Донецк, 4 мая – ДАН. Ее называли «Белая лилия Сталинграда» – летчик-истребитель Красной Армии Лидия Литвяк родилась в Москве, а погибла в небе над Донбассом, успев к неполным 22-м годам сбить 16 вражеских самолетов. Корр. Донецкого агентства новостей побывали на месте захоронения легендарной советской летчицы – возле села Дмитровка на востоке ДНР.

«Комсомолец – на самолет!»

Литвяк родилась 18 августа 1921 года. «Она очень гордилась тем, что родилась именно в эту дату, потом что тогда в этот день Советский Союз праздновал рождение авиации (Всесоюзный день авиации, позднее День Воздушного флота СССР – прим. ДАН). Со школьной скамьи она мечтала быть летчицей», – рассказывает учитель истории и хранитель музея Шахтерской средней школы села Дмитровка Наталья Чупра.

Девиз «Комсомолец – на самолет!» позвал сотни и тысячи советских парней и девушек в небо. Почти за два десятилетия с момента окончания Гражданской войны и до начала Великой Отечественной СССР совершил невероятный научно-технический скачок. Авиация в то время была символом передовых технологий молодой страны Советов. Для людей из глубинки, которые и паровоз-то не все видели, аэроплан с красными звездами на крыльях стал зримым свидетельством мощи новых времен.

Литвяк была типичным представителем своего поколения – первый самостоятельный полет в качестве курсанта московского аэроклуба выполнила в 15 лет. Уже после окончания Херсонской авиашколы летчиков-инструкторов работала в Калининском (сейчас город Тверь) аэроклубе Осоавиахима – советского общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству. Там Лидия подготовила пять выпусков курсантов, всего 45 пилотов.

Позднее, как как опытный летчик, она была зачислена в 586-й истребительный авиаполк в городе Энгельс. Авиационные части, в которых служили женщины-летчицы, были сформированы согласно приказу Народного комиссара обороны СССР Иосифа Сталина № 0099 от 8 октября 1941 года. В частности, в нем говорилось: «В целях использования женских летно-технических кадров приказываю к 1 декабря 1941 г. сформировать и подготовить к боевой работе 586-й истребительный авиационный полк на самолетах Як-1 по штату № 015/174, дислокация г. Энгельс. <…> Командующему ВВС Красной Армии укомплектовать формируемые авиаполки самолетами и летно-техническим составом из числа женщин кадра ВВС КА, ГВФ и Осоавиахима…».

Великая Отечественная война для Литвяк началась в Саратове. Она защищала небо над городом от налетов бомбардировочной авиации Люфтваффе, стремящейся массированными атаками уничтожить крупный тыловой промышленный город. В назначении девушек-истребителей в авиачасть ПВО был дальновидный расчет командования. Их попросту берегли, поскольку во фронтовых полках напряжение боевых вылетов на непосредственное прикрытие наземных войск было еще более высоким.

«Литвяк нередко проявляла свой характер. Так, она обрезала меховые отвороты унт (утепленные летные сапоги на меху, которые входили в зимнюю экипировку летчиков – прим. ДАН) и сделала себе красивый меховой воротник на летную куртку, за что получила взыскание от командира Марины Расковой», – отмечает историк из Дмитровки.

В сентябре 1942 года Литвяк в составе истребительного звена Катерины Будановой, Марии Кузнецовой и Раисы Беляевой передислоцируется в Сталинград. Первую свою двойную победу девушка одержала 13 сентября 1942-го, сбив бомбардировщик «Юнкерс» и истребитель «Мессершмитт».

«Я не беру подарков от врагов»

Сбитым немецким истребителем оказался барон Эрвин Майер (Erwin Maier), кавалер Железного креста, одержавший 11 воздушных побед. Он был вынужден спасаться на парашюте из горящего «Мессершмитта-109». А кода его взяли в плен попросил познакомить его с русским асом, сбившим его машину. Опытным «воздушным волком» оказалась 21-летняя белокурая русская девушка. Немецкий истребитель не поверил, и Литвяк пришлось ладонями изобразить все маневры воздушного боя. Мейер в знак уважения преподнес девушке золотые швейцарские часы. «Я не беру подарков от врагов», – холодно отрезала девушка.

«Белая лилия» Сталинграда

Во время боев над Сталинградом на капоте самолета Литвяк появилась отличительная эмблема – белая лилия. Наименование этого цветка стало и ее радиопозывным. В ожесточенных воздушных боях девушка-летчик сбила в общей сложности шесть немецких самолетов и получила свою первую боевую награду – орден Красной Звезды.

Короткая фронтовая любовь…

В начале 1943 года Литвяк перевели в 296-й (в последствии – 73-й гвардейский) авиаполк. Ее назначили ведомой к опытному летчику, командиру эскадрильи капитану Алексею Соломатину. Между ними вспыхнуло чувство, но фронтовая любовь длилась недолго. Соломатин погиб 21 мая 1943-го в Ростовской области.  

«Командир эскадрильи Герой Советского Союза гв. капитан Соломатин А.Ф. 21.05.1943 при стрельбе по щитам на высоте 200 метров с углом 15–20° сделал левую бочку с опусканием носа, и в положении вверх колесами на высоте 50 метров ударился о землю в центре аэродрома Поповка», –  сказано в отчете о происшествии.

«Он ей часто снился, и она даже писала матери: «наверное, я скоро погибну…»», – рассказывает собеседница агентства.  

Версия гибели

К тому времени Литвяк, как опытному летчику, была разрешена «свободная охота»: истребители вылетали парами и сами выискивали вражеские самолеты. Пилоты опирались на знание тактической ситуации и летное мастерство.

Летом 1943 года развернулись ожесточенные бои на Миус-фронте, причем не только на земле, но и в воздухе. Литвяк 1 августа совершила четыре боевых вылета. Два немецких самолета ликвидировала лично, еще один – в составе группы. Из четвертого вылета она не вернулась…

По воспоминаниям Героя Советского Союза Ивана Борисенко, с которым Лидия часто вылетала в паре, в тот день восьмерка «Яков» поднялась на перехват группы немецких бомбардировщиков. «Мессершмитты» прикрытия атаковали советские истребители. Бой завязался над облаками. Один из «Яков», задымив, пошел вниз. Он упал на территории, оккупированной противником, в рощу возле хутора Кожевня под селом Дмитровка Шахтерского района.

Для того чтобы воссоздать события, обращаемся к немецким источникам. В книге генерала Люфтваффе Вальтера Швабедиссена «Сталинские соколы: Анализ действий советской авиации в 1941-1945 гг.» (Schwabedissen W. Russian Air Force in the Eyes of German Commanders) приводятся воспоминания немецкого летчика-истребителя, относящие к периоду лета 1943-го:

«В одном из боев Мейеру пришлось спасаться из горящей кабины своего самолета, который подбил настойчивый русский пилот. Сбросив фонарь кабины, летчик стал выбираться на крыло, но русский пилот продолжал вести огонь. Фонарь, подхваченный тугой струей воздуха, ударил прямо в двигатель русского самолета, тот загорелся и пошел на вынужденную посадку. Мейер раскрыл парашют и, оглядевшись, заметил, что на посадке русский самолет опрокинулся на спину. Приземлившись невдалеке от разбившегося противника, немецкий летчик бросился к самолету и увидел мертвого русского пилота, висящего на привязных ремнях. Мейера поразило, что это была женщина, без воинских знаков различия и парашюта».

В данной книге есть некоторые неточности. В частности, немецкое авиаподразделение действовало в районе Орла. Однако в практике Люфтваффе имела место быстрая переброска отдельных эскадрилий, так называемых «пожарных команд» на "угрожаемые участки фронта". Также в воспоминаниях говорится об истребителях Як-9, но Лидия Литвяк летала на машинах Як-1Б, которые визуально очень похожи на «девятки». Отличались самолеты тем, что на Як-9 в большей степени применялся дюралюминий вместо соответствующих деревянных деталей, что существенно облегчало конструкцию.

Что касается отсутствия парашюта и знаков различия «сбитого русского пилота», то советские летчики обычно летали в теплое время года в полевых гимнастерках, а парашют размещался не на спине, как у немцев, а в «чашке» пилотского кресла. Летчик сидел на нем.

Вероятно, отлетевший фонарь кабины «Мессершмитта-109» повредил двигатель – отсюда и дым от «Яка». На нем устанавливался мотор жидкостного охлаждения ВК-105ПФ, чрезвычайно чувствительный к повреждениям. Что же касается опрокидывания истребителя Литвяк, то девушка попросту не обладала необходимой физической силой, чтобы взять ручку на себя и перевести машину, как говорят летчики, «в горизонт», то есть в горизонтальный полет.

Советский истребитель Як-1 обладал малым весом и нагрузкой на крыло, что позволяло вести эффективный бой на виражах с более тяжелыми немецкими самолетами. Но вертикальные маневры с большими перегрузками требовали больших физических усилий. На посадке истребитель Литвяк, вероятно, скапотировал – перевернулся через носовую часть, что нередко приводит к гибели пилота.

Из небытия – в бессмертие

Гвардии младший лейтенант Лидия Литвяк 4 августа 1943 года приказом по 8-й воздушной армии была навечно зачислена в списки 73-го гвардейского Сталинградского истребительного авиаполка. А 8 августа того же года была посмертно представлена к званию Героя Советского Союза, но оно было заменено на орден Отечественной войны 1-й степени.

Останки Литвяк были захоронены 29 июля 1969 года в братской могиле в селе Дмитровка как «неизвестной летчицы». «Следопыты из школы №1 Красного Луча (город в ЛНР – прим. ДАН) нашли ее самолет. На приборной панели (в кабине) была изображена лилия и выцарапано слово «мама»», – говорит Чупра.

В ноябре 1988 года приказом замминистра обороны СССР внесено изменение в пункт 22-й приказа Главного управления кадров от 16 сентября 1943-го в отношении судьбы Литвяк: «Пропала без вести 1 августа 1943 г. Следует читать: погибла при выполнении боевого задания 1 августа 1943 г.».

А 5 мая 1990-го президент СССР Михаил Горбачев подписал указ о присвоении Лидии Владимировне Литвяк звания Героя Советского Союза посмертно. Медаль «Золотая Звезда» № 11616 была передана на хранение родственникам.

Разночтения в имени

В исторической литературе часто встречается имя Лилия Литвяк вместо Лидии. Также на братской могиле в селе Дмитровка, где захоронены останки легендарной летчицы, выбито «Литвяк Лилия Владимировна». Для уточнения информации обращаемся к архивным документам периода Великой Отечественной войны. В частности, в приказе №: 23/н от 22.07.1943, изданном Военным советом 8 Воздушной армии Южного фронта о награждении личного состава орденом Красного Знамени под номером 13 фигурирует «гвардии младший лейтенант Литвяк Лидия Владимировна, командир звена 73 Гвардейского Сталинградского истребительного авиационного полка 6 Гвардейской Донской авиадивизии».

Разночтения в имени женщины-летчика, видимо, появились позднее, из-за созвучия с радиопозывным «Лилия». В этом случае уместно будет обратиться к популярной в настоящее время манере написания: Лидия «Лилия» Литвяк.

***
Выражаем благодарность директору Шахтерской средней школы села Дмитровка О.В. Кувшиновой и преподавателю истории Н.С. Чупре за помощь в подготовке материала. *дя*пг*мк*ъъ