Фото: Донецкое агентство новостей

Заместитель председателя Правительства ДНР Владимир Ежиков подвел итоги 2023 года, рассказав нашему агентству о достижениях и планах Республики в сфере связи и цифровизации, обращения с твердыми коммунальными отходами, добычи полезных ископаемых, внедрения системы «Безопасный город» и фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения. Особое внимание уделено улучшению мобильной связи, борьбе с DDoS-атаками на интернет, обеспечению «большой стройки» местным сырьем, а также перспективам разработки месторождений лития, каолинов и газа. Это второе по счету большое интервью вице-премьера Донецкому агентству новостей, в прошлом — результаты работы за 2022 год.

Владимир Владимирович, одно из направлений, которые Вы курируете, это — сфера связи. Большинство жителей ежедневно пользуются мобильной связью, в связи с этим интересно как обновляется оборудование и сколько новых базовых станций появилось в регионе в 2023 году?

Если говорить об итогах прошлого года, то те задачи и целевые цифры по связи, которые себе ставили, достигли. Еженедельно давались отчеты в Минцифры России, в Правительстве РФ у нас четко контролировали работу и выполнение этого плана-графика, и мы нигде не подвели. План-график у нас реализован, он на этом не заканчивается, у нас и на этот года есть планы.

У нас существенно увеличил покрытие «Феникс»: как мы и говорили, установлено порядка 600 базовых станций, поэтому если говорить о Республиканском операторе связи, он задачи выполнил. Сегодня в Республике вещают 2303 базовые станции связи оператора «Феникс».

Модернизация ядра завершилась. Наверно, особенно ближе к концу года абоненты чувствовали, что иногда ночью проводились мероприятия по обновлению оборудования, по перепрошивке, но в целом работы завершены.

Интернет заработал у других операторов связи на территории ДНР, то есть мы эту интеграцию нашего оператора связи в общий пул операторов России в принципе завершаем. Есть еще ряд задач, связанных с мобильным интернетом, со взаимодействием с другими операторами — вот эти стыки между собой, но там тоже договорная конструкция уже на выходе, и техническая наладка завершается.

Новые операторы связи в эти 600 станций входят? Они ведь тоже занимаются этой работой?

Нет, у них свой план. У нас «Миранда-медиа» к марту должна сделать 606 станций, из них к концу 2023 года было установлено порядка 400, они тоже план выполняют. К марту «+7Телеком» установит 180 базовых станций.

Когда мы им план утверждали, мы говорили о том, что, например, «Миранда-медиа» будет охватывать зоной покрытия в основном юг ДНР, включая освобожденную территорию, и трассы, а «Феникс» и «+7Телеком» — в основном покроют крупные городские агломерации. С учетом социологии мы смотрели, где люди больше всего жалуются на качество связи, и где-то к концу лета мы планы по строительству базовых станций у «Феникса» пересмотрели. Изначально была такая логика — закрыть «белые пятна» в зоне покрытия, но так как обычно это не густонаселенные места, то начали уплотнять сеть в крупных городах, потому что нагрузка большая там, где большое количество населения.

По количеству базовых станций, по модернизации ядра и эти два оператора, которые у нас появились, по итогам года все задекларированные планы выполнили. Уже активно продаются сим-карты этих операторов, поэтому сегодня мы видим, что конкурентная среда начинает появляться и качество связи должно повышаться.

А вы лично «Фениксом» пользуетесь или уже приобрели сим-карты новых операторов?

Фото: Донецкое агентство новостей

«Фениксом» пользуюсь, из новых — нет необходимости. Вообще, у меня три карточки: еще две — операторов «большой четверки». Я часто езжу в Москву, хочу посмотреть, как «Феникс» будет работать в других регионах (с 1 ноября абонентам «Феникса» стал доступен общероссийский роуминг), но еще не было возможности лично оценить. Сегодня качество связи «Феникса», если сравнивать с другими операторами на «большой земле», очень даже ничего с учетом того какое количество у нас в ДНР работает различных средств радиоэлектронной борьбы.

Как тарифы «Феникса» в ДНР соотносятся с другими регионами России? Новые пакеты услуг «Феникса» будут в ближайшее время? Возможно, операторы «большой четверки» предложат какие-то тарифы для наших регионов?

С 1 ноября прошлого года «Феникс» обновил тарифную сетку, они сделали восемь тарифных планов, предложили достаточно гибкий подход. Как показывает практика, сейчас людям от мобильной связи нужен в основном интернет, соответственно, по диапазону мобильного интернета есть очень хорошие предложения — 10 Гб, 50 Гб, до 100 Гб абонент может приобретать.

Если сравнивать с другими операторами, то нужно понимать, что сотовые операторы — это коммерческие структуры, которые должны зарабатывать. Они понимают свою абонентскую базу и выстраивают стратегию. Повышая или понижая тариф, они либо наращивают, либо сокращают абонентскую базу, но где-то выигрывают в экономике.

Поэтому нужно сказать, что плохих тарифов нет, но, если сравнивать с Ростовской областью, — мы сравнивали с тем же «Мегафоном» и МТС, — у нас в три-четыре раза дешевле, если брать минимальные тарифы, где минимум минут и интернета. У нас такой тариф стоит 120 рублей в месяц, в Ростове «Мегафон» — от 480 рублей.

«Минималка» у нас ниже, понятно, что в среднем сегменте мы примерно одинаковы. В целом, понимая, что сегодня для людей в Республике часто достаточно просто наличие возможности позвонить и не хочется на это тратить много времени и денег, эта минимальная планка достаточно низкая — 120 рублей в месяц за возможность позвонить: такого нигде нет.

А какие тарифы «Феникса» сейчас самые популярные?

У нас топовые тарифы: «Море общения», «Максимальный» и «Развлечения без границ» — там, где интернет как раз идет от 10 до 50 Гб. Все сейчас в интернете, все в соцсетях, все видео смотрят.

Как строится взаимодействие с операторами «большой четверки»?

У них есть своя стратегия развития, они имеют уже свой устоявшийся рынок, планомерно занимаются развитием своей сети. Периодически заявляется о появлении интернет 5G, они развивают зону покрытия. Это нормальное, устоявшееся функционирование операторов связи. В наших условиях не каждая организация, особенно коммерческая, начнет нести капитальные расходы, вкладывать серьезные деньги в строительство инфраструктуры в условиях боевых действий. Обычная коммерческая структура, оценивая наши территории, вряд ли придет и начнет строить базовые станции, понимая, что здесь в любой момент может «прилететь» и стации не будет.

Это то, о чем постоянно говорит Глава ДНР Денис Пушилин, что здесь все инвесторы рискуют гораздо больше, чем в других регионах страны. Поэтому и стараемся создавать максимально благоприятные условия для них, насколько это возможно, и с административной точки зрения оказываем содействие. Например, с подбором земельных участков, где эти базовые станции строятся, выстраиванием взаимодействия с муниципалитетами, оформлением договорных отношений. Приходится весь админресурс на это направлять, потому что мы понимаем, что риск, который они берут на себя, выше, чем у других.

Перейдем к теме цифровизации. Насколько сейчас завершен переход учреждений и организаций ДНР на отечественное программное обеспечение?

Что касается перехода на отечественное программное обеспечение (ПО), тоже на днях с коллегами обсуждали. У всех же обычно в голове Windows и Microsoft Office: вот это импортное ПО, а когда будет отечественное? На самом деле блок программных продуктов достаточно большой, если даже смотреть по направлениям. У нас сегодня что сделано — госслужащие переведены на работу в АРМ ГС (Автоматизированное рабочее место госслужащего — коммуникационный сервис для госслужащих, защищенное облачное решение, которое позволяет работать с документами, совершать аудио- и видеозвонки, создавать чат-боты и мессенджеры). Там у нас сегодня работает более 11 тыс. человек. Это полностью отечественное ПО, защищенная система для нормального, безопасного пользования сотрудниками государственных органов исполнительной власти.

По сайтам государственных структур — мы почти 1 тыс. сайтов сейчас разместили на Госвеб, где защищенные от взлома и доступа извне серверы. Это тоже отечественный продукт.

Дальше можно говорить о большом блоке возможных профильных отраслевых информационных систем. Глава ДНР недавно подписал Стратегию цифрового развития, где на несколько лет расписано, какие мы планируем внедрять информационные системы в госсекторе. Например, в Минстрое предусмотрена государственная информационная система (ГИС) градостроительной деятельности, ГИС жилищно-коммунального хозяйства.

Настраиваем сейчас электронный документооборот в Правительстве. Соответствующий договор заключен, сейчас идет его внедрение. У нас все органы власти перейдут на электронный документооборот. И здесь этот большой блок ГИС — это то, что нам нужно будет в ближайшие несколько лет активно внедрять и реализовывать. И все эти решения — отечественные разработки.

Причем сейчас очень интересный подход у Министерства цифрового развития: ПО — это такой же сектор экономики, ведь IT-разработки тоже требуют расходов. Правительство РФ говорит: а давайте мы сделаем «Гостех» — наш цифровой маркетплейс ГИС. Есть решения, которые внедряются в разных регионах России, и если решение было, скажем, в Нижегородской области успешно реализовано, государство в лице субъекта заплатило за него деньги, то этот продукт может быть выложен в этот маркетплейс «Гостех», где любой другой регион может бесплатно его взять и потратить деньги только на его внедрение.

В интервью нашему агентству по итогам 2022 года Вы сказали, что электронный документооборот ускорит предоставление гражданам государственных и муниципальных услуг. Речь сейчас об этом?

Здесь нужно разделять, так как есть два разных направления. То, о чем я сейчас рассказал, это — электронный документооборот в органах исполнительной власти. Мы говорим о том, что вся бумажная бюрократия, которая происходит у госслужащих, уйдет в компьютер. А предоставление государственных услуг в электронном виде — это другая платформа и задача.

Реестры государственных данных, например, есть у миграционной службы, органов ЗАГС, здравоохранения — это очень большие реестры данных. Мы параллельно ведем такую работу: у нас в 2023 году запущен процесс построения защищенной сети передачи данных для внедрения межведомственного электронного документооборота. Он не для переписки, а для обмена данными разных реестров.

Когда человек приходит в орган власти за госуслугой, а ему говорят: нужен пакет документов из 15 справок из различных ведомств и структур — это плохая история. Другой вариант, когда у человека принимают заявление и сами начинают запрашивать в этих структурах в бумажном виде различные выписки и сидят ждут ответа. А электронный документооборот и предоставление госуслуг в электронном виде позволяют эти реестры оцифровать и быстро получать ответ на запрос.

Открылся портал «Я в России». Для чего он нужен

У нас есть план работы: в прошлом году мы более 30 услуг перевели в формат предоставления через Госуслуги. Сформировался отдельный раздел «Я в России», где идет подборка таких услуг. Их собрали в этот блок, чтобы человек мог легко и удобно увидеть, какие услуги и сервисы он может уже получить в электронном виде. Сейчас идет формирование муниципальных органов власти, и мы планируем и муниципальные услуги включать в этот контур, но это работа небыстрая, потому что она сопряжена с большими объемами данных и часто требуется их оцифровка. Это большой объем работы на несколько лет.

Какие наиболее значимые решения планируется внедрить по Стратегии развития цифровой отрасли в ДНР?

Мы учли там почти все отрасли. Создавали ее по такому принципу: формировали здесь с органами власти их пожелания и планы, согласовывали с федеральными органами власти, с Минцифры России, и сегодня документ утвержден Главой ДНР.

Отмечен большой пласт работы по Минстрою, по градостроительной деятельности. Например, в работу по цифровизации активно включилась «Вода Донбасса». У предприятия есть планы по автоматической диспетчеризации, при которой они будут ставить на свои расходомеры специальные датчики, создадут систему сбора этих данных, чтобы можно было отслеживать, где у них нормальные расходы воды, а где увеличенные, чтобы понимать, на каком участке трубопровода есть утечка. Исходя из этого они будут координировать работу ремонтных бригад.

Конечно же в стратегию включена и «социалка». Основные направления, которые мы постарались учесть, — это здравоохранение и образование, в том числе электронный дневник, запись к врачу, медицинские карты тоже переходят в электронный вид и те же самые выплаты. Сегодня существует ряд информационных систем, которые позволяют ускорять обработку данных, они будут дорабатываться, и в этом плане лучшие IT-решения в социальной сфере будут внедряться и в ДНР.

В октябре прошлого года Вы сообщили о мощнейших DDoS-атаках на интернет в ДНР и переговорах с магистральными поставщиками для исправления ситуации. Какие меры принимаются в этом направлении?

DDoS-атаки, к сожалению, сегодня становятся уже нормой для телекоммуникационных компаний. Нужно понимать, что DDoS-атакам подвергается не сам провайдер, а какой-то пользователь, который получает интернет-услуги. По сути, DDoS-атака — это когда сыплется большое число запросов на конкретного адресата и эти запросы перегружают канал, а перегруженный канал уже не может нормально работать и предоставлять интернет.

Есть тенденция, что атаки активизируются под какие-то важные государственные праздники, события. Например, когда была прямая линия Президента, у нас были DDoS-атаки. Мы понимаем, что когда выборы будут проходить, нас тоже точно будут «дэдосить». Уже не новость, что наши враги пытаются «положить» наши государственные сервисы. И тот защищенный канал, о котором мы говорили, стараемся очищать от этих внешних, искусственно сгенерированных запросов. Сегодня государственные сервисы в первую очередь подвергаются таким атакам, видимо, чтобы это было максимально чувствительно для населения.

Объем трафика при DDoS составлял 10-15 Гб. Сегодня в государственные структуры мы предоставляем порядка 2-3 Гб очищенного от DDoS-атак трафика. Мы сейчас ведем переговоры и планируем в скором времени где-то в 10 раз увеличить объем защищенного трафика. Работа идет с оптовым поставщиком интернета. Рассчитываем, что у нас данная мера снизит чувствительность государственных сервисов к DDoS-атакам.

В ДНР к 2028 году создадут три комплекса по переработке отходов

Известно о планах строительства в регионе объектов по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Когда начнется такое строительство?

Мы в прошлом году сформировали техническое задание, получили бюджетные деньги и заключили договор на 250 млн рублей на проектирование комплекса обращения с отходами в Мариуполе. Не в самом городе, конечно, а за городом. Он будет обеспечивать юг Республики. Здесь идем по плану — проектирование должно завершиться в этом году.

Договор у нас заключен с публично-правовой компанией «Российский экологический оператор». Мы пошли по такой логике: есть государственная структура (ППК РЭО), которая может выполнить эту работу, риски взаимодействия с госструктурой у нас минимальны. Речь о том, что если на проектирование мы привлекаем частника и теоретически он может не выполнять свои обязательства и мы в какой-то момент можем подойти к расторжению контракта, то здесь такие риски минимальны. Мы не должны потерять время, которое для нас сегодня наиболее ценно. Ведь мы понимаем, что объемы, где можно размещать твердые коммунальные отходы в Мариуполе, подходят к концу и, соответственно, планы по проектированию и строительству у нас синхронизированы с наполнением существующих объектов размещения.

У нас уже есть предложения Минприроды РФ по 2026 году, там в планах уже финансирование строительства этого объекта. Такая трехлетка, которую мы начали, — заключили договор и в 2026 году планируем уже завершить строительство.

Пока в плане еще два объекта — в районе Шахтерска и Донецка — Макеевки. Их будем проектировать, эта работа начнется в этом году. Мы определим окончательно участки под них, будем составлять техническое задание с требованиями к этим объектам, в том числе какой объем ТКО должен в себе содержать объект, какие этапы переработки там будут. В этом году мы хотим выйти на понятные технические решения и решить вопрос финансирования.

Также хочу отметить, что в ДНР уже поступила 31 единица спецтехники и 4000 контейнеров для ТКО, на 2024 год по Программе социально-экономического развития планируется закупка 54 машин и 3184 контейнеров.

Еще одна актуальная для ДНР тема — разработка недр. В 2022 году с освобождением территории Республики от ВСУ там началось возобновление добычи полезных ископаемых. На всех ли карьерах освобожденных районов проведена такая работа?

У нас есть ряд карьеров, которые на освобожденных территориях не функционируют, но есть объективные причины. У нас есть хороший пример — Новотроицкое рудоуправление (НТРУ). Карьер занимался поставкой для металлургических заводов флюсов и доломитов. Понимая, что у нас блок промышленности занимается восстановлением и запуском предприятий, этот карьер находится в консервации, но как только появляется спрос со стороны металлургических предприятий, мы тут же начинаем работу карьера. В 2024 году планируется провести работы по осушению НТРУ, так как если любой карьер не эксплуатируется, происходит его затопление. Работы по откачке воды могут идти до полугода, если там достаточно большой объем набрался. НТРУ будем держать в сухой консервации, под потребности.

Сказать, что еще какие-то крупные карьеры простаивают — нет такого. Сегодня мы работой наших карьеров обеспечили внутренний спрос по гранитному щебню и отсеву. Обеспечены два основных направления: дорожники, которые используют этот продукт, и строители, в части стройки, в том числе и бетонщики. Мы выстроили прямое взаимодействие организаций, которые занимаются восстановлением, участников Специального инфраструктурного проекта (СИП) и наших карьеров. Если у них есть спрос, то есть прямые договоры поставки. О том, что им не хватает материалов для проведения работ, у нас информации от них сегодня нет.

Какие планы в этом направлении на текущий год?

Мы провели большой объем работы, чтобы увеличить объем добычи и производства в 2024 году, и ведем работу по синхронизации этих планов с основными потребителями. Под потребности дорожников и строителей мы подстраиваем производственные планы. На Тельмановском карьере завершается восстановление дробильно-сортировочного комплекса, одной линии, которая 1 млн тонн в этом году должна дать. По остальным карьерам у нас идет плановое увеличение объемов добычи, под это закупается техника. Например, буровзрывную машину на Кальчикский карьер поставили. Производственные процессы оптимизируем за счет их автоматизации, более эффективного ведения.

В прошлом году мы дали где-то в три раза больший объем добычи гранита по сравнению с 2022 годом, в этом — еще в полтора раза планируем увеличить. Если говорить о песке, то в 2023 году добыто около 140 тыс. кубометров, в 2022 году было чуть больше 40 тыс. кубометров. Планы на нынешний год — около 440 тыс. кубометров. Всего в 2023 году силами ГК «Недра» добыто более 2 млн тонн нерудных полезных ископаемых.

Госкорпорации «Недра» поручено в 2024 году добыть 3 млн тонн гранита

Ряд карьеров получил в прошлом году технику из Китая, как удалось с ними договориться?

Советник генерального директора ГК «Недра» побывал на форуме в Китае. Китайские партнеры очень позитивно оценивают взаимодействие с Республикой, у них на это ограничений нет. Здесь чисто бизнес-подход, для них мы — заказчики. Китайцы как свою работу выстраивают: есть оборудование крупных мировых производителей, а они оборудование своего производства делают с теми же посадочными местами, габаритами, чтобы можно было спокойно заменить европейскую технику на китайскую.

Какое-то еще оборудование планируете поставлять для добычи полезных ископаемых?

В Тельмановский карьер вложено около 150 млн рублей в прошлом году. В принципе, все необходимое оборудование закуплено, сейчас идет его шеф-монтаж и пуско-наладка. В планах корпорации на этот год — еще 400 млн рублей капитальных вложений, в том числе средства пойдут на обновление техники, восстановление производства. В 2024 году госкорпорация также планирует сотрудничать с компаниями КНР, являющимися поставщиками специализированной техники, буровых установок, экскаваторов, погрузчиков и карьерных машин.

Наценки на продукцию ГК «Недра» установлены Штабом по восстановлению, как для государственной структуры они минимальны, у них там вполне счетная маржинальность, ценообразование прозрачно, и все понимают, сколько госкомпания оставляет себе прибыли с реализации продукции. Эти деньги идут на два направления. Во-первых, увеличение численности штата: у нас в прошлом году примерно в два с половиной раза увеличилась численность корпорации «Недра», и сейчас это уже больше тысячи человек, и планово с начала этого года еще начнется повышение зарплаты. Также средства от реализации продукции идут на обновление производства.

Идет ли сейчас речь о реализации этой продукции в соседних регионах?

Личные переговоры на эту тему идут. Есть большой проект по строительству дороги в Сочи, спрашивают, интересуются. В Ростовской области тоже идет большое строительство, тоже интересуются. Пока конкретных контрактов по поставкам нет, но я так понимаю потому, что тот же проект в Сочи не вышел в активный этап строительства. Как только данные проекты начнут реализовываться, я уверен, что по граниту точно у нас будет спрос.

На цену инертных материалов очень существенно влияет логистика, поэтому все стараются строительные материалы использовать на сырьевой базе, которая есть поблизости, чтобы минимизировать расходы на логистику. Возможность отгружать на прилегающие регионы под крупные проекты у нас есть.

РЖД заинтересовались щебнем из ДНР для строительства железных дорог в России

Каковы перспективы добычи и реализации глин из нашего региона?

Глины бывают разные. Чаще всего сейчас говорят о каолиновых — это белые глины для производства керамики, фаянса, которые с большим удовольствием покупали, например, в Европе. Сегодня у нас функционирует каолиновый карьер, спрос достаточно большой на данный продукт. Производство будет наращиваться — это то, что мы видим на перспективу.

Выдачей лицензий именно по каолинам занимаются Роснедра. Возможно, например, появится заявка на разработку еще одного или двух месторождений каолина. Хотелось бы, чтобы это направление активно разрабатывалось. Действующий карьер достаточно большой, запасы большие, но мы видим потенциал под разработку новых месторождений.

А какие перспективы по добыче редкоземельных металлов? У ГК «Недра» были уже какие-то соглашения с АО «Атомредметзолото» на этот счет?

В ДНР есть Шевченковское месторождение лития — одно из самых крупных в Европе, есть заинтересованность по поводу его разработки. Да, «Атомредметзолото» проявляет заинтересованность, но лицензию будет выдавать федеральная структура, это уже на уровне Минприроды России будет решаться. Когда данное событие случится, тяжело прогнозировать, так как сейчас месторождение находится в «серой зоне», и возможности вести там сегодня разработку из-за боевых действий нет. Но мы понимаем, что это месторождение — очень важный элемент будущей экономики, который имеет большой потенциал. Это месторождение точно найдет своего лицензиата, это точно будут инвестиции и добыча лития, мы бы, конечно, хотели, чтобы с дальнейшей переработкой здесь.

Недавно, 28 декабря, прошел аукцион на участок недр Балка Хмелевая в ДНР. Что это за участок?

Роснедра и Югнедра выставили на аукцион этот участок. Это цементосодержащие известняки. Похожие месторождения разрабатывается у нас компанией «Пик-Цемент». Нам важно было посмотреть, как конкурс пройдет, кто на него заявится. В планах был этот аукцион, скажем так, как пробный шаг. Пробный потому, что хотелось понять, насколько активно бизнес готов участвовать в работах здесь. Хмелевая Балка расположена не в прифронтовом районе, месторождение можно спокойно разрабатывать.

Летом прошлого года Вы говорили об обсуждении упрощенного лицензирования добычи угля в ДНР. Есть какие-то результаты?

У нас есть инвесторы на угольные предприятия. Эти инвесторы должны вести свою деятельность в рамках законодательства, а оно подразумевает наличие лицензий. Уголь относится к энергоносителям, и лицензию на него тоже выдают Роснедра. Мы вместе с Роснедрами разработали «дорожную карту» того, как можно в оптимальные сроки получить эту документацию.

На всех этапах предусмотрено полное содействие, все структуры и службы включены. Там достаточно трудоемкий процесс получения и согласования с большим количеством ведомств. Поэтому по каждому предприятию, где у нас есть инвестор, у нас есть «дорожная карта» и понимание того, в какие сроки, кто и что должен сделать, чтобы максимально быстро получить эту разрешительную документацию.

Инвесторы начали эту процедуру?

Конечно. Пакеты документов сформированы, проводится предпросмотр в профильных структурах. «Дорожная карта» реализуется.

Это можно считать упрощенной процедурой?

Процедура упрощенная, насколько это позволяет законодательство. Если можно использовать планы горных работ, которые были, то их будут использовать. Если можно использовать в рамках законодательства те документы, которые ранее были на этих угольных предприятиях, то мы их будем использовать. Отдельный регламент под эту задачу не прописывался, потому что есть федеральный закон, который регламентирует эти вещи.

Какие перспективы поиска углеводородов в прилегающей к ДНР акватории Азовского моря?

Ведется работа по оценке потенциала Азовского моря в северной его части, где специалисты, ученые, видят потенциал нахождения углеводородов. Мы эту тему сейчас прорабатываем, потому что есть хороший пример — нефтяное месторождение в районе Темрюка, там есть лицензиаты и ведется добыча. По оценке экспертов, у нас есть потенциал найти хорошие месторождения газа.

Есть решение, что в этом году с Минпророды России будут вестись камеральные работы, то есть профильный «ВНИИОкеангеология» будет изучать в архивах всю имеющуюся документацию, которая могла быть в советское время. То есть начнется сбор информации. Параллельно ведется такая работа: если добывают газ, то нужно понимать, как он будет встроен в общую систему газоснабжения юга России — сейчас такие оценки тоже ведем.

Кроме того, работы по геологоразведке подразумевают, в том числе, оценку минной опасности, ведь боевые действия накладывают свой отпечаток. На первом этапе предлагается направить беспилотники на поиск металлосодержащих объектов в воде.

Параллельно мы, конечно, хотели бы оценить экологическую составляющую. Есть распространенное мнение, что если ведется какая-то промышленная добыча, то экологии наносится вред. Но сегодня эксперты приводят пример Каспийского моря, где воздействие на окружающую среду, экологию нулевое при ведении добычи в море углеводородов. Нам важно, если мы подойдем к добыче, оценить сегодняшнее состояние, чтобы потом мониторить и требовать от организации, которая будет вести добычу, сохранения, а не ухудшения этих параметров.

Вообще, задача интересная, перспективная, но требует детальной проработки.

Перейдем к теме внедрения в регионе системы фотовидеофиксации нарушений ПДД. Насколько это дорогостоящий проект и когда начнется его реализация?

Фото: Донецкое агентство новостей

Мы уже определили участки на дорогах, которые ГИБДД называет аварийноопасными, проговорили требования, которые у них есть к фото- и видеофиксации, мы оценили стоимость данных работ — сейчас оцениваем в 530 млн рублей, но эту цифру точно будем корректировать по итогам проектирования. Она пройдет госэкспертизу и будет подтверждена.

На каком этапе внедрение в регионе программы «Безопасный город» для совершенствования безопасности с помощь системы видеонаблюдения в общественных местах?

То же самое по «Безопасному городу», но здесь мы пока не оценивали стоимость строительства, пока мы только говорим о проектных работах. Мы с каждым городом определили места массовых скоплений людей, где должны быть установлены камеры, чтобы при каких-либо инцидентах можно было эти вещи видеть, понимать, контролировать. Там мы понимаем объем точек, с городами отработали.

Предполагается ли создание центра, где будут собираться данные видеонаблюдения?

Да, на самом деле у нас планируется создание ситуационного центра, куда будет стекаться информация и где ее будут анализировать. Отдельно рядом будет находиться учреждение, которое будет администрировать службу 112. Соответственно, этот вопрос с «Безопасным городом» мы тоже будем замыкать на ситуационный центр. Есть понимание того, какой объект уже будет отдан под такой центр обработки и мониторинга данных, уже проговорили с той же ГИБДД, как у нас будет происходить обмен информацией, какие рабочие места им для этого нужны, где и как обеспечить им доступ к этим данным. По тем же дорожным камерам фото- и видеофиксации все данные должны уходить в систему МВД, где они будут эту информацию обрабатывать и в случае наличия нарушителей выставлять им административные штрафы.

Эти штрафы будут приходить в Личный кабинет на Госуслугах?

Сейчас мы закладываем в проект, что письма будут рассылаться почтой. В стране есть возможность получать уведомления на сайте «Госуслуги», если гражданин принимает решение получать эти данные в электронном виде. Тогда ему на почту в Госуслугах приходит уведомление о наличии штрафа, там же можно легко и быстро это оплатить. Также планируем это внедрять в такой форме.