научить «майдановцев» воевать, так же как учили и его самого, то есть – по советским стандартам подготовки. И он обучает тех, за кого теперь отвечает. Вот только борьбу за свою страну и патриотизм он понимает превратно. Но это кадровый советский офицер поймет гораздо позже, когда с обеих сторон противостояния прозвучат выстрелы, прольется первая кровь, и изменить уже ничего будет нельзя.

Под знаком милосердия

Объединяет рассказанные в фильме истории линия врачей скорой помощи, которые выезжают на места обстрелов и перестрелок. И в этой ветке повествования противоречий также практически нет.

Скорая помощь с включенной сиреной и «мигалками» стала таким же символом лета 2014 года, как и Георгиевская лента на униформе донецких ополченцев. Ее пропускали по обе стороны линии соприкосновения, слово медика было решающим для тех, кто держал в руках оружие.

«На войне тема милосердия встает особенно остро. Человек в белом халате обеими сторонами конфликта воспринимается как предпоследняя инстанция на пути в небытие. Но, к сожалению, в 2014-м это продолжалось недолго. Уже в июне медицинский автомобиль Добровольческого медотряда ДНР был захвачен боевиками одного из националистических батальонов. Водитель, волонтер-медик и врач взяты в плен, но потом обменяны на украинских силовиков. А прекрасно оборудованный реанимобиль украинские националисты попросту сожгли», – говорит участник событий.

Он также добавил, что после того, как развернулись интенсивные боевые действия, украинские снайперы специально начали целенаправленную охоту на полевых медиков ополчения ДНР. «Поэтому красные кресты на подсумках мы закрашивали, а сами старались одеваться в обычный полевой камуфляж без знаков различия, чтобы специально не обозначать себя перед снайперами», – отмечает Иван.

Боевой антураж

Боевые сцены в фильме смотрятся, может быть, и не так эффектно, как в западных блокбастерах, но зато очень реалистично. Действительно, и донецкие ополченцы, и украинские националисты садят из автоматов очередями, не жалея патронов. Это естественно для неподготовленного стрелка. В этом отношении «цепляет» сцена с перекошенным патроном в автомате националиста. Да, в бою, как говорится, и «клина поймать» можно. Более того, в ходе нормальной стрелковой подготовки бойцов учат, в том числе, устранять задержки при стрельбе и беречь патроны, стреляя одиночными.

Выразительны моменты, в которых показаны действия опытных, обстрелянных бойцов на фоне бестолковых метаний необстрелянных, но очень высоко мотивированных «парамилитариев». Особенно это относится к участникам украинских националистических батальонов. Для них любое требование дисциплины со стороны командиров являлось «оскорблением свободы и независимости».

А вот ополченцы довольно быстро поняли, что сила – как раз в организованности сопротивления. Это показано в эпизоде штурма укреплений украинского добровольческого батальона. Командир Луганского ополчения не только ведет в атаку своих ополченцев, но и весьма грамотно, не теряя хладнокровия, руководит боем. Так он дает целеуказание гранатометчику для стрельбы по пулеметной точке противника. Когда его группу накрывают минометным огнем, он, быстро оценив ситуацию, приказывает идти вперед, пока мины ложатся с перелетом.

«В первое время приходилось очень много и очень многому учиться. Запоминать, думать. Тренироваться, воспроизводя различные неотложные ситуации. И это – только то, что касается медицины. Я помню, как ополченцы распечатывали целые фолианты баллистических таблиц для стрельбы из пулемета или станкового автоматического гранатомета. А ведь это далеко не самые сложные виды оружия», – вспоминает Иван.

«Полет валькирий» над Донбассом

В фильме появляются и некие «неназванные воинские подразделения», которые устраивают засаду на колонну украинских войск. Действуют они четко и слаженно, «отрабатывая» цели. А потом уходят по полю навстречу солнцу под фрагмент из оперы Рихарда Вагнера «Вхождение богов в Вальхаллу». Намек весьма прозрачный и очевидный. Так же, как и слова командира «неназванного подразделения»: «В общем, мы там колонну украинской армии остановили. Теперь у вас есть бронетехника».

Но в сюжете ленты это, скорее всего, лишь символ того, что Россия своих не бросает. Это и есть – один из основных посылов, как минимум, весьма неоднозначного в плане восприятия художественного фильма.

Подводя итоги, надо сказать, что в фильме все – на своих местах, в том числе натуралистичные сцены насилия. Обойти их, пощадив зрителя – то же самое, что и закрыть глаза на тысячи жертв войны. К тому же фильм глубже, чем может показаться с первого взгляда. Внимательный зритель может обнаружить множество отсылок и скрытых в деталях смыслов. *пг*гж*ъъ