Донецк, 9 авг – корр. ДАН. Боевики вооруженных формирований Украины отличаются особой жестокостью по отношению к мирному населению Донбасса, а украинские спецслужбы для получения признательных показаний используют угрозы и пытки. Об этом сегодня рассказала ДАН одна из организаторов референдума в ЛНР Ольга Максимова, побывавшая в украинском плену.
Максимова была противницей «майдана», а потому не поддержала заданный организаторами госпереворота курс национализма и навязывания западных ценностей. Она стала одной из тех, кто организовал референдум в ЛНР. Город Счастье, где она жила, в итоге оказался с украинской стороны линии соприкосновения, но бросать дом не хотелось. Была надежда, что ситуация изменится... Донос, как потом оказалось, написала соседка.
«Меня 28 февраля 2015 года пригласили - как я думала, на обычную беседу - в СБУ по вопросу о том, кто участвовал в референдуме. Затем надели черный пакет на голову, замотали скотчем, заковали в наручники и увезли. Поначалу били, а потом стали заставлять подписать протокол, что я передаю информацию на сторону ЛНР. Четвертого марта вечером я согласилась его подписать, после того как мне сказали, что мою мать привезут и отдадут боевикам «Айдара». Около 23 часов вывезли в лесополосу в районе Счастья на расстрел, сначала очередь автомата прошла над головой, а потом под ноги стреляли. К полуночи вернули опять в каземат, а в два часа ночи уже пятого марта меня отпустили», – вспоминает Максимова.
Новый арест последовал через год, первого сентября, на основании подписанного ею протокола о сотрудничестве с луганской стороной. Сначала допрашивали в Северодонецке, потом перевезли в Рубежанский лес и оттуда в СИЗО №27, где держали почти год. После приговора к заключению на восемь лет Максимова отбывала наказание в лагере два месяца, когда стало известно, что ее подготовили к обмену. Аресты и удержание в неволе подорвали ее здоровье. Из-за избиений вырос остеофит, а сделать операцию невозможно, поскольку сердце не выдержит наркоза.
«Для них нет ничего святого: ни женщины, ни старики, ни дети. Они – безразличные, они – бездушные. Я не могу назвать их людьми, это – исчадия ада», – подытожила свой рассказ Максимова.
Следует отметить, что сразу после освобождения из плена Максимова направила иск в ЕСПЧ и верит в успех этого дела.
Напомним, что в июле 2021 года Российская Федерация впервые в своей истории подала в ЕСПЧ межгосударственную жалобу — против Украины. Иск касается 10 основных групп нарушений. Среди них – ответственность властей Украины за гибель мирного населения, незаконное лишение свободы и жестокое обращение с людьми, в том числе имевшие место на «майдане» в Киеве и в Доме профсоюзов в Одессе в 2014 году, а также в Донбассе в ходе проведения так называемой антитеррористической операции. Среди нарушений также указаны практика подавления свободы слова и преследования инакомыслящих путем запрета работы СМИ, интернет-платформ, преследования журналистов (российских, украинских и иных государств), политиков и рядовых граждан, политика дискриминации русскоговорящего населения, вытеснение использования русского языка из общественной сферы и пр. *лв*гж