Донбасс активно восстанавливается. Даже когда рядом рвутся снаряды, а до линии боевого соприкосновения лишь несколько десятков (а то и просто несколько) километров. И здесь все решают труженики тыла. Такие как руководитель Каранского карьера Вадим Морозов. Портал объясняем.рф и Донецкое агентство новостей рассказывают о том, почему опытный руководитель после нескольких лет работы в Тульской области вернулся на малую родину и восстанавливает заброшенное ранее предприятие по добыче гранита.
Начав с нуля
Уроженец города Комсомольское, что юго-восточнее Донецка, Вадим Морозов своим примером подтвердил пословицу «Где родился, там и пригодился». Получил высшее образование по классической для Донбасса специальности «горное дело» и затем второе — экономическое. В 1999 году пошел работать экономистом в Комсомольское рудоуправление.
Быстро дорос до начальника отдела материально-технического снабжения и трудился на этой должности 14 лет. Серьезный карьерный путь серьезного человека, все — в духе традиций: если взялся, доводи до конца, работай ответственно и обстоятельно.
В 2020-м Вадима пригласили в Тульскую область — на должность заместителя генерального директора «Новомосковскавтодора», компании, которая также работает в горнодобывающей отрасли. Но всего через два года позвали обратно: возрождать на освобожденной территории закрытый уже много лет карьер.
«Ни минуты не сомневался, сразу согласился. У меня ведь здесь родители, я сам с Донбасса», — объясняет Морозов. Возможность вернуться к родным, да еще поднимать экономику родного края перевесила вероятные контраргументы. А они были: Волновахский район между Донецком и Мариуполем тогда только освободили, и боевые действия продолжались совсем близко. До линии боевого соприкосновения были считанные километры, артиллерия противника «дотягивалась» до карьера.
Здесь, в поселке Мирное, были поистине авгиевы конюшни, только с гранитом и необходимостью наладить производство щебня для дорожного строительства. Территорию Донецкой Народной Республики активно освобождали военные, и сразу за ними шли строители: ремонтировали и отстраивали с нуля школы, больницы, дома и, разумеется, дороги. Для этого необходим щебень, а его добывали на Каранском карьере, закрытом с 2008 года.
«Почти за полтора десятилетия карьер разграбили, в нем не осталось техники. Однако мы восстановили не только работу самого добывающего комплекса, но и фабрику, построенную еще в 1950-х. Активно модернизируем оборудование, закупаем дробилки, грохота. Штат предприятия уже превышает 230 человек», — перечисляет собеседник.
В нем чувствуется крепкий хозяйственник. С советских времен таких руководителей называли «красными директорами». Работящий, ответственный, вникающий во все — разговариваешь с ним и понимаешь, что мысли у него выстраиваются в четкую систему, и на ее основе принимаются решения. Для такого человека с нуля восстановить работу большого производства — настоящий вызов. И Морозов его принял — сорвался с уже обустроенного быта в спокойной Тульской области и вместе с семьей вернулся в родной Донбасс.
Новая команда карьера взялась за работу энергично. Сначала пришлось решать совсем непрофильные задачи. «Практически все с нуля делали, тогда посреди карьера росли деревья. Пришлось сначала их выкорчевывать, чтобы начать добывать гранит. До сих пор иногда попадаются корневища», — рассказывает Морозов.
Буровзрывные работы, необходимые для производственного процесса, поначалу проводить тоже не могли, но благодаря помощи главы ДНР Дениса Пушилина и правительства региона все наладили. Такой подход — взяться всем вместе и просто делать свое дело — сработал и быстро принес плоды.
Карьер начали восстанавливать и запустили осенью 2022-го, сумев до конца года добыть более 300 тыс. тонн гранитного щебня. А в 2023-м этот показатель превысил уже 1,2 млн тонн. В этом году на предприятии планируют снова кратно увеличить результат и выработать до 2,5 млн тонн. Чувствуется рациональная уверенность в собственных силах: сможем, сделаем. И в первую очередь она исходит от руководителя. А он знает о карьере и продукции, пожалуй, все.
Дороги, которые объединяют
«Щебень необходим для дорожного строительства. Продукция карьера с 2022 года позволила построить более 200 км дорог, в основном в Тельмановском районе, но и в другие места идут поставки, например, на асфальтобетонный завод в Бердянске», — рассказывает Морозов.
И это при том, что в 2022 году предприятие нередко попадало под обстрелы. Однако все продолжали работать и внесли свой вклад в восстановление таких дорог, как Донецк — Мариуполь, Тельманово — Волноваха, Амвросиевка — Мариуполь. «Мы понимаем ответственность, которая лежит на нас. Поэтому переступаем через страх и выходим на работу. Когда-то все это закончится, и нам предстоит большая работа по восстановлению республики», — рассказывает руководитель карьера.
В тот год, когда предприятие перезапускали, путь на автомобиле от Старобешевского района до поселка Мирное, где находится карьер, занимал от полутора до двух часов. Сейчас же время в дороге сократилось до 40 минут. Транспорт ходит, грузы доставляются, люди ездят по делам — налаживается мирная жизнь. В самом поселке Мирное уже нет пустующих домов, жители возвращаются. «Люди видят, что с Россией есть будущее», — отмечает наш герой.
Есть будущее и у карьера. Предприятие уже наладило контакты с партнерами из Китая. Те согласились поставить новое оборудование, а также помочь с запуском завода по производству минерального порошка, который тоже необходим для дорожного строительства. Взамен в Поднебесную отправится продукция из Донбасса.
Проще и быстрее станет также отгружать и перевозить щебень. В этом году планируют приобрести четыре самосвала и начать восстанавливать железнодорожную ветку к карьеру.
Вместе с тем Каранский карьер следует традициям и активно проявляет себя как шеф поселка Мирное, для которого является градообразующим предприятием. За счет организации в поселке уже построили футбольное поле, организовали занятия детей и пригласили для них тренера.
Семейные ценности
Сам Морозов признается, что мечтает, конечно, о мирном небе над головой. А еще — об экономическом росте Донбасса, чтобы в него инвестировали, создавали новые рабочие места. Собеседник заверяет: Донбасс выдаст на-гора столько, сколько понадобится, такой уж у здешних людей характер. «Это всегда был работящий регион. А теперь у людей улучшаются условия жизни, налаживается быт. Мы можем еще больше», — убежден он.
Под мирным небом руководителю Каранского карьера, возможно, наконец удастся уделять время своему хобби — он любит рыбалку и охоту, в том числе тихую, грибную. Пока совсем не получается вырваться: работа практически в режиме 24/7. При этом свои способности в «рыбном деле» наш герой оценивает критически. Говорит, что вот отец — заядлый мастер-рыболов, а сам Вадим — рыбак «на троечку».
Хотя порой все же удается организовать семейную прогулку в родном Комсомольском — например, по местному уютному парку. Раньше семья Морозовых часто ездила в Донецк на выходные — гуляли по центру, по Парку Щербакова. Сегодня боевые действия внесли свои коррективы.
Комсомольское в 2014 году бомбили одним из первых. «Хорошо помню, как тогда погибли наши земляки, мирные жители — отец с ребенком, которые просто шли к речке. Мы с супругой и сыном нередко прятались в подвале, потому что на улице было невозможно находиться. В декабре 2014-го там же, в подвале, провели весь день рождения сына», — описывает собеседник.
Сегодня сын уже окончил Донецкий государственный университет, теперь он тоже экономист и управленец. Планирует остаться на малой родине и быть полезным республике, как отец. Вадим признается: «Моя главная мотивация — то, что сын мной по-настоящему гордится. Это дает невероятный заряд сил и энергии. Будем работать дальше».
А значит, Донбасс точно восстановится и будет процветать. С такими надежными людьми иначе и быть не может.