Ровно год назад, 12 февраля 2015 года, в белорусской столице после многочасовых переговоров был подписан Комплекс мер по выполнению Минских соглашений, также известный как «Минск-2». В своей основе этот документ содержал рациональный подход к урегулированию кризиса в Донбассе и обеспечению безопасности его жителям. Однако и спустя год, несмотря на регулярные встречи Контактной группы, в городах Республик Донбасса рвутся снаряды украинских силовиков. О причинах сложившейся ситуации, процессе переговорах и подходах к реализации Минских соглашений ДАН рассказал спикер Народного Совета и глава делегации ДНР в Контактной группе Денис Пушилин.
Денис Владимирович, как Вы оцениваете выполнения Комплекса мер в целом по всем пунктам Минского соглашения спустя год после их подписания, как со стороны Украины, так и Республик?
Учитывая тот факт, что из 13-ти пунктов Комплекса мер полностью был выполнен лишь последний – создание рабочих подгрупп, нет смысла рассматривать каждый пункт отдельно. Плюсами этого документа, как и переговорного процесса, в целом, можно считать сокращение количества обстрелов и жертв среди мирного населения. Однако, это чуть ли не единственные плюсы. Украина не хочет и даже не пытается выполнять Минские соглашения. И, как показал прошедший год, ни Европа, ни Запад не в силах повлиять на ее решения и действия.
Что же касается самих Республик, за период существования «Минска-2» удалось провести титаническую работу. Сегодня Донецкая Народная Республика – это государство с собственной нормативной базой, развивающимся промышленным комплексом и предпринимательским сектором. Мы работаем над тем, чтобы создать комфортные условия для наших граждан. У нас уже больше года действует мораторий на повышение тарифов оплаты жилищно-коммунальных услуг, их уровень в разы ниже украинских. Цены на ряд социально-значимых товаров в ДНР ниже, чем на Украине и даже в Российской Федерации, в том числе и цена на топливо, которое сегодня дешевле украинского.
Каких договоренностей и подвижек удалось достичь в главных вопросах - проведения местных выборов, установки границы, конституционной реформы? Что же все-таки является главной проблемой и загвоздкой в этих вопросах?
Основная проблема – это нежелание Украиной выполнять взятые на себя обязательства, саботаж и бескомпромиссность наших оппонентов.
К примеру, сами по себе выборы для ДНР не важны. У нас выстроена вертикаль власти, у нас функционируют все государственные органы, мы состоялись, как государство. Проведение выборов прописано Комплексом мер, и мы готовы обсуждать с украинской стороной закон, по которому они будут проводиться. Основными проблемными моментами в этом вопросе стали участие украинских партий в выборном процессе и украинских СМИ в их освещении. Подвижек в решении этих вопросов пока нет.
Что касается конституционной реформы, вы и сами знаете, сколько раз мы предоставляли оппонентам наш вариант поправок. Но Украина по-прежнему рассматривает в Верховной раде только тот вариант, который придумала сама, не приняв во внимания ни мнение Венецианской комиссии, ни Республик.
А пункт с границей любимый для украинских политиков. Каждый раз, когда речь заходит о невыполнении Киевом пунктов Минских соглашений, украинские политические деятели вспоминают о границе, мол, не передали же. Только вот граница – это 9-й пункт Комплекса мер, и до него Украине предстоит выполнить еще 8.
Что на Ваш взгляд является главным препятствием в общем процессе минских переговоров?
Основное, даже можно сказать единственное препятствие – нежелание украинской стороны достичь компромисса, решить военный конфликт дипломатическим путем. Действия и заявления украинской стороны по большей мере спонтанны. Вести диалог, пытаясь достичь хоть какого-то понимания и конкретики с таким неоднозначным собеседником, весьма сложно.
Как Украина проявила себя за год минского формата? По Вашему мнению, чем обусловлена и подкреплена их позиция?
Украина начала с имитации выполнения достигнутых договоренностей и сейчас пришла к откровенной лжи о реализованных пунктах Комплекса мер. Заблокированный принятыми поправками Закон об особом статусе, несогласованные поправки в конституцию Украины, несоблюдение «режима тишины», блокада, отсутствие взаимопонимания по вопросам амнистии и проведения выборов – это вряд ли можно назвать выполнением Минских соглашений.
Как я уже говорил, мы видим попытки принять какие-либо действия, но вслед за ними идут лишь оправдания своего бездействия. Все, что связано с принятием каких-либо решений в вопросе урегулирования конфликта, для Украины непосильная задача.
Какие надежды возлагает Республика, а также, какие задачи намечены на дальнейший процесс переговоров?
Учитывая отношение украинской стороны к реализации Минских соглашений и непосредственно саму динамику переговоров, процесс урегулирования конфликта явно затянется на длительное время. К моему сожалению, быстрых решений сегодня ожидать не приходится.