«Единая Россия» – крупнейшая политическая сила РФ – поддерживала жителей Донбасса с самого начала украинской агрессии, предлагая соответствующие законодательные инициативы, помогая в общественной и гуманитарной сферах. С началом освобождения ДНР и ЛНР от украинских боевиков эта помощь усилилась. О приоритетах в работе на освобожденных территориях, помощи в восстановлении мирной жизни и некоторых аспектах взаимодействия России и ДНР Донецкое агентство новостей узнало у первого заместителя Председателя Совета Федерации Федерального собрания, генерального секретаря ЕР Андрея Турчака.
– Единая Россия активно помогает жителям ДНР. Известно, что в Мариуполе открыт центр гуманитарной помощи ЕР, который поддерживает горожан. Сколько таких центров сейчас в Республике, и какие планы на ближайшее время?
– На первом этапе мы оказывали помощь непосредственно беженцам, которые пересекали границу РФ. Такие центры были открыты в Ростове и в тех крупных регионах, где появились пункты временного размещения. После начала специальной военной операции и по мере освобождения территории (Донбасса от украинских оккупантов – прим. ДАН) понятно, что возникала необходимость приблизить эту помощь непосредственно на территорию Донбасса – ДНР и ЛНР. Поэтому такие базовые гуманитарные центры были открыты в Луганске и Донецке.
Что касается ДНР, то по мере освобождения необходимо было уже от Донецка к линии соприкосновения подходить как можно ближе. Поэтому первый такой субцентр был открыт в Мариуполе, на базе торгового центра «Метро». Но дальше, по мере освобождения Мариуполя, мы поняли, что нужно еще двигаться вглубь, поэтому в ближайшее время, это буквально счет идет на дни, такой же центр будет открыт на левом берегу (район в Мариуполе – прим. ДАН). Там работают наши машины, которые с этих распределительных центров грузят гуманитарку – продукты питания, в первую очередь предметы гигиены, и развозят уже по жилым кварталам.
Такие центры по мере прохождения территории мы будем максимально приближать к линии соприкосновения, чтобы эта помощь «коротким плечом» оказывалась как можно быстрее.
– То есть при необходимости подобные центры со временем появятся и в других достаточно крупных городах ДНР – Краматорске, Славянске, Авдеевке?
– Конечно, по мере освобождения эти центры будут открываться на территории. Мы дошли уже до того, что может не нужно завозить какие-то виды продуктов питания, например, хлеб. В Мариуполе нашли пекарню, завезли туда муку, дрожжи, соль, все необходимое, и уже выпекаем хлеб там. Вот эту логистику, понятно, что на это тоже нужно время, нужна электроэнергия, нужны люди, которые будут этим заниматься, эту логистику мы отстраиваем.
– Вы упомянули о случаях поддержки местного производства на освобожденных территориях, такие шаги будут продолжены?
– Безусловно, их точечно нужно запускать, запускать продовольственные рынки, продовольственные цепочки, открывать магазины. Здесь вся помощь с нашей стороны, которая необходима, она оказывается. Вы знаете, что Дмитрий Саблин (депутат Госдумы от ЕР, зампредседателя комитета ГД по обороне) непосредственно на территории ДНР эту работу координирует, также этим занимается Сергей Прокопенко (депутат Народного Совета ДНР) – координатор «Единой России» в ДНР. Поэтому каждый день возникают какие-то идеи, ребята обращаются с предложениями, мы их поддерживаем либо финансово, либо организационно, либо материально-технически.
Я думаю, что группировку наших автомобилей, которые мы сюда привезли, – «буханки» УАЗики – нужно тоже увеличивать, потому что не все люди могут дойти до «Метро» в Мариуполе, понятно по каким причинам – бабушки, дедушки, маломобильные люди – и важно помощь максимально приблизить к жилым кварталам. Этим будем заниматься.
– В освобожденных районах особенно остро стоит вопрос электроснабжения, от этого зависит работа многих учреждений и коммуникаций. Российские гуманитарные конвои помогают ДНР генераторами. Как помогает ЕР в решении проблемы?
– Генераторы нужны, их не хватает. Но мы в рамках партийных гумконвоев эти генераторы завозим. В Мариуполе уже работает целая группировка генераторов. Согласно статистике, на данный момент где-то 65% всей гуманитарной помощи, которая была доставлена на территорию ДНР в рамках гуманитарных конвоев МЧС, потому что мы грузимся туда, это помощь, собранная нашими региональными отделениями (ЕР) по всей стране. На сегодняшний день это уже более 6,5 тысяч тонн. Грузы разные, это не только продукты питания, но и предметы личной гигиены, первой необходимости, одежда, постельные принадлежности и так далее. Центральный склад, который у нас работает в Ростове-на-Дону, он под завязку загружен. То есть помощь приходит, приходит и приходит. По мере того, как конвои идут, мы завозим ее на территорию Донбасса.
– Вы часто посещаете освобожденные территории. Если кратко, какие впечатления?
– Что касается личных впечатлений, то есть такая аббревиатура, которую используют – «гуманитарная катастрофа», ну это в кубе нужно брать, чтобы понять, что эти нелюди (украинские боевики – прим. ДАН) сделали и продолжают, к сожалению, делать. Но я уверен, что в самое ближайшее время Мариуполь будет освобожден, и мы пойдем дальше.
– ЕР постоянно ищет новые способы поддержки Донбасса. Какие сейчас приоритеты в этом направлении, какие новые меры поддержки рассматриваются?
– Я считаю, что сейчас нужно сосредоточиться на самом главном – это помощь людям, самая первичная помощь, которая заключается в питьевой воде, тепле, свете, продуктах питания. И мы продолжим этим заниматься. Мы обсуждали вопрос восстановления, я думаю, что это задача вторая, сейчас важно снять эту напряженность. Мы пока на этом концентрируем свои усилия. Но я думаю, что в понятной временной перспективе это все закончится, и мы перейдем к восстановлению мирной жизни.
– Известно, что на днях Совет Госдумы принял решение о создании депутатских групп по связям с парламентами ДНР и ЛНР. Как будет идти работа в этом направлении в ближайшее время?
– Мы должны синхронизировать наше законодательство. На примере той темы, которую мы сегодня обсуждаем (возможность установления опеки и усыновления в России детей из ДНР и ЛНР – прим. ДАН), целый ряд поправок необходимо вносить и в федеральные законы РФ, и законодательство ДНР. Именно поэтому в эту контактную группу по теме опекунства, усыновления, помощи детям мы включаем и сенаторов, и депутатов Государственной думы. Я думаю, как мы и договорились, до 13 апреля «дорожная карта» в этой части будет разработана. И с одной стороны, и с другой все предложения будут подготовлены и, я думаю, что максимально быстро мы эти изменения примем. Мы не должны терять время, есть временная схема, по которой можно оформлять временное опекунство, но самое главное, чтобы потом не происходила замена семьи. Ребенок привыкает и, не дай Бог, вторая травма – это переход ребенка в новую семью, этого нельзя допустить. Это точечная работа, деликатная, но сотни семей в РФ готовы к усыновлению. Это семьи профессиональные, которые уже имеют приемных детей. Вот так будем шаг за шагом двигаться.
– Уже поступали обращения от российских семей по вопросу усыновления таких детей?
– Вот пока я ехал из Луганска, четверо моих знакомых написали (по этому вопросу). В Московской области коллеги сегодня докладывали, что уже 60 семей, которые стоят в очереди и ждут решения. Эта инициатива от самих людей, в данном случае ЕР выступает своеобразным мостиком и плечом поддержки, естественно, мы ориентируемся в этом вопросе на Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.