Донецк, 13 апр – ДАН. Внесение новых изменений в уголовно-процессуальный кодекс Украины (УПК) упростит процесс обвинения и наказания неугодных властям Киева граждан.  Такое мнение высказала представитель ДНР в подгруппе по гуманитарным вопросам, уполномоченный по правам человека в Республике Дарья Морозова.

«Более года Украина уклоняется от выполнения обязательств по процессуальной «очистке» лиц, переданных в ДНР в рамках обмена в 2019 и 2020 годах. При этом каждый раз придумывает новые не выдерживающие критики оправдания, – отметила Морозова. –  Так, на данный момент представители Киева в Минской гуманитарной группе пытаются объяснить «заминку» в процессуальной «очистке» ожиданием внесения изменений в УПК относительно усовершенствования положений по осуществлению специального досудебного расследования. Соответствующий законопроект находится на рассмотрении в Верховной Раде».

Омбудсмен уточнила, что по словам киевских переговорщиков, с принятием данных правок в Украине можно будет выносить приговоры без присутствия обвиняемой стороны. Это якобы откроет возможность для применения к таким осужденным процедуры помилования, и буквально «развяжет руки» Киеву – позволит провести необходимые процессуальные действия в отношении уже фактически освобожденных граждан, а также определит механизм процессуальной «очистки» участников будущих обменов.

«Однако истинные цели предлагаемых изменений не имеют ничего общего с решением задач по прекращению преследования участников событий в Донбассе, – подчеркнула Морозова. – «Руки» киевских властей в случае принятия заявленных корректировок, действительно, будут «развязаны». Но речь не о свободе действий по выполнению гуманитарных обязательств. Законопроект призван упростить процедуру привлечения граждан к уголовной ответственности».

По словам омбудсмена, сами инициаторы в пояснительной записке к документу не скрывают, что он разработан для обеспечения неотвратимости наказания лиц, совершивших уголовное правонарушение, вне зависимости от места их нахождения. На сегодняшний день Интерпол отказывает украинским правоохранителям в удовлетворении запросов об объявлении граждан в международный розыск при наличии признаков политического преследования. В результате суды Украины не могут удовлетворить ходатайства о заочном следствии или заочном уголовном производстве в отношении таких лиц.

Морозова уверена, что по сути Киев законодательно упрощает возможность преследования и наказания неугодных граждан, минимизируя их шансы найти укрытие от незаконных обвинений на другой территории. Омбудсмен обращает внимание на то, что Украина подписала соглашения об экстрадиции с рядом стран, в числе которых Австрия, Италия, Германия, Турция, Грузия, Азербайджан, Польша и другие. Указанные государства будут обязаны выдать Украине лиц, в отношении которых принято решение об уголовном осуждении, пусть даже заочное.

«Если предложенные изменения в УПК будут приняты, процедура автоматически адаптируется под современные украинские реалии. Для заочного рассмотрения дел достаточно будет лишь объявления подозреваемого во внутригосударственный розыск. Интересно, что основанием для объявления в розыск может послужить абсолютно любая информация. В том числе отсутствие данных о местонахождении подозреваемого или предполагаемая возможность его пребывания в другой стране», – считает представитель ДНР.

Омбудсмен пояснила, что законопроект предполагает, что отсутствие подозреваемого не станет препятствием для избрания в отношении него бессрочной меры пресечения в виде содержания под стражей. Возможность же ее изменения не предусмотрена. В дальнейшем предстоят заочное осуждение и заочный приговор. «Учитывая, что от украинского «правосудия» никто не застрахован, последствия таких законодательных инициатив могут быть катастрофичными», – резюмировала Морозова.

Следует отметить, что в октябре 2014 был принят закон №4448а, который разрешил досудебное заочное расследование уголовных дел. По мнению экспертов, целью властей тогда было заочно осудить экс-президента Виктора Януковича. В законе говорилось о временности заочных процедур, а именно – до создания Государственного бюро расследований. ГБР приступило к работе 27 ноября 2018 года, и фактически процедура досудебного расследования утратила свою силу. *гж*ъъ