Донецк, 28 янв — ДАН. Депутаты Госдумы приняли в первом чтении правительственный законопроект о запрете компаниям навязывать автоматическое приобретение дополнительных товаров и услуг.
«Важно сделать все, чтобы защитить граждан от излишних трат, заключения договоров на невыгодных для них условиях, манипулирования, а в отдельных случаях — угроз и шантажа», — пояснил Председатель Госдумы Вячеслав Володин.
Зачастую при приобретении авиа- и железнодорожных билетов дистанционным способом люди не замечают, как автоматически соглашаются на платные услуги в виде страхования или СМС-рассылок. Другой распространенный случай — подмена положенных бесплатных медицинских услуг на платные. Законопроект должен прекратить подобную практику.
Поправки вносятся в закон «О защите прав потребителей». Теперь для получения дополнительных товаров или услуг покупателю необходимо будет дать согласие в письменной форме. Автоматические отметки онлайн-формата не являются согласием.
При этом у россиян сохранится право отказаться от оплаты услуг. Если граждан все же вынудили перечислить средства, то они вправе потребовать от продавца вернуть потраченную на дополнительные услуги сумму.
Председатель комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев пообещал, что ко второму чтению в проект дополнительно внесут поправки, защищающие клиентов автосервисов. Это позволит избежать ситуаций, когда автомобилист тратит на ремонт машины в несколько раз больше реальной стоимости необходимой ему услуги.
Подписывайтесь на наши телеграм-канал и сообщество в VK
Согласно действующей редакции статьи 16 закона «О защите прав потребителей», сейчас при сделках уже запрещено применять «условия, которые обусловливают приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг)». Однако эапрет потребовалось расширить и конкретизировать, потому что продавцы научились его обходить. Один из популярных форм обхода — как раз автоматическая отметка о согласии, которую клиент даже не замечает.