Севастополь, 27 авг — корр. ДАН. Донецкий государственный академический театр оперы и балета завершил в Крыму серию премьерных показов балета «Война и мир» по роману Льва Толстого, заключительное представление прошло в субботу вечером в Севастополе на сцене Дворца культуры рыбаков. О том, как готовился спектакль, как он прошел и как его встретили зрители — в нашем репортаже.
Это уже четвертый спектакль в Крыму, но неизменная суета за кулисами — как в первый раз. Костюмер торопливо доглаживает офицерский мундир с золотистыми эполетами, танцовщицы из кордебалета привычными движениями подкалывают локоны, а рабочие сцены устанавливают декорации — обитый бархатом диван с правой стороны, а зеркала высотой в два человеческих роста — с левой. То и дело на весь зрительный зал тонко звучит фрагмент партии скрипки — оркестр отрабатывает каждую ноту.
Прима-балерина театра «Кремлевский балет» Екатерина Первушина выпорхнула из гримерки с такой легкостью, словно она уже на сцене. Рассказывает, что сначала ее героиня — Наташа Ростова — была для нее загадкой. Но в какой-то момент все изменилось.
«Когда начались прогоны и первые спектакли в Симферополе, я поняла, что это полностью моя героиня, мне было очень интересно ее играть. Она отражает мои внутренние чувства и ощущения. Она меняется, она растет. И очень много было потрачено времени, чтобы в танце, в пластике отразить это. Я очень рада, что в моем репертуаре появилась такая партия», — делится прима.
В Крыму балерина выступает впервые. Артистов предупредили, что крымский зритель «насмотренный», удивить будет сложно. Но все предыдущие три спектакля — два в Симферополе и один в Севастополе — прошли при полном аншлаге. Теплый прием крымского зрителя отметили и другие участники спектакля. Все они серьезно готовились, воплощая образы своих персонажей. Ведущий солист Марийского театра оперы и балета Артем Васильев, играющий Кутузова, долго изучал своего героя.
«Читал перед спектаклем. О характере Кутузова, о его поведении, как выглядел, какая мимика у него была. В роли, где танца совсем немного, нужно передавать эмоции, образ и характер. Главная цель — показать контраст Кутузова с Наполеоном. Но вот с самим Наполеоном мы не взаимодействуем. Только в сцене Аустерлица, где происходит обсуждение плана битвы. На сцене появляются и Наполеон, и Кутузов, но между собой они не пересекаются. Как две стороны шахматной доски», — объясняет артист.
Танцы мира и войны
Шахматы действительно не раз появляются на сцене. Фигуры в деревянном колесе истории, которые то движутся вперед, то отступают в переломные моменты главных батальных сцен. Битва при Аустерлице, Бородинское сражение. Блестящая, ликующая от первых легких викторий французская армия Наполеона в изящных па точно взмывает в воздух от осознания собственной непобедимости. Сам Бонапарт в дубовых санях появляется на сцене несколько раз. И всегда не один. С ним огненная фурия — Война. Эту героиню своим нестандартным решением ввел в спектакль хореограф-постановщик Андрей Петров. Он не дожил до премьеры несколько месяцев.
Играет жестокую и надменную Войну скромная улыбчивая балерина Донецкого государственного академического театра оперы и балета Дарья Донцова. В танце с помощью языка тела она становится воплощением зла.
«Этот персонаж проходит через весь спектакль. Она разрушает семьи, разрушает любовь. Наблюдает за персонажами, как бы издевается над ними. Здесь очень важна актерская игра — агрессивный взгляд, резкие жесты, вращения, броски», — рассказывает балерина.
Торжествующий, словно ритуальный танец Войны на дымящихся развалинах сгоревшей Москвы заставляет зрителей застыть в молчаливом ужасе. Но недолго ей радоваться. Вот поверженные, перемерзшие и голодные французы бегут восвояси. А русские войска поднимают знамена Российской Империи.
Трагические сцены потерь, страданий героев, попытки найти утешение друг в друге и в помощи ближнему. Все это — в каждом движении, каждой смене декораций. Вот Пьер Безухов впервые танцует с любовью всей своей жизни — Наташей Ростовой. Она словно дразнит его, то утаскивая в хоровод, то отстраняя — ради дуэта с Болконским. Пестрый, задорный и многолюдный прием у Ростовых сменяет чинный и сдержанный первый взрослый бал Наташи Ростовой, где присутствует император Александр I. Где героиня в белом, словно свадебном платье, бесшумно и поразительно легко вращается в фуэте. Тонкие линии рук и ног мелькают так часто, что кружится голова. Здесь ее партнер — только Болконский. Пьер стоит в сторонке и грустно наблюдает. Пьера — одного из главных героев спектакля и романа — играет Михаил Евгенов, премьер театра «Кремлевский балет».
«Это целая жизнь на сцене. От Пьера молодого до взрослого, через войну, через все потери. Через несчастную любовь, которая в итоге стала счастливой. Меняется пластика танца, от глупого неуклюжего мальца до статного мужа», — рассуждает Евгенов.
Даже второстепенные персонажи проработаны до мелочей. Каждый актер переживал судьбу своего героя как свою. Солистка Донецкого государственного академического театра оперы и балета Виктория Губрий, исполняющая роль княжны Марии Болконской, сестры Андрея, перед премьерой перечитала роман Толстого.
«Лев Николаевич описывает ее робкой. У нее непростая судьба. Но эта девушка стойко переносила трудности. Очень тонкой натуры, очень добрая. Он описывал ее как не самой красивой внешности, но ее душа и поступки перекрывали любые внешние недостатки. Я стараюсь передать трепетность своей героини, чтобы зрителю было понятно, что она не наиграна, она такая, какая есть», — рассказывает Губрий.
Балет для всей страны
Мастерство, с которым участникам спектакля удалось передать особенности характеров их героев, отмечает балетный критик и искусствовед Роман Володченков. Он подчеркивает, что совместить четыре тома великого романа в одной постановке — задача непростая. Музыка Вячеслава Овчинникова, которая была написана для фильма «Война и мир» режиссера Сергея Бондарчука, создает настроение и атмосферу той эпохи, а сценография и хореография настолько вписываются в общую канву повествования, что зритель ни на секунду не отвлекается от спектакля.
«Спектакль выстроен на конфликтах. Много столкновений: Наполеон и Кутузов, французские солдаты и русская армия. Все это вмещено в историческое пространство „Войны и мира“. Мы узнаем роман, словно читаем его заново. Очень серьезная драматургия. Причем это очень своевременная постановка для России. Спектакль нужно показывать детям и внукам. Это не агитка, это наша история, которая имеет параллели с современностью», — уверен Роман Володченков.
Он добавил, что премьерные показы «Войны и мира» в Крыму — значимое событие для всей России. Генеральный директор Донбасс Оперы народный артист ДНР Евгений Денисенко надеется, что рано или поздно дончане тоже увидят постановку, но пока собирать залы в Донецке опасно.
«Удивительно, но мы не сорвали ни одну репетицию. Шли обстрелы Донецка, люди с трудом, но добирались и работали. Это риск ради высокого искусства. И мысль Толстого о том, что мир все-таки должен созидаться, что всегда торжествует любовь, касается и Великой Отечественной войны, и нынешней. Борьба ради светлого будущего. Ради этого мы должны показывать и этот спектакль», — резюмирует Денисенко.
И неслучайно балет «Война и мир», воплощенный в сражающемся Донецке при поддержке президентского Фонда культурных инициатив, оказался сейчас востребован как никогда. Севастопольские зрители в субботу проводили спектакль стоячей овацией, а уже скоро, 10 сентября, эта историческая постановка, в которой участвуют артисты трех театров — донецкого, московского и йошкар-олинского — будет представлена зрителю в столице России, в Большом театре.
***
Донецкое агентство новостей — официальный информационный партнер Донецкого государственного академического театра оперы и балета им. А. Б. Соловьяненко (Донбасс Оперы). Видео с показа спектакля «Война и мир» в Севастополе доступны в телеграм-канале ДАН — подписывайтесь!