Донецк, 23 фев – корр. ДАН. Обострение конфликта в Донбассе нарушило привычную жизнь многих людей. Если женщины, старики и дети были отправлены в эвакуацию, то мужчины, способные держать оружие в руках, пошли в пункты сбора, чтобы встать на защиту своей земли.
Корреспондент Донецкого агентства новостей пообщался с мобилизованными на сборном пункте в Киевском районе Донецка и выяснил их настроения перед отправкой в резерв Народной милиции ДНР.
Именно Киевский район Донецка из-за близости к фронту все эти годы находился под обстрелами со стороны украинских войск. Особенно сильно стреляют по нему сейчас. Местным жителям не нужно смотреть телевизор, чтобы оценить обстановку, – достаточно только выглянуть в окно, если оно еще целое, и не забито фанерой после того, как ударная волна очередного взрыва выбила стекла.
На сборный пункт, размещенный в одной из школ, стекаются люди, словно ручейки в бурный водоворот войны. Но пугает он уже не многих. За восемь лет и без того жесткий характер дончан еще больше закалился, многие приходят сейчас, уже имея за плечами опыт напряженных боев лета 2014 года или зимы 2015-го – освобождения Дебальцево совместно подразделениями ДНР и ЛНР.
«До войны я служил в СОБР МВД. Когда началось в 14-м году, пошел в ополчение. Помнится, мы под Ясиноватой поставили зенитную пушку на железнодорожную платформу с тепловозом. Получился своеобразный «бронепоезд». Понадобился он нам всего лишь один раз – прикрывали огнем, когда вытаскивали наших раненых ребят с «нейтралки»», – вспоминает дончанин Роман.
Вместе с ним подходим к сборному пункту, возле которого дежурят бойцы военной комендатуры Донецка. Роман улыбается им, как своим знакомым. Действительно, служивый такого же служивого увидит сразу.
Стоит понимать, что за каждым человеком – его судьба, которая в разговоре буквально расцвечивается неожиданными фактами.
«Начинал служить еще с 2014 года в 7-й бригаде в Луганске, потом перевелся в ДНР и прослужил три с половиной года в разведвзводе, потом – наводчиком зенитной установки ЗУ-23-2. У меня 4 февраля закончился контракт, и я сейчас перевожусь в другое подразделение», - рассказывает Сергей Таратута с позывным «Паук».
Он считает, что сейчас в сложившихся условиях можно закончить то, что хотели сделать еще в 2014 году. «Надеюсь на то, чтобы освободить и свой город, я живу недалеко от границы с Крымом в Херсонской области, и уже восемь лет не был дома», – говорит Сергей.
Но если вы думаете, что он – «профессионал войны», то отнюдь. По гражданской специальности товарищ из Херсона – музыкант. Окончил Культурно-просветительское училище по специальности «игра на семиструнной гитаре и клавишных инструментах».
Призывники совершенно разные: здесь в одном строю могут оказаться и студент, и преподаватель из Донецкого национального технического университета, и рабочий, и служащий. Кто-то пришел впервые, особенно это касается ребят 1995 года рождения.
Напомним, что с 22 февраля Глава ДНР Денис Пушилин указом № 31 постановил осуществить призыв на военную службу граждан Республики 1995-2004 годов рождения.
«Пришел сюда, чтобы защитить свой дом. Я живу здесь, в Киевском районе Донецка, и в последнее время слышу, насколько усилились обстрелы с украинской стороны. Раньше не служил, но теперь – пойду!», – Сергей, в мирной жизни теплотехник, настроен решительно.
«Принял решение пойти служить в соответствии с указом Главы ДНР. До этого времени я к армии не имел никакого отношения, работаю преподавателем в ДонНТУ», – говорит Максим.
«Страха перед армией нет, скорее, растерянность», – признается студент того же вуза Глеб.
Вполне вероятно, что стараниями «отцов-командиров» растерянность этого парня сменится уверенностью в собственных силах, жесткой и мотивированной жизненной позицией. Армия действительно закаляет характер. «Ничего, научишься спать стоя и обедать на ходу!», – шутит один из бывалых.
Но все равно, за каждой такой шуткой чувствуется внутреннее напряжение. Тому же поспособствовали звуки канонады – где-то на севере Донецка вновь обстрел, а может быть идет бой…
«Я уже второй раз провожаю в армию сына Владислава, в 2014 году он служил в казачестве. Он отработал смену, пришел утром, собрал вещи и отправился сюда, на сборный пункт. Тяжело, конечно, снова испытывать эти непростые чувства, но с другой стороны, нужно отдать долг Родине, чтобы потом не было стыдно», – вздыхает мать добровольца Ирина.
«Я и в Советской армии служил, и в 2014 году – в ополчении, был в боях за Донецкий аэропорт в июле. Рассчитываю снова пойти в армию, хотя мне сейчас 60 лет, но есть указ, согласно ему мне можно», – говорит доброволец Борис.
Пока что на сборном пункте записали его данные и обещали перезвонить. Понятное дело, что предпочтение отдают более молодым. Но само решение взрослого человека, которое уже никак не назовешь просто порывом, свидетельствует о глубокой внутренней мотивации.
Напомним, что, согласно указу Главы ДНР № 32, проводится призыв на военную службу мужчин в возрасте старше 55 лет в добровольном порядке.
На сборный пункт приходят и семьями. Например, отец и сын Бушуевы. Игорь Николаевич - воин-афганец, до событий 2014 года служил в милиции. «Когда в 2014 году начались протесты, мы стояли на блокпостах, ездили на вызовы, в общем, поддерживали правопорядок. После провозглашения ДНР я продолжил службу в полиции», – говорит он.
«Мы договорились, что, если куда и пойдем служить, то только вместе с сыном! Родные дома отнеслись с пониманием, хотя и было тяжело», – говорит он.
«Мне 27 лет, боевого опыта никакого не имею, просто пришел по зову сердца – на защиту семьи, Родины. Ну, и воспитание, конечно, сыграло свою роль», – улыбается Артем, глядя на отца.
Артем – госслужащий, работает начальником отдела в Министерстве молодежи спорта и туризма. «Моя позиция такова, что каждый госслужащий должен встать на защиту Республики!», – убежден молодой человек.
Из дверей школы вышла очередная партия призывников и направилась к автобусам. Родные, матери, жены, сестры, торопливо передавали им сумки с вещами. Небольшая заминка: преувеличенно-веселые женщины мужественно сдерживают слезы. Они стараются не расстроить своих защитников излишним проявлением эмоций. Таковы еще одни реалии современного Донецка – в День защитника отечества, молча и без суеты собираться на фронт, защищать свои дома и семьи.