Дом Правительства ДНР, архив

Владимир Ежиков, зампредседателя Правительства ДНР

Владимир Владимирович, какие российские электронные сервисы станут доступны в Республике в ближайшие годы? Есть ли план по цифровизации региона?

Процессы цифровизации, которые сейчас активно идут в России, нужны для удобства граждан при взаимодействии с государством. Когда много лет все жаловались на то, что для решения какого-то связанного с государством вопроса нужно получить сначала одну справку, потом — другую, в очередях отстоять, то в России пошли по такому пути решения проблемы — работает сайт «Госуслуги» и многофункциональные центры (МФЦ) по принципу «единого окна». Человек приходит в МФЦ по очереди, чаще всего небольшой, получает весь комплекс услуг: можно и документы какие-то сдать, и справки получить. Взаимодействие с государством существенно упрощается, если оно регламентировано, понятно, выстроено в алгоритм.

Но это — верхушка айсберга, чтобы это заработало нужно решить ряд задач. В первую очередь, эффективность работы власти и скорость реакции на тот или иной вопрос напрямую связаны с документооборотом. Электронный документооборот существенно сокращает сроки, ведь пробег бумажный дольше, чем электронный. Поэтому сейчас один из приоритетов — внедрение в ДНР электронного документооборота, что позволит повысить динамику принимаемых решений.

Второй вопрос — межведомственное взаимодействие. Например, когда человек через «единое окно» хочет зарегистрировать недвижимость или получить паспорт — нужны данные МВД, Миграционной службы, регистрационных палат, но их сбор должен происходить без участия человека. Для этого будет формироваться так называемый корректный межведомственный электронный документооборот — это уже не столько о почте и письмах, а о доступе к данным профильных ведомств. Например, у Росреестра есть реестр юридических лиц, недвижимости, в Миграционной службе — данные о прописке людей. Когда человек приходит за госуслугой — те же водительские права получать, он подает документы и всё, а между ведомствами сбор информации должен происходить сам, без участия человека.

Другая сложная задача связана с необходимостью работы с большим массивом данных — Big Data, где нужно брать информацию из одной базы, потом совмещать ее с другой, чтобы эти вещи стыковались. По моим подсчетам, в Республике сайт «Госуслуги» должен полноценно начать работу уже в этом году.

У нас в ДНР принято решение обустраивать МФЦ на базе Единых регистрационных центров (ЕРЦ), которые работали при Минюсте. Через эти центры Минюст и оказывал все свои услуги. У них уже есть сеть территориальных отделений, которые располагаются по всей Республике, укомплектован штат сотрудников. Количество госуслуг там будет планомерно расширяться.

Речь идет о присоединении к российскому сайту «Госуслуги» или в ДНР будет свой?

Сайт будет российский, сейчас стоит задача открыть туда доступ, наладить идентификацию людей. В первую очередь, там идет привязка к СНИЛС, но это уже дело техники. У наших граждан, которые получали СНИЛС в России, думаю, с доступом вопросов вообще не должно быть, у них уже должны работать «Госуслуги». Остальные будут планомерно подключаться.

В ЕРЦ за электронным талоном люди стояли в живой очереди, при этом запись была не на любое свободное время, а только на ближайшую дату, что не очень удобно. Будет ли это скорректировано в МФЦ?

С МФЦ в России поначалу тоже было непросто, и люди стояли в очереди для получения талона на очередь. Я думаю, что эта проблема решится после того, как будет открыто достаточно таких отделений. Есть нормативы, на какое число граждан рассчитан центр, как только мы подойдем к выдерживанию этого норматива, по идее, вся эта история с очередями за талонами должна закончиться.

Например, в России можно записаться к врачу через «Госуслуги», но кому-то нужно срочно на приём, а талончик выдают на дату через две-три недели. Людям приходится в ручном режиме решать проблему, договариваться с врачами, идти не через «Госуслуги». Я думаю, в ближайшие пару лет и это должны исправить.

Сколько всего планируется открыть отделений МФЦ в Республике?

Пока этот вопрос прорабатывается. Одно дело сделать расчетную модель, другое — «приземлить» к конкретным адресам, к конкретным точкам и бюджетам. Сейчас задача — запустить имеющуюся сетку и готовиться к расширению.

Когда в ДНР начнет работать единый номер вызова экстренных служб — 112?

Функционал единого телефона в том, чтобы направить вызов в профильное ведомство. У нас сегодня на номере 112 работает МЧС, планами по синхронизации этой диспетчеризации тоже занимается спасательное ведомство. Номера 101, 102, 103 также работают.

Как изменится качество мобильной связи и интернета в 2023 году?

Многие жалуются на качество связи и интернета. Мы анализировали причины, их несколько. Первая — у нас очень сильно выросла абонентская база после начала спецоперации, расширения территорий. Взять тот же Мариуполь. В восстановлении задействовано очень много строительных организаций, многие вахтовым методом работают. Тот же военный контингент пользуется местной мобильной связью. Поэтому мы получили существенный прирост абонентской базы и, как следствие, нагрузку на сеть.

Кроме того, бывают перебои с электроэнергией. Спасибо энергетикам, они максимально быстро восстанавливают снабжение, это — героический труд. Сотовые вышки без электричества не работают. Там есть определенная система бесперебойников (источники бесперебойного питания — прим. ДАН), которая позволяет в режиме голосовой связи продолжать работать, если нет внешнего источника питания. Но они держат 4-6 часов. Если в этот период электричество не наладили — вышка выпадает из общей сети, и все абоненты прикрепляются к ближайшей базовой станции, на которую увеличивается нагрузка. Если же обесточена или повреждена узловая вышка, то без связи может остаться целый район.

При боевых действиях объекты сотовой связи — приоритетные цели, поэтому повреждения случаются регулярно.

Как планируете менять ситуацию?

На освобожденной территории уже восстановили работоспособность 300 базовых станций. Сотрудники нашего оператора связи на освобожденных территориях проводили инвентаризацию и установили много случаев мародерства, где-то были повреждения. Проведена колоссальная работа по восстановлению работоспособности базовых станций в тех районах. Всего по Республике работают порядка 1700 базовых станций.

В этом году планируем провести аудит и проектные работы по развитию сети. Это аналитическая проектная задача, которая позволит в новой конфигурации провести анализ действующей сети сотовой связи, посмотреть на какие вышки максимальные нагрузки, где оборудование требует расширения, если это касается технической составляющей. Необходимо спроектировать правильное развитие сети сотовой связи, в рамках чего мы будем заниматься ее расширением. При получении бюджета, мы уже четко будем понимать, куда направлять средства, что максимально важно и даст максимальный эффект.

В 2023 году запланировано строительство и переоснащение порядка 280 базовых станций, это плюсом к действующей сетке должно появиться. Также ведется работа по возможности обновления так называемого ядра (ключевой компонент сотовых сетей стандарта GSM, централизованная часть сети, обеспечивающая предоставление и координацию основных сервисов — прим. ДАН). Оно сейчас не является критически ограничивающим, но нужно обновить оборудование и заложить определенный потенциал для расширения сети. Новое оборудование позволит более качественно предоставлять мобильные интернет-услуги, и качество связи повысится.

Эти процессы будут идти поочередно или одновременно?

Параллельно: проводим аудит, строим и переоснащаем 280 базовых станций.

Какие конкретно результаты даст аудит мобильной сети?

По его результатам будут расписаны места, где целесообразно разместить дополнительные базовые станции. Будут отмечены и станции, где целесообразно переоснастить оборудование, расширить их пропускную способность. Будет определен комплекс мероприятий.

В какие сроки планируется провести это?

Рассчитываем за полгода справиться после контрактации и подписания договора. Также необходимо пройти процедуру приемки выполненных работ.

Этим будут заниматься республиканские специалисты?

Пока о конкретных исполнителях речь не идет, но это планируется совместно с Роскомнадзором и Минцифры РФ. Они уже сейчас нам активно помогают анализировать текущую сеть. Мы и дорожные трассы Донецк — Мариуполь, Мариуполь — Новоазовск изучали на предмет качества связи.

Какова ситуация со связью и интернетом в Мариуполе?

В Мариуполе большое количество базовых станций, но там отсутствует стационарный интернет. Сейчас наши операторы проводного интернета уже подключают дома, но все-равно там около 90% жителей города пользуются мобильным интернетом. Соответственно вся нагрузка и трафик идут на сотовые вышки. Когда выйдем в более-менее нормальную «процентовку» по домашнему интернету, у нас снизится нагрузка на мобильный, и качество связи улучшится.

Могли бы назвать города или районы с наилучшими или худшими показателями связи?

Говорить, что где-то сильно лучше, где-то сильно хуже будет не совсем корректно. Сотовая связь строится исходя из концентрации населения и ее востребованности. Сегодня у нас все крупные населенные пункты ДНР обеспечены связью, в том числе 4G интернетом. Что касается территорий за пределами населенных пунктов, то на данный момент, с точки зрения рационального распределения ресурса, есть более важные задачи — обеспечить качественной связью и интернетом жителей Республики в самих населенных пунктах.

Насколько увеличилась абонентская база республиканского оператора в 2022 году?

Более чем на 500 тысяч абонентов.

Что нужно для организации в ДНР внутрироссийского роуминга и работы российских операторов? Нужна только настройка оборудования или техническое переоснащение?

У нас настройка уже произошла: «Билайн», «Мегафон» и Теле2 в режиме роуминга работают с начала декабря, недавно к ним присоединился и МТС. Такая работа проведена по аналогии с Крымом, там так же работают в режиме роуминга. Там уже попроще, но поначалу было именно так. Что касается настройки оборудования, то она уже завершена. Возможно, остались какие-то отдельные точечные настройки.

Что будет с нашим Минсвязи?

Оно название поменяет, немного структура изменится. Минцифры РФ — это федеральный орган, а в Республике мы будем свое субъектовое министерство организовывать и через конструктивное взаимодействие выстраивать работу. Территориальных подразделений Минцифры России в ДНР открывать не планируется.

Недавно стало известно о планах увеличить с 1 января 2023 года тарифы на услуги мобильной связи и интернета, будут ли дальше они и дальше расти с учетом интеграции российских компаний?

Вопрос пересмотра тарифов на данный момент у нас не стоял. Мы понимаем, что в текущей обстановке это будет очень чувствительно для людей. Но, чтобы наше предприятие «РОС» не загнать в финансовую дыру и у них были средства для обеспечения и функционирования сетей, к тарифу будет добавлен лишь этот дополнительно возникший НДС. Повышения сверх этого быть не должно — на 20% и не более.

Мы проводили сравнение тарифов с другими российскими операторами связи, у нас тарифы где-то в полтора-два раза ниже. Но пока вопрос повышения тарифов не поднимался.

Поговорим о промышленности. Каковы перспективы развития добычи полезных ископаемых в ДНР?

У нас есть практически уникальные вещи, например, глины, которые используются в производстве керамики, плитки и дорогого фаянса. Конечно, такие вещи мы будем стараться максимально запускать в экономику, то есть запускать предприятия.

Что касается редкоземельных ресурсов, то у них и спрос на мировом рынке, и экономическая целесообразность разработки — динамичные. Многие редкоземельные элементы не имеют широкого применения, при этом с учетом развития отрасли электроники спрос на редкоземельные элементы будет расти.

Говорить о запасах и о каких-то месторождениях пока не хотелось бы, потому что информация у нас по большей части с советских времен, когда проводилась геологическая разведка.

Если говорить о конкретных планах — есть заинтересованность крупных российских корпораций по организации разработки, добычи и переработки у нас на территории таких элементов, но дальше пока мы не продвинулись ни с точки зрения выдачи лицензий, ни запуска каких-то предприятий. Но вообще эту работу планируется вести.

Касательно недр мы сейчас также занимаемся выстраиванием механизмов выдачи лицензий. В России есть разделение между тем, какие лицензии выдают федеральные власти — Роснедра, а какие — субъекты. Субъекты выдают лицензии на общераспространенные запасы: песок, щебень, гранит, известняк и прочее. Сейчас нам нужно нормативно отрегулировать это разделение и процедуры между федеральными и региональными властями.

Сколько это займет времени?

Ряд нормативных документов мы совместно с Минприроды РФ и Роснедрами уже согласовываем. В планах на начало года — максимально закрыть вопросы нормативного регулирования, тогда появится понимание процедуры, состава пакета документов, сроков и куда обращаться для получения лицензии на добычу ресурсов. Чем быстрее нормативно урегулируем этот вопрос, тем быстрее сможем начать практическую работу по рассмотрению документов, выдаче лицензий, а бизнес начнет заниматься разработкой и добычей.

У нас есть госкорпорация «Недра» и мы планируем продолжать расширять объемы работы, объемы добычи и увеличивать количество лицензий.

Планируется ли модернизация инфраструктуры в интересах рыбного хозяйства и расширение биоразнообразия Азовского моря?

Азовское море стало внутренним морем РФ, есть ряд государственных федеральных программ, в которых мы планируем и будем в полной мере участвовать. Например, программа зарыбления — государство финансирует расходы на выпуск мальков в море, чтобы популяция не сокращалась, а развивалась. Далее наша задача — создать условия, чтобы у нас развивались рыбопромысловые предприятия. Мы видим большой потенциал в этой отрасли — рыбный промысел в Азовском море с дальнейшей переработкой. Вдоль азовского побережья есть и порты, причальные стенки, где рыболовецкий флот может располагаться. Мы анализировали, где есть места для хранения улова, холодильники вдоль побережья. Я думаю, эта инфраструктура будет развиваться, ведь спрос на продукты в мировом масштабе только растет. Сейчас задача — включиться в те государственные программы, которые есть в России.

Этим будет заниматься государство или частные компании?

Сегодня есть только небольшое госпредприятие по сбору рыбы. Расширение госсектора в этой отрасли не планируется.

Как планируется развивать переработку отходов в ДНР?

Сегодня мы говорим о комплексном объекте обращения с отходами — все отходы, которые привозятся на этот объект будут проходить сортировку: выбираются оттуда полезные фракции — стекло, картон, пластик и то, что имеет смысл запускать в повторное производство. Дальше, в зависимости от вида отходов, идет их обезвреживание и захоронение. Это будет не мусороперерабатывающий завод, а участки сортировки, компостирования для биологических отходов, там же будут газоуловители, для машин, которые привозят мусор — мойка колес. Целый инфраструктурный объект.

Когда мы говорим об этом объекте под Мариуполем, то причиной того, что он нам нужен и будет востребован, стало то, что уже в самом городе произошло заполнение ранее действовавшего полигона ТБО. Мы провели ряд мероприятий, открыли там дополнительную карту — место для захоронения, но оно тоже не бесконечное. Поэтому новый объект необходим, чтобы город через два-три года не захлебнулся в потоке собственного мусора.

Когда начали прорабатывать этот экопромышленный парк, было принято решение, что его нужно делать как комплексный объект и создать там инфраструктуру для переработки тех полезных фракций, которые получаются после сортировки. Мы будем там предлагать размещаться бизнесу, организовывать производство, которое связано со вторсырьем, по примеру индустриальных парков, где создается инфраструктура — подводятся дороги, коммуникации и есть участки, которые бизнес может брать и строить там производство.

Сейчас площадь данного объекта определена в 150 га. При необходимости будем расширять. На сегодняшний день проект создается за бюджетные средства, источник финансирования дальнейшего строительства пока не определен. Но рассчитываем на бюджет.

Почему считаете, что в нынешних условиях такой проект заинтересует бизнес?

Сам объект, который мы планируем по основной деятельности — по обращению с отходами — достаточно современный, комплексный, и аналогов не много. Плюс удобная логистика — у предпринимателей будет под боком источник формирования сырья. Они практически не будут расходовать средства на логистику и доставку. Лучше мы здесь создадим условия для развития бизнеса, чем ресурсы будут, как вторсырье, выкупаться и вывозиться на переработку за пределы региона.

В плане ресурсов в целом вы делаете ставку на развитие их переработки на месте?

Конечно, ведь в таком случае мы получаем готовый продукт с более высокой добавленной стоимостью. К примеру, стратегия развития той же корпорации «Недра» связана с расширением переработки добываемого сырья.

В перспективе могут ли эти ресурсы экспортироваться в другие регионы?

Могут. Те же граниты высокой прочности востребованы в прилегающих регионах.