Отношения между Индией и Пакистаном никогда не были простыми, однако в последние недели обстановка вновь серьезно накалилась. После начала спецоперации Нью-Дели 7 мая эксперты и аналитики опасались, что скорость развития событий может привести к полномасштабной войне — возможно, даже с применением ядерного оружия.
Военный консультант ДАН, ветеран боевых действий Алексей Кузьмин рассказывает, что вообще происходит в этом регионе, и что еще может произойти.
Что случилось
Индийско-пакистанские отношения обострились после теракта 22 апреля, когда на индийской союзной территории Джамму и Кашмир были убиты 25 граждан Индии и 1 непалец. Теракт совершила запрещенная в РФ группировка «Лашкар-э-Тайба», однако в Нью-Дели заявили, что обладают доказательствами причастности к этому пакистанской межведомственной разведки.
В ночь на 7 мая Индия начала операцию «Синдур», в ходе которой нанесла удары по девяти целям в Пакистане и подконтрольной ему части Кашмира. Сообщалось о более 70 ликвидированных и 60 раненых террористах. Пакистан в свою очередь сообщил, что жертвами стали 26 человек, 46 пострадали. В ответ Пакистан также нанес удары по Индии, в результате которых, по данным МИД страны, 16 мирных жителей погибли, 59 получили ранения.
Россия сразу после начала обострения призвала обе стороны к сдержанности.
«Призываем вовлеченные стороны к сдержанности в целях недопущения дальнейшего ухудшения обстановки в регионе. Надеемся, что имеющиеся между Нью-Дели и Исламабадом разногласия будут урегулированы мирными, политико-дипломатическими средствами», — говорится в комментарии официального представителя МИД РФ Марии Захаровой.
Днем 10 мая американский лидер Дональд Трамп внезапно объявил, что Индия и Пакистан согласились прекратить огонь.
«После долгих ночных переговоров при посредничестве США я рад объявить, что Индия и Пакистан договорились о полном и незамедлительном прекращении огня», — написал он на своей странице в Truth Social.
Обе стороны уже подтвердили эту информацию. Госсекретарь США Марко Рубио заявил, что Нью-Дели и Исламабад «согласились начать переговоры по широкому кругу вопросов на нейтральной территории».
Суть конфликта
Чтоб понимать первопричину, надо вернуться примерно на 100 лет назад. Тогда не было Индии, Пакистана, Бангладеш, Бирмы, а был регион, называемый Британская Индия. Порабощенная и нещадно эксплуатируемая Туманным Альбионом страна, которую доили несколько столетий, активно сопротивлялась захватчикам, но так как толпы слабо вооруженных местных жителей мало что могли противопоставить вышколенным и хорошо оснащенным англичанам, попытки сбросить заморское иго кончались ничем. Из громкого вспоминается разве что восстание сипаев, жестко подавленное, да Читральская и Тихарская экспедиции, направленные на борьбу с волнениями местных племен.
Ситуация начала меняться после первой мировой войны. Англия стремительно теряла влияние в мире, а расходы на войну и внутренние проблемы уже не позволяли тратить силы на колонии, как ранее, да и сами колонии стали активнее проявлять недовольство. Крупные народные волнения 1919 года и усиливающееся влияние Индийского национального конгресса, требующего все большей автономии, привели к тому, что англичанам пришлось пойти на уступки, все больше и больше теряя контроль над землями.
В 1947 году Индия и Пакистан получили независимость, и именно с этого периода берет свое начало индо-пакистанский конфликт, основной причиной которого стал вопрос принадлежности региона Кашмир, присоединившегося к Индии. Это решение принял руководитель региона Хари Сингх, который был индусом. Однако большую часть населения Кашмира составляли мусульмане, которые этот шаг не поддержали. В результате началась первая индо-пакистанская война.
Конфликт удалось погасить силами ООН, и в 1949 году было подписано Карачинское соглашение, по которому 60% территории Кашмира отошло Индии, а 40% — Пакистану. Ни одну из сторон такое решение не устроило. В 1962 году ситуация вновь обострилась. В этот раз после пяти недель войны конфликт был остановлен при посредничестве СССР, США и ООН, но все равно продолжал тлеть.
Третья война между двумя государствами вспыхнула в 1971 году, когда речь шла о независимости Бангладеш. Пакистан устроил репрессии против бенгальского движения за независимость, Индия вмешалась, Бангладеш получил суверенитет, а подписанное в 1972 Симлское соглашение вернуло разделение Кашмира почти в границы 1947 года. По сути, вернулись к тому, с чего начали.
Ядерная эра
С 1974 года стало интереснее: Индия не только получила в свое распоряжение ядерное оружие, но и отказалась ратифицировать договор о его нераспространении, а вызванная этим ядерная гонка вооружений с Пакистаном подтолкнула последний к получению своей бомбы.
Правда, наличие у обеих сторон «оружия сдерживания» ни одну из них не сдерживало.
В 1984 году страны устроили вялую войну за приграничный ледник Сиачен. Никаких завоеваний там не произошло, а потери были в основном из-за сурового климата.
Схожие ситуации были и в 1987 и в 1999 и в 2002 и в 2016 и в 2019. Развивалось все по одному и тому же сценарию — одна из сторон устраивала провокации у соседей, поддерживая мелкие группировки, обстреливали друг друга через границу, а потом приходило мировое сообщество и растаскивало соперников по разным углам.
Читайте также: Жадный Сэм. Зачем Трампу Гренландия и причем тут Россия
И что в итоге
Нынешний конфликт выглядит похожим на все предыдущие: провокация с убийством людей и ответный удар. Но есть и важные нюансы.
Во-первых, нынешний конфликт вспыхнул на фоне специальной военной операции России по защите мирных граждан и возвращению в свой состав исконно русских земель. Впервые за десятки лет карта мира начала меняться, причем не где-то на задворках, а прямо в центре Европы.
Во-вторых, в последние годы ООН на фоне скудеющего американского финансирования и обнищавших по собственной глупости стран Европы доказала свою полную недееспособность. Она вряд ли сможет всерьез повлиять на тушение конфликта — впрочем, Всемирная Организация и раньше не слишком с ним справлялась.
По факту у Индии и Пакистана сейчас куда больше развязаны руки, чем когда-либо, а копившиеся 80 лет взаимные претензии и наличие ядерного оружия — это действительно плохой звоночек.
Лично я верю в том, что сейчас в Нью-Дели и Исламабаде действительно сядут за стол переговоров, но не верю, что конфликт завершится раз и навсегда. Полагаю, что нынешняя эскалация не преследовала своей целью полноформатную войну: скорее, стороны прощупывали обстановку, им важно было понять международную реакцию, расклад сил среди партнеров и союзников. Думаю, если бы одна из них ощутила реальную поддержку со стороны других весомых игроков, ситуация не завершилась бы скоропостижным прекращением огня.
Будем наблюдать — ведь все может измениться за считанные минуты.
Военный консультант ДАН, ветеран боевых действий Алексей Кузьмин