Донецк, 11 авг – корр. ДАН. Сторонники ДНР и ЛНР, попавшие в плен к украинским боевикам и силовым структурам, без исключения подвергаются издевательствам и пыткам. К сожалению, бесчеловечное отношение к жителям Донбасса после семи лет войны стало неотъемлемой частью современной украинской действительности.

Предлагаем вашему вниманию историю, пугающую своей «обыденной жестокостью».

«В пятницу моя внучка сдала выпускные экзамены в школе, а в субботу утром нас уже арестовали»

Жительнице ДНР Анне Орловой – 70 лет, но это не остановило украинских карателей, которые пытали пожилую женщину.

«В пятницу моя внучка сдала выпускные экзамены в школе, а в субботу утром нас уже арестовали: меня, дочь Светлану, ей тогда было 38 лет, и внучку Анну, которой не исполнилось еще и 17-и. Она – дочь командира группы быстрого реагирования. Жила в Донецке, – вспоминает Орлова. – Случилось это 23 мая 2014 года».

Во время ареста никто не представился, прибывшие были в черных масках и в форме без знаков различия. От местных их отличал явный западноукраинский говор. Изначально от женщины требовали, чтобы она выдала зятя – командира спецподразделения ДНР. Потом долго выпытывали – где спрятано оружие. Конечно, никакого оружия в доме не было, и люди в масках это хорошо знали, поскольку разграбили жилище на глазах у хозяйки. И это было только начало кошмара.

«Я падала со стула, на меня выливали ведро воды и снова продолжали бить. Прострелили ногу. Били милицейской палкой по голове, – говорит пенсионерка. – Еще помню, как выливали кипяток на живот, но это уже – в мариупольском СИЗО».

Мясо с червями вместо еды и свидание с внучкой за пачку сигарет

Анна Орлова рассказывает, что выжить в мариупольском следственном изоляторе с ожогами от кипятка помогла дочь, которая купила все необходимые лекарства – ее после пыток, избиений и издевательств все же отпустили. А вот несовершеннолетнюю внучку осудили на четыре года условно – за то, что сфотографировалась в военной форме, и за то, что отец – командир спецподразделения ДНР. К слову, девочку тоже пытали наряду с матерью: их душили, надевая на головы пакеты.

«Сарафанное радио в мариупольском СИЗО донесло, что «привезли дочку командира ДНР». Мне почему-то показалось, что это моя внучка, хотя никто никаких подробностей не упоминал. У меня истерика была, мне плохо было – так хотела ее увидеть. Заплатили дежурному. Там же не деньги ходят, а сигареты. Так что дали дежурному пачку сигарет, он открыл дверь: идет моя внучка и машет рукой: «Бабуля, это я!»», – вспоминает Орлова.

архив

Условия содержания в изоляторе были ужасные: по стенам сочилась вода, кормили мясом с червями. От хлеба можно было есть только корочку, а мякиш был сырой полностью. Некоторое время Орлову удерживали без всяких на то оснований. Позже ей все же предъявили обвинение в участии в пророссийских митингах на площади Ленина в Донецке. Орлова в них действительно участвовала. Она была председателем организации ветеранов Великой Отечественной войны города Авдеевки и вместе с ветеранами ездила в Донецк, когда начались события Русской весны.

«Я из семьи партизан. Отец рассказывал, что моих бабушку и дедушку гитлеровцы повесили прямо во дворе их дома. Так вот – украинские националисты – хуже гитлеровцев!» – утверждает Орлова.

Плакали, пели и кричали от радости, когда увидела флаг ДНР

«В заключении я пробыла два года и 10 месяцев. Сначала в Мариуполе, потом в Артемовск меня доставили этапом. Я же была тяжело больна после всех пыток, зрение сильно упало. За год до самого обмена мы подписали документы, – вспоминает Орлова. – Когда переехали на сторону ДНР и увидели свой флаг, было чувство… Я вам передать не могу. Кто плакал, кто песни пел, кто кричал от радости. А я слезами обливалась. Обмен произошел 27 декабря 2017 года».

Обмен пленными 27 декабря 2017 г.

К тому времени окончился условный срок внучки, и она через территорию России приехала в Донецк вместе с дочерью.

«Нас разместили в больнице в Донецке, в районе «Мотеля». Левый глаз у меня лопнул от побоев, а на правом глазном яблоке – трещина. Но мне бесплатно сделали операцию», – говорит узница украинских застенков.

Несмотря на пережитое, дочь партизан и ветеран труда Анна Орлова видит перспективы и смысл в жизни. «Сейчас у меня уже правнук, буду помогать внучке его воспитывать», – делится планами женщина.

Пообщаться с Орловой корреспондентам ДАН удалось 9 августа в рамках совместного брифинга руководителей новосозданных специальных Межведомственных органов ДНР и ЛНР по поиску лиц, пропавших без вести в Донбассе, который прошел в пресс-центре агентства. Кроме того, с ДАН своей историей поделилась одна из организаторов референдума в ЛНР Ольга Максимова, тоже побывавшая в украинском плену.

Напомним, что в июле 2021 года Российская Федерация впервые в своей истории подала в ЕСПЧ межгосударственную жалобу — против Украины. Иск касается 10 основных групп нарушений. Среди них – ответственность властей Украины за гибель мирного населения, незаконное лишение свободы и жестокое обращение с людьми, в том числе имевшие место на «майдане» в Киеве и в Доме профсоюзов в Одессе в 2014 году, а также в Донбассе в ходе проведения так называемой антитеррористической операции. Среди нарушений также указаны практика подавления свободы слова и преследования инакомыслящих путем запрета работы СМИ, интернет-платформ, преследования журналистов (российских, украинских и иных государств), политиков и рядовых граждан, политика дискриминации русскоговорящего населения, вытеснение использования русского языка из общественной сферы и пр. *пг*гж