Донецк, 26 янв – Спецкорр. ДАН Георгий Иванов. Четвертая часть известной фантастической кинофраншизы «Матрица» получила весьма противоречивые отзывы зрителей и критиков – от восторга до полнейшего разочарования. Попробуем разобраться и ответить на вопрос: смогла ли лента Ланы Вачовски «Матрица: Воскрешение» повторить концептуальный прорыв первой части?

Виртуальность родом из Средневековья

Первую «Матрицу», вышедшую в 1999 году, действительно принято считать чем-то новаторскими и прорывным для своего времени. Во многом это так, но… Сюжеты с философской и социальной подложкой, где противопоставляется виртуальность и реальный мир, искусственный интеллект и человеческий разум появились задолго до этого. Речь идет о киберпанке.

Первый общепризнанный киберпанковский роман «Нейромант» Уильяма Гибсона вышел в 1984 году. В нем, в том числе, описывается виртуальная реальность. Знаете, как она называется? Правильно – «матрица». И это за 15 лет до… Еще были произведения Брюса Стерлинга и Нила Стивенсона, а также многих других авторов, которых долго перечислять. Известный русский фантаст Сергей Лукьяненко тоже отметился в этом жанре двумя романами и повестью о виртуальном городе Диптауне. «Лабиринт отражений»  – первая книга цикла вышла в 1997 году, то есть – до «Матрицы».

Но и классики киберпанка – тоже не первооткрыватели. Концепция виртуальной реальности, неотличимой от действительности, описывалась еще в 1964-м фантастом и философом Станиславом Лемом в его работе «Сумма технологий».

Однако сам термин «виртуальность» гораздо старше. Он родом не просто из докомпьютерной эры, а вообще из Средневековья. Понятие виртуальности сформулировал в 1453 году выдающийся философ Николай Кузанский в работе «О видении Бога». Хотя похожее предположение выдвигал еще византийский богослов IV века нашей эры Василий Великий.

Взрывной концентрат

До 1999 года были и фильмы, где ставится под сомнение реальность, в которой существует главный герой. Например, «Темный город» Алекса Пройаса и «Шоу Трумана» Питера Уира, вышедшие в 1998 году, по своей концепции очень близки к «Матрице».  

Сюда же можно отнести и более ранние ленты: «Чужие среди нас» Джона Карпентера, «Лестница Иакова» Эдриана Лайна, «Шоссе в никуда» Дэвида Линча и даже «Андеграунд» Эмира Кустурицы. Эти фильмы – разных жанров, и рассказывают не о компьютерной симуляции, но смысл тот же: кто-то творит правдоподобные миражи – инопланетяне, собственный разум или другие люди. А потом – внезапно открывается действительность.  «Бойцовский клуб» Дэвида Финчера, вышедший в один год с «Матрицей», тоже, в общем-то, об этом.

Так что заслуга братьев Лоренса и Эндрю Вачовски, которые на момент выхода первой «Матрицы» еще не стали сестрами, не столько в создании фантастического допущения о неотличимой от реального мира виртуальности, сколько в популяризации этой идеи.

В «Матрице» множество реминисценций. Тут достаточно отсылок к религиозным учениям и мифам, художественным произведениям, мыслям различных философов. То есть многое было придумано ранее, и «Матрица» по сути – концентрат. Но смесь получилась воистину взрывной. А что же теперь?

Самоцитирование и самокопирование

А теперь Томас Андерсон живет будто не было всей этой истории Нео. Он не хакер и не клерк, но известный геймдизайнер вроде Хидэо Кодзимы. Что такое «Матрица» больше ни для кого не тайна – это самая популярная в мире видеоигра им, Андерсоном, созданная. Начальник Томаса – ни кто иной, как Смит, да – тот самый. Выглядит иначе, но никакой интриги – его природа раскрывается сразу. Порой Андерсону кажется, что мир вокруг и есть – Матрица. Чтобы не казалось, он ходит к психоаналитику и регулярно пьет синие таблетки. Иногда Том думает, что умеет летать, а еще ему нравится замужняя женщина, мать двоих детей Тиффани. Андерсону кажется, будто он знает ее давно, однако, непонятно – откуда. Так начинается новая «Матрица». Ее сюжет построен по шаблону первого фильма. Все повторяется, но уже в виде фарса.

Современный словенский философ Славой Жижек в своей статье о первой «Матрице» отмечал, что  фильм «запускает процесс узнавания», и в нем можно найти отсылки к самым разным философским течениям. Действительно: там есть и классическая платоновская метафора о пещере, и постмодернистские идеи Жана Бодрийяра. Четвертый же фильм ссылается главным образом на саму «Матрицу», а также на мемы, высказывания и фанатские теории вокруг нее. Доходит до неуклюжего самолюбования, реплик вроде: ««Матрица» – это порно для разума, философия, затянутая в блестящий латекс».

При этом четвертая «Матрица» старается казаться интеллектуальным фильмом, но в основном посредством «умных» слов, что само по себе не умно. А «бинарность» и «модальность» вообще упоминаются огромное количество раз.

«Воскрешение» обыгрывает известные сцены из первой ленты и даже использует отрывки из прошлых частей, причем их – раздражающе много. В принципе, в сюжетную канву они ложатся, как своеобразные «флэшбеки», но все равно не выглядят органично. Попытка вернуть к жизни франшизу напоминает скорее опыт Франкенштейна, и являет миру не воскресшего мессию, а монстра, сшитого из мертвой плоти.

Утрачен фирменный стиль

При копировании сцен и сюжетных ходов, в четвертую часть забыли завезти главное – фирменный стиль «Матрицы». Ведь первая лента при идейной наполненности была безупречно стильным фильмом.  Строгие костюмы героев, плащи, зеркальные очки, как неотъемлемый элемент образа. Понятно, что обычные люди так по улицам не ходят. Но ни бойцы сопротивления, ни агенты в первых трех фильмах и не старались мимикрировать, смешиваясь с толпой, а наоборот – резко выделялись из нее. Остальные персонажи франшизы тоже запоминались стильной одеждой или вычурными прическами. Пусть это было не очень реалистично, зато эффектно и атмосферно.

Ведь Матрица это, прежде всего, мир грез, а в четвертой части фильма создатели явно переборщили с реализмом. В этом отношении бородатый Киану Ривз в костюме, как будто с чужого плеча, смотрится кричаще нелепым. Даже освободившись из плена Матрицы и вернув себе прежнюю личность, он не сильно-то преображается. И это Нео? Нет, скорее отражение мемов «Ривз-бродяга» и «грустный Киану». По мему «так стареет Киану Ривз» тоже хорошенько прошлись.

Классических агентов Матрицы нам покажут в самом начале, а потом поставят перед фактом, что агенты теперь – боты, которые ничем не отличаются от обычных людей. Якобы так проще все контролировать. Так что с мрачными «людьми в черном» нам тоже предстоит практически попрощаться.

От всей стильности франшизы – только «девочка с синими волосами» Багз в исполнении актрисы Джессики Хенвик. «Матрица: Воскрешение» – как раз тот случай, когда реализм только портит общее впечатление.

Пародийность образов

Харизматичных персонажей, прямо скажем, в четвертой части «Матрицы» особо-то и нет. Главные герои утратили весь свой шарм. Что касается новых соратников Нео, то они в большинстве своем забудутся сразу после финальных титров или еще до них. Возможно, останется в памяти Багс, но исключительно благодаря антуражу, так сказать, на безрыбье…  

А ведь какие яркие были типажи в первой «Матрице»! Причем и положительные, и отрицательные. Монументальный Морфеус, гибкая и стремительная Тринити и даже предатель Сайфер запоминались сразу же.

Новый цифровой Морфеус неуклюже пытается подражать «старому», и близко не дотягивая до него. Создатели ленты наверняка понимали это, а потому попытались замаскировать недостаток, подав его как сюжетный ход. Но это не сильно-то помогло.

Настоящим символом «Матрицы» всегда был даже не избранный Нео, а Агент Смит. Главный злодей в исполнении актера Хьюго Уивинга великолепен: жестокий и бескомпромиссный, но в то же время ироничный, со своими принципами и правдой. А вот нынешний Смит, сыгранный Джонатаном  Гроффом, увы, как говорится, «уже не торт»…  Видно, что Грофф изучил мимику и движения Уивинга, подражание у него получается лучше, чем в случае Абдул-Матина II с тем же Морфеусом, но все равно остается ощущение пародии. Смешна и мотивация персонажа – «огромные мечты, наполненные крайне жестокой местью». Стойте. Это точно Смит, а не какой-нибудь Доктор Зло? К тому же Смит здесь – не главный «злой парень». О нем говорить не будем, чтобы не раскрывать слабой, но все же интриги. Однако и он вряд ли способен впечатлить.

Так ли все плохо?

На самом деле назвать четвертую «Матрицу» однозначно плохим фильмом нельзя. В ней есть интересные находки и фантдопущения. Например, война между машинами, город, где разумные технологии живут в мире с людьми. Еще есть бионебо под землей, восстановление ДНК клубники в реальном мире по цифровому бинарному коду, экзоморфные частицы, позволяющие искусственному разуму обрести «плоть».

Есть зрелищный экшн: стрельба, драки, полеты над небоскребами. И современная графика этому только в помощь. Жаль, новых трюков нет. Вот когда Нео в конце первого фильма остановил пули – это смотрелось неожиданно и очень круто. Теперь же он делает это на каждом шагу, что порядком надоедает.

В принципе, можно посмотреть фильм«Матрица: Воскрешение» и остаться довольным. Для этого надо воспринимать все, что происходит на экране, как шутку, пародию, постмодернистскую игру. Наслаждаться экшн-сценами, с умилением смотреть на грустного Киану, ностальгировать, в конце концов. Главное – не надеяться увидеть кино сопоставимое по мощи с первой частью. Не ждать откровения. Спойлер: его не будет.

***
Все самое интересное в Telegram: «ДАН – Главное».