Фото: Донецкое агентство новостей

Симферополь, 24 авг — корр. ДАН. Премьера балета «Война и мир» по одноименному роману Льва Толстого ошеломила обычно спокойную столицу Крыма, спектакль прошел при аншлаге. Яркие наряды, веера, не спасающие от августовской жары, стойкий запах парфюма — таким запомнился вечер среды в Симферополе.  

На сцене — узнаваемый и без слов сюжет: бал у Ростовых, сражение при Аустерлице, дуэль Пьера и Долохова, и конечно же, кульминация — великая Бородинская битва. Спектакль вместил все, чем так поражает воображение роман Толстого, но вместе с тем язык танца обогатил сюжет интересными метафорами. Например, Наполеон с Войной на плечах. Да, в этом балете Война видима и осязаема, это — отдельный персонаж. Она кружит на полях битв и взаимодействует со всеми персонажами. Так, она склоняется над раненым Андреем Болконским, когда тот смотрит в небо Аустерлица. 

Отточенные движения и полное перевоплощение в героя: в Донецке прошел генпрогон балета «Война и мир»

Даниил Росланов, премьер театра «Кремлевский балет», исполняет партию Болконского. Образ князя, как рассказывает актер, близок ему. «Сложная жизнь человека, в которой много трагических событий, меняющих его характер.  И все это нужно передать зрителю на сцене, причем именно хореографией, пантомимой — это довольно сложно», — делится артист.

Премьеру представили Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А. Б. Соловьяненко совместно с театром «Кремлевский балет» и Марийским театром оперы и балета. Вадим Писарев — художественный руководитель Донбасс Оперы и проекта «Война и мир» рассказал, что было непросто скооперировать три театра, хор и оркестр. Они должны были сыграться, стать одним целым, при том, что общих репетиций было не так много — только в Москве и в Симферополе.

Подготовка постановки была непростой, а масштаб ее — огромен: более 170 человек принимают участие в спектакле, который готовился около полугода, причем многие репетиции прошли в военном Донецке, где гремят выстрелы и взрывы. «В Донецке под постоянными обстрелами артисты приезжали и работали. Они все — герои. Скромные, радушные, любящие жизнь и очень любящие тишину. В этом спектакле побеждают любовь и мужество. Он про нас с вами сегодня», — рассказывает Писарев.

Под огнем французских орудий. Как ставили балет «Война и мир» в военном Донецке

Еще одна сложность — декорации. Живописные, печатные, бутафория — все это потребовало колоссальных ресурсов. «Сорок шесть картин, а это — сорок шесть перемен декораций! Я за свою жизнь таких грандиозных, многогранных спектаклей не видел. Декорации изготавливали и мы, и специалисты из Йошкар-Олы. Мягкие, твердые декорации, колонны, ордена, „колесо войны“, сани, на которых Наполеон выезжает. Военная атрибутика — отдельная тема: пушки, ружья, сабли», — перечисляет Писарев.

Балет поставлен на музыку Вячеслава Овчинникова, она была написана для фильма «Война и мир» режиссера Сергея Бондарчука. Именно ее выбрал хореограф-постановщик Андрей Петров. Он не дожил до премьеры несколько месяцев. К слову, необычная задумка — ввести в спектакль героиню Войну принадлежит ему.

Роман Белгородский заслуженный артист ДНР, исполняющий партию Наполеона, рассказывает — вживаться в образ полководца было нелегко. Особенно сложно дался дуэт с Войной.

«Наполеон был хоть и опасным для нас, очень жестким, но это все-таки — великий полководец. Его идеи мне, конечно, не импонируют, но его сила, его харизма дает энергию для работы на сцене. В танце это — резкие жесты, строгий взгляд. Во время репетиций с героиней Войной мы обсуждали, долго примерялись, чтобы понять, каким должен быть я рядом с ней — я ей служу или она мне. Но все-таки мы решили, что она главная, всем заправляет, она меня двигает воевать и завоевывать мир, в том числе Российскую Империю», — вспоминает актер.

О балете «Война и мир», музыке Овчинникова и последней постановке хореографа Петрова

Зрители из зала выходили в восторге, были и те, кто впервые оказался на балете. «Как человек, который читал роман только в школе, скажу — это было невероятно! Очень красиво. Богатство костюмов и декораций — такого я еще не видела», — рассказала о своих впечатлениях зрительница Себия Зекерьяева.

Следует особо отметить, что идея балета появилась у Петрова еще в 80-х годах прошлого века. Проект, который задумывался много лет назад, удалось воплотить при поддержке Фонда культурных инициатив.

Следующий город, где будет представлена постановка — Севастополь. Там спектакль пройдет 25 и 26 августа, а 10 сентября его ждет сцена Большого театра в российской столице.

Видео с места события опубликованы в нашем телеграм-канале.