Донецк, 31 янв — ДАН. Успех китайской модели искусственного интеллекта DeepSeek, которая неожиданно обогнала американскую ChatGPT, вызвал падение акций ее разработчика OpenAI, а также компаний, производящих чипы для ИИ, и других лидеров этой отрасли в США. Это событие заставило многих задуматься: как такое стало возможным? Неужели китайцы превосходят остальных в интеллектуальном плане? Как Китаю удалось опередить Запад в такой высокотехнологичной и наукоемкой сфере? На все эти вопросы ответили эксперты aif.ru.
Интересно, что в недавнем рейтинге стран по уровню IQ Китай также занял первое место, Россия оказалась на шестой позиции, а США — лишь на 27-й.
Без проигравших нет победителей
Американские эксперты сразу же обвинили Китай в краже технологий. Однако не все согласны с этой точкой зрения. Основатель Telegram Павел Дуров, например, считает, что лидерство Китая в области искусственного интеллекта связано с превосходством китайской системы среднего образования над западной. Именно эта система, по его мнению, воспитывает талантливых разработчиков. Китайские школьники уже много лет занимают первые места на международных олимпиадах по математике и программированию, что подтверждает высокий уровень подготовки.
Дуров считает, что в Китае действует система жесткой конкуренции и отбора среди учащихся, которая, по его мнению, была заимствована из советской образовательной модели. В то же время в западных школах и университетах стараются избегать конкуренции, не публикуют оценки и рейтинги, чтобы оградить студентов от насмешек и психологического давления. Однако, как отмечает Дуров, такие меры могут демотивировать даже самых талантливых учеников. Победа и поражение — две стороны одной медали. Если убрать проигравших, то исчезнут и победители.
Западный подход
К сожалению, многие российские школы также начали перенимать западный подход к образованию.
Американская система строится на идее, что каждый ученик успешен в чем-то своем: кто-то в баскетболе, кто-то в другом. Все молодцы, и школа выполняет скорее социальную, чем образовательную функцию. У нас сейчас внедряется похожий стандарт: учиться должно быть комфортно и весело, всех нужно хвалить, считает Александр Иванов, ведущий научный сотрудник Карельского научного центра РАН, доктор физико-математических наук, профессор.
Китайская школа — полная противоположность. Там ребенок должен приложить огромные усилия, чтобы выдержать конкуренцию и выделиться. Но зато такая система обеспечивает социальный лифт: если ученик проявляет способности, его поддерживают и развивают. К счастью, в России не везде прижился американский подход. Есть школы, где сохраняются традиции, в которых учебные достижения поощряются и ценятся, и дети там стремятся учиться.
Тем не менее профессор подчеркивает, что в плане олимпиад российские школьники не сильно отстают от китайских. Однако такие успехи демонстрируют лишь единицы, что не может служить показателем качества образования в целом. По поручению Президента РФ, власти планируют открывать специализированные школы для одаренных детей в регионах. Но возникает вопрос: кто будет учиться и преподавать в этих школах? Где найти достаточное количество талантливых учеников и квалифицированных учителей?
Одаренность — это потенциал, который нужно развивать. И развивать его должна массовая обычная школа, утверждает эксперт. В России есть целые районы, где на ОГЭ по математике в девятом классе нет ни одной пятерки, около 7% учеников получают четверки, а остальные — тройки. При этом пятерка на ОГЭ — это не показатель выдающегося таланта. По меркам советского образования, это весьма средний уровень, уверяет Иванов.
Дело в том, что система образования в таких местах не способна раскрыть потенциал детей. Именно поэтому не хватает даже тех, кто мог бы учиться в школах для одаренных, ведь их просто не развили должным образом.
Профессор Иванов напоминает, что советская система образования находила и развивала таланты даже в самых отдаленных уголках страны. Если посмотреть биографии многих известных людей, то у них часто можно встретить строки вроде: «родом из деревни такого-то района, такой-то области».
Так что просто уповать на то, что русская земля богата талантами не стоит. Чтобы их выявлять, нужна хорошая массовая школа на всей территории страны. Учитывая огромный демографический потенциал, китайцы могут себе позволить кого-то терять в процессе конкуренции, которую, конечно, выдерживают не все. «Мы с нашим населением не имеем права терять ни один потенциальный талант», — заключает профессор.
Подписывайтесь на наши телеграм-канал и сообщество в VK