Плененный в ходе битвы за Сталинград немецкий солдат. Фото: Bundesarchiv, Bild 183-E0406-0022-011/CC-BY-SA 3.0

Любое событие является сначала будущим, потом настоящим, потом историей. Великая Отечественная война, некогда затронувшая каждую семью в СССР, стоившая нам свыше 20 миллионов погибших и огромных разрушений, постепенно становится для нас историей, ведь даже те, кто родился в сороковые годы прошлого века, уже глубокие старики, а участников реальных событий почти не осталось. Но память не должна померкнуть.

Школьная программа, конечно, дает общее понимание событий: даты, кто на кого напал и кто кого победил, но для неокрепшего ума, живущего совсем в другую эпоху, Великая Отечественная, зачастую, становится в одном ряду с татаро-монгольским нашествием и завоеваниями Александра Македонского.

У тех же, кто рос в 80-е, было иначе. Множество ветеранов той войны еще были живы: участники сражений, партизанских отрядов, труженики тыла, по телевизору регулярно показывали фильмы о войне, памятники героям. Было ощущение «живой истории» вокруг.

Красноармеец во время битвы за Сталинград. Фото: RIA Novosti archive, image #844/Zelma/CC-BY-SA 3.0

Правда, сами ветераны рассказывали что-то редко и в ответ на фразу «дедушка, а расскажи о войне» обычно следовало долгое молчание, слова «главное, чтоб не повторилось» или, если повезет, — веселая история про сослуживца, который ловко напакостил немцам, например, захватил важного офицера, утащил боеприпасы у врага или обхитрил ищущий партизан отряд карателей.

И хотя в фильмах и книгах мы всегда побеждали, а в голове советских пацанов и мысли не было, что может быть иначе, войны редко бывают без потерь и отступлений. Так было и в Сталинградской битве, эпичном сражении, длившемся с 17 июля 1942 по 2 февраля 1943 года, которое началось с отступления Красной Армии, а закончилось полным разгромом войск стран «оси» на данном направлении и поимкой целого фельдмаршала.

Сталинград являлся мощным промышленным центром с заводами, крупным портом на Волге, крупным железнодорожным центром, откуда шли пути по всему СССР и после захвата которого открывалась дорога на Кавказ к бакинским нефтяным запасам, нужным Германии. Да и захват города, носившего имя Сталина, стал бы сильным ударом по СССР.

Немецкие войска насчитывали 450 тыс. бойцов, костяк которых составляла 6-я армия Паулюса; также в их состав входили 4-я армия Гота и 120 тыс. карманных подпевал немцев из румын, венгров и итальянцев. У них было 1 200 танков, 10 тыс. орудий и минометов и свыше 1 200 самолетов.

Учитывая, что силы СССР на данном направлении были значительно меньше (187 тыс. человек, 360 танков, 7 900 орудий и минометов и 337 самолетов), фронт поначалу сильно просел не в нашу пользу.

Бои, сперва шедшие за 300 километров от Сталинграда, менее чем за месяц перешли в город. Однако тут немцев ждал неприятный сюрприз: даже находясь в меньшинстве, без боеприпасов, в окружении, русские совершенно не хотели сдаваться. Привыкшие к приятным и быстрым победам в Европе, нацисты несли тяжелейшие потери от бойцов 62-й и 64-й армии: в них стрелял каждый дом, каждое окно, каждый подвал и каждая точка, а по ночам разведчики вырезали зазевавшихся ножами и заточенными саперными лопатами.

К ноябрю Красная армия, значительно нарастив силы, провела операцию «Уран», которая завершилась загоном нацистов в 50-километровый котел, в центре которого мрачно варился генерал-оберст Паулюс. Видя, что дело совсем плохо, немцы попытались деблокировать 6-ю армию операцией «Зимняя гроза», но вся «гроза» ушла в гудок, а руководивший ей генерал-фельдмаршал Эрих фон Манштейн опозорился. Сам генерал впоследствии винил в провале не кого-либо, а лично Гитлера, отмечая, что тот в основном из соображений престижа отказался отдать приказ оставить Сталинград.

Во время боев за Сталинград. Фото: Wikipedia.org/Public domain

Сам Гитлер, поняв, что дело пахнет керосином, 30 января прислал Паулюсу прощальное послание, в котором торжественно повысил последнего до генерал-фельдмаршала, а также намекнул, что «ни один немецкий фельдмаршал в плен не попадал» и Паулюсу не плохо было бы застрелиться. Однако тот оказался жизнелюбив и 31 января вызвал тогдашний аналог канала 149.200 «Волга», после чего сдался в плен командующему 64-й армии генерал-лейтенанту Михаилу Шумилову.

Итоги Сталинградской битвы были глобальными. Советскому народу и союзникам она дала огромный моральный подъем, укрепилась вера в то, что врага можно победить и победа уже близко. Для Германии провал в Сталинграде стал огромным шоком, потому что до этого ни одна страна мира так не раскатывала их войска, да еще с захватом высшего командного состава. Италию, Венгрию и Румынию захлестнула война недовольства от участия в войне. В странах, оккупированных нацистами — Югославии, Польше, Франции, это привело к росту партизанских движений. Турция отказалась вступать в войну на стороне Германии, а Швеция и Швейцария публично признали, что армия Германии более не является непобедимой.

Это мировые итоги, геополитика, однако важно привести и воспоминания простых советских людей, которые были свидетелями этих событий. Их давно нет в живых, но их память — важное свидетельство об ужасах войны.

Михаил Ильич: «Когда начались бомбежки, мне было 18 лет. Мы не успели спастись, и весь дом сгорел. В ту ночь, когда всё горело, я думал, что, наверное, все уже потеряно, и мы не сможем больше выжить. Но люди не сдались. Мы помогали друг другу, собирали остатки пищи и ждали помощи».

Виктор Павлович: «Мы с родителями жили в центре города. Когда начались первые бомбежки, мы не знали, как реагировать. Было ощущение, что город уже не будет прежним, и всё, что мы знали, исчезнет. Мы начали эвакуироваться, но уже через несколько дней все дороги были заблокированы, и в городе царил хаос. Никто не знал, где спрятаться».

Нина Давыдовна: «Тогда еще не было тех страшных разрушений, которые последовали позже, но мы уже чувствовали, что начинается что-то большое. В один момент с неба полетели тысячи бомб, и я подумала, что конец пришел. Все это время мы прятались в подвалах».

Советские разведчики уходят на задание, Сталинград, 1943 год. Фото: Wikipedia.org/Public domain

Моя бабушка мне рассказала однажды про первые дни войны:

«Я видела, как несколько немецких самолетов пытались обстрелять колонну мирных жителей, эвакуирующихся из города, перед самым наступлением врага. Неожиданно откуда-то появился самолет со звездой на хвосте и атаковал немецкие самолеты. Шансов победить у него не было, врагов было гораздо больше, через несколько минут он был сбит и упал в Волгу, однако те несколько минут, что он выиграл людям, позволили им убежать с обстреливаемой дороги и спрятаться».

Горе, безысходность, страх перед лицом могучего, лишенного всякой человечности врага — с одной стороны. А с другой — единение, надежда, взаимовыручка, самопожертвование, преодоление. Так запомнилась битва за Сталинград этим людям, пережившим ее детьми и подростками.

А есть и такое воспоминание. Фронтовой журналист, поэт и писатель Константин Симонов, который бывал в городе во время боевых действий, опубликовал в газете «Красная звезда» от 12 марта 1943 года рецензию на документальный фильм Леонида Варламова «Сталинград», который вышел в кинотеатрах:

«В такой войне, как эта, месть — святое чувство. Я рад видеть сейчас на улицах Сталинграда эти толпы немецких пленных, я рад видеть сваленные окоченевшие трупы немцев. Чувство радости и чувство мести охватывают меня, когда я вижу на экране этих обезоруженных, замерзших, опустившихся немцев, — этих волков, у которых выбиты их волчьи зубы».

Сегодня, спустя более 80 лет, для нас жизненно важно помнить о тех событиях. О пути, по которому наш народ, сплотившись назло страху, назло всей боли потерь, назло всем трудностям, прошел к Великой Победе. О подвиге советских воинов, отдавших жизни, отдавших души свои за наш народ и выбивших зубы нацистскому зверю. Быть достойными их наследниками — непременный залог нашего будущего.

Военный консультант, ветеран боевых действий Алексей Кузьмин