Горловка, 25 янв – Спецкорр. ДАН Георгий Иванов. Расположенный к северу от Донецка прифронтовой город Горловка являет собой образец промышленной архитектуры периода позднего СССР с обязательным памятником Ленину на одноименной центральной площади и застройкой 80-х годов XX-го века. Индустриальную направленность города подчеркивает и обилие учебных заведений – институтов и техникумов. В одном из них - Горловском техникуме Донецкого национального университета мы абсолютно случайно обнаружили редкое свидетельство времен, которые существенным образом изменили отечественную историю.

Старейший техникум Республики

«Основан наш техникум еще в 1877 году, как штрейгерская (штрейгер – устаревшее название горного мастера – прим. ДАН) школа для подготовки технических специалистов первого звена руководства угледобычей. Это старейшее учебное заведение не только в Горловке, но и в ДНР. Одно из старейших в Донбассе в целом. Только Лисичанский техникум старше», – говорит директор Петр Гродзинский.

По его словам, само здание первого из четырех корпусов Индустриального техникума – еще довоенной постройки, 1933 года. Надо сказать, что оно выстроено с настоящим сталинским размахом: широкие коридоры и пролеты монументальных лестниц, просторные учебные кабинеты. Что и говорить, Страна Советов на образование не скупилась.

Исторический артефакт

Именно на одной из таких монументальных «сталинских» лестниц мы и обнаружили тот самый артефакт. Им оказалась живописная репродукция известной картины «В. И. Ленин провозглашает Советскую власть» художника Владимира Серова. Сама картина написана по событиям II-го Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов. Он состоялся 25 – 27 октября (7 – 9 ноября по новому стилю) 1917 года в Петрограде.

Съезд учредил и сформировал временное рабочее и крестьянское правительство – Совет Народных Комиссаров во главе с Владимиром Лениным. В состав Совета из-за отказа левых эсеров вошли только большевики. Народным комиссаром по иностранным делам стал Лев Троцкий, главой комиссариата по делам национальностей – Иосиф Сталин.

Кстати, за это монументальное полотно, написанное в 1947 году, художник Владимир Серов получил на следующий год Сталинскую премию первой степени.

Присмотревшись к репродукции картины, мы обнаружили, что за спиной Ленина вместо фигуры Сталина видна только размытая тень! Как такое могло случиться?

«Репродукция этой общеизвестной картины описывает съезд РСДРП, на котором выступал Ленин, и за его спиной видны Свердлов, Дзержинский и, в пространстве между ними – сейчас оно пустое, была еще фигура Сталина Иосифа Виссарионовича, которую заретушировали после развенчания культа личности. Причем заретушировали именно на этой репродукции, которая была здесь еще со сталинских времен», – пояснил директор горловского техникума.

«Да, был культ… Но была и личность!»

Так сказал об Иосифе Сталине лауреат Нобелевской премии по литературе Михаил Шолохов. Доклад «О культе личности и его последствиях» на XX съезде КПСС был зачитан Первым секретарем ЦК КПСС Никитой Хрущевым 25 февраля 1956 года. Он был посвящен осуждению культа личности Сталина и массового террора второй половины 1930-х – начала 1950-х годов.

Наряду с тем, что это ознаменовало наступление так называемой «Хрущевской оттепели» и относительной разрядки напряженных политических отношений между двумя сверхдержавами - США и СССР, доклад повлек, в том числе, негативные последствия.

Так, например, в столице Грузии – Тбилиси содержание доклада Хрущева вызвало массовые протесты. В городе с 5 по 7 марта прошли массовые студенческие митинги с возложением венков к памятнику Сталину. А уже 8 марта толпа осадила здание Центрального комитета компартии Грузии и потребовала вывесить в Тбилиси портреты Сталина. На следующий день в центре грузинской столицы состоялся 80-тысячный митинг, где звучали призывы реабилитировать Берию и сместить Хрущева. Даже были высказывания в пользу выхода Грузии из состава СССР. В результате митинг был разогнан, несколько десятков человек были арестованы КГБ, многих зачинщиков несанкционированных демонстраций приговорили к тюремным срокам.

Советские органы власти задавались непростым вопросом: а что делать с наглядной агитацией, посвященной Сталину? Многие партийные руководители на местах приходили в недоумение, не зная, как донести до населения новый официальный взгляд на недавнюю эпоху. Тем более, что те же самые представители партноменклатуры совсем недавно сами являлись «верными сталинцами».

А слухи о содержании доклада доходили и до простых граждан: о выступлении Хрущева на XX съезде говорили зарубежные радиостанции, так называемые «радиоголоса». О докладе узнавали от знакомых партийных работников, благо их в СССР тоже хватало. Фактически о секретности доклада речи не шло, просто его текст не придавали широкой огласке. Реакция тоже была неоднозначной: от радости у родственников репрессированных политзаключенных до скорби у тех, кто связывал с именем Сталина значительные достижения Советского Союза – прежде всего, победу в Великой Отечественной войне, а также довоенную индустриализацию и послевоенное восстановление промышленности.

Оригинал картины Владимира Серова "В.И. Ленин провозглашает советскую власть", 1947 г.

Кто-то задавался логичным вопросом: а где был сам Хрущев и другие политические деятели во время репрессий и какова их роль в этих событиях?

Но тут подоспела реакция власти. Президиум ЦК КПСС 30 июня 1956 года издал постановление «О преодолении культа личности и его последствий», где были обозначены рамки допустимой критики культа личности. Пик борьбы с культом личности пришелся на 1961 год. Тогда на XXII съезде КПСС были приняты решения по поводу изъятия тела Сталина из Мавзолея и по поводу переименования Сталинграда в Волгоград. Переименованию подлежали и другие города, названные в честь бывшего лидера СССР, в частности, Сталино стал Донецком. Кинофильмы подверглись цензуре: сцены со Сталиным вырезали или укорачивали.

Один из вариантов картины без Сталина, Свердлова и Дзержинского

И живопись…

Не стала исключением и живопись. Известно, что художник Серов написал не один вариант своей знаменитой картины. В вариантах, созданных после доклада Хрущева на XX съезде КПСС, за спиной Ленина фигура Сталина отсутствовала. Оригинальная же картина, написанная Серовым в 1947 году, была подарена Главе Китайской Народной Республики Мао Цзэдуну. А в Государственной Третьяковской галерее хранится иной вариант произведения Серова, датированный 1962-м годом. Также известны поздние варианты этого художественного произведения – тоже без фигуры Сталина за спиной Ленина.

С большой долей вероятности, живописная репродукция, на которой корреспонденты ДАН увидели «тень» Сталина, является копией раннего варианта картины Серова «В. И. Ленин провозглашает Советскую власть». Таким образом, попытка заретушировать «идеологически невыдержанный» участок полотна и сам является уникальным свидетельством эпохи Хрущева, материальным подтверждением борьбы с культом личности и, как это ни странно, с тщетностью усилий по переписыванию истории.

***
Все самое интересное в Telegram: «ДАН – Главное».