Фото: Global Look Press

Могила Неизвестного солдата, монумент «Родина-мать», Георгиевская лента — все эти символы Дня Победы нам хорошо знакомы с юных лет. И часто мы воспринимаем их как данность, не догадываясь, что за каждым из них стоит своя уникальная история. Так что же нам на самом деле известно о самых ярких образах 9 Мая? Давайте разбираться.

Знамя Победы над Рейхстагом

Знамя Победы, которое 1 мая водрузили над Рейхстагом бойцы Красной Армии Алексей Берест, Михаил Егоров и Мелитон Кантария — это штурмовой флаг 150-й ордена Кутузова II степени Идрицкой стрелковой дивизии. Он был установлен на крыше здания германского парламента уже после того, как верхние этажи Рейхстага очистили от остатков немецкого гарнизона. При этом засевшие в подвале нацисты продержались еще сутки и капитулировали только утром 2 мая.

Флаг 150-й дивизии — это, разумеется, не единственное знамя, установленное на Рейхстаге. Практически с первых минут штурма, как только советские солдаты достигли здания, они начали отмечать свое продвижение, устанавливая красные флаги. Считается, что первым это сделали лейтенант Рахимжан Кошкарбаев и рядовой Григорий Булатов. Позже эти же бойцы в составе целой группы советских воинов установили Знамя Победы в отверстии короны скульптуры богини победы.

Участник штурма Рейхстага Александр Бессараб вспоминал:

«Мы видели, как наша пехота продвигается внутри рейхстага от этажа на этаж. Каждый боец имел при себе красненький флажок или какой-нибудь кусок красной тряпки, чтобы показать „вот тут есть флажок“, „тут есть флажок“».

Фото: wikimedia.org

Знаменитый снимок «Знамя Победы над Рейхстагом» легендарный фотокорреспондент, уроженец Донбасса Евгений Халдей сделал 2 мая, когда гарнизон Берлина капитулировал. На фото со знаменем запечатлены бойцы 8-й гвардейской армии (150-я стрелковая дивизия, между тем, входила в состав 3-й ударной армии): Алексей Ковалев, Абдулхаким Исмаилов и Леонид Горичев. Всего Халдей сделал на крыше 36 снимков, из которых выбрал лучший.

Есть еще одна, менее известная в наши дни, фотография «Знамя Победы над Рейхстагом». Ее с борта самолета сделал военный корреспондент «Правды» Виктор Темин. На этом фото, появившемся на страницах газеты 3 мая, запечатлено именно Знамя Победы, установленное на самой вершине здания Берестом, Егоровым и Кантарией.

Фото: wikimedia.org

Монумент «Родина-мать зовет!»

Конкурс на создание памятника в Сталинграде был объявлен еще во время войны — в сентябре 1944 года. Проекты приходили даже из Марокко и Китая, причем варианты монумента предлагались самые разные: от сооружения огромной колонны с фигурой Иосифа Сталина наверху до строительства 150-метровой пирамиды с каркасом, отлитым из переплавленных танков.

Однако в итоге создать памятник доверили Евгению Вучетичу, который изначально выбрал вариант монумента, изображающего фигуру женщины со знаменем в руках и коленопреклоненным бойцом у ее ног. Потом скульптор пересмотрел концепцию памятника, решив, что фигура женщины должна как бы звать в бой — ведь битва под Сталинградом не означала окончание войны, но предопределила коренной перелом в ней. По поводу своей работы Евгений Вучетич рассказывал:

Фото: Global Look Press

«Я только трижды обращался к мечу — один меч подняла к небу Родина-мать на Мамаевом кургане, призывая своих сыновей изгнать фашистских варваров, топчущих советскую землю. Второй меч держит острием вниз наш Воин-победитель в берлинском Трептов-парке, разрубивший свастику и освободивший народы Европы. Третий меч человек перековывает на плуг, выражая стремление людей доброй воли бороться за разоружение во имя торжества мира на планете».

Собственно, сам собирательный образ Родины-матери появился в 1941 году на знаменитом плакате художника Ираклия Тоидзе. Он, как считается, использовал в своей работе наброски лица своей жены, сделанные в момент, когда та услышала сообщение Совинформбюро о нападении Германии на СССР. Вучетич же вдохновлялся сразу несколькими образами: советской легкоатлетки Нины Думбадзе, своей супруги Веры, а также горельефом Франсуа Рода «Марсельеза» на Триумфальной арке в Париже и статуей Ники Самофракийской, созданной еще во II веке до нашей эры на греческом острове Самотраки.

Фото: Global Look Press

Изначально высота «Родины-матери» должна была составлять 25 метров, однако в процессе работы статуя «подросла» сначала до 32 метров, а затем — по личному распоряжению Никиты Хрущева — ее увеличили до окончательных 52 метров, превзойдя Статую Свободы в Нью-Йорке, чей «рост» без постамента составляет 46 метров.

Примечательно, что «Родина-мать» стала первым в СССР памятником, полностью выполненным из железобетона.

Георгиевская лента

Георгиевскую лента к ордену Святого Георгия (Победоносца) учредила 26 ноября 1769 года российская императрица Екатерина II. Изначально лента дополнялась девизом «За службу и храбрость», а также белым равносторонним крестом или четырехконечной золотой звездой. В 1807 году лента также стала прилагаться к учрежденному Георгиевскому кресту, а в 1913 году — и к Георгиевской медали.

Как правило, к этим наградам полагалось пожизненное жалование, а после смерти владельца лента передавалась по наследству. Цвета Георгиевской ленты примерно соответствовали черному двуглавому орлу и желтому полю государственного герба. По другой версии, оранжевый цвет символизирует пламя, а черный — дым или порох. Есть и третья версия, по которой полоски на ленте символизируют гибель и воскрешение Святого Георгия: согласно одному из преданий, он трижды прошел через смерть и дважды был воскрешен (три черные полоски и две оранжевые).

В разное время орденом Святого Георгия награждались такие выдающиеся отечественные полководцы как Петр Румянцев, Александр Суворов, Михаил Барклай-де-Толли, Иван Паскевич и Михаил Кутузов. Георгиевским крестом и памятной медалью на Георгиевской ленте был награжден и герой Крымской войны матрос Петр Кошка.

Фото: Министерство обороны РФ

Единственный раз лента приобрела статус самостоятельной награды в 1914 году, когда за заслуги в проведении мобилизации генерал-лейтенанту Александру Лукомскому она была пожалована к уже имевшемуся у него ордену Святого Владимира 4-й степени.

После упразднения большевиками царских наград Георгиевская лента какое-то время использовалась только Белым движением. Однако в 1941 году, после начала войны с нацистской Германией, в СССР появилась Гвардейская лента, внешний вид которой (чередование оранжевой и черных полос) оказался очень близок к царской награде, однако в силу идеологических причин название было дано иное. Такая лента полагалась к различным советским наградам: ордену Славы всех степеней, медалям «За взятие Берлина», «За победу над Германией» и юбилейным медалям, посвященным 30-летию и 40-летию Победы.

Фото: Global Look Press

В настоящее время из приложения к царскому ордену Георгиевская лента, заменившая собой целый комплект наград советского периода, превратилась в один из главных символов и Дня Победы, и воинской славы России в целом. В 2014 году лента стала также важнейшим символом сопротивления киевскому режиму, в частности освободительного движения в Донбассе.

Могила Неизвестного солдата и Вечный огонь

Могила Неизвестного солдата в виде красной гранитной плиты с солдатской каской сегодня находится прямо у стены московского Кремля, однако мало кто знает, что этот мемориал мог появиться и в самом Александровском саду столицы, и на Софийской набережной, и на Манежной площади, и на развилке Кутузовского проспекта и Большой Дорогомиловской улицы. Все эти варианты рассматривались в середине 1960-х годов, когда появилась идея увековечить память воинов, отдавших свою жизнь при обороне Москвы во время войны с гитлеровской Германией.

В 1966 году место для мемориала было окончательно установлено — его решили разместить близ угловой Арсенальной башни Кремля на месте, где когда-то стоял обелиск в честь 300-летия Дома Романовых, переделанный большевиками в памятник героям революции. Обелиск перенесли, а на его месте появилась всем нам известная могила Неизвестного солдата. Но кто же в действительности в ней похоронен?

В том же 1966 году на 41-м километре Ленинградского шоссе — там, где шли самые ожесточенные бои за подступы к Москве, при проведении строительных работ было обнаружено братское захоронение красноармейцев. Найденные в нем останки солдата в хорошо сохранившемся обмундировании, но без знаков отличия, и решили перезахоронить у Кремлевской стены. Впоследствии на 40-м километре Ленинградского шоссе будет установлен мемориал «Штыки» — одновременно и братская могила, и памятник защитникам Москвы. Уже в наше время местный историк и краевед Александра Васильева установила имена павших бойцов. Большинство из них погибли во время боев у деревни Матушкино, где держала оборону 354-я стрелковая дивизия, так что вполне возможно, что и у Кремлевской стены покоятся останки военнослужащего этой части. Во время боев за Москву дивизия понесла такие тяжелые потери, что все ее три полка были сведены в один батальон.

Утром 3 декабря 1966 года гроб с останками неизвестного солдата отправили в столицу в сопровождении почетного караула и процессии из 50 рабочих. На площади Белорусского вокзала его установили на артиллерийский лафет, и военный эскорт двинулся по улице Горького (ныне Тверская-Ямская и Тверская улицы) в сторону Манежной площади. Вместе с генеральным секретарем ЦК КПСС Леонидом Брежневым у ворот Александровского сада его встречали маршалы Советского Союза Георгий Жуков и Константин Рокоссовский, командовавшие Западным фронтом и 16-й армией во время обороны Москвы. В присутствии почти 15 тысяч москвичей останки торжественно захоронили.

Фото: wikimedia.org

А сам мемориальный комплекс открылся через полгода: факел, от которого загорелся Вечный огонь, доставили из Ленинграда — его зажгли от огня, горящего на Марсовом поле. В северной столице пламя загорелось в 1957 году в память о жертвах всех войн и революций.

Одним из разработчиков горелки Вечного огня, которую неспособны погасить ни ветер, ни вода, был советский изобретатель Кирилл Ридер. О своей работе он говорил:

«Мы были детьми войны, поэтому для нас эта работа имела особое значение. Войну мы пережили слишком маленькими и в силу возраста ничего не успели сделать для Победы. Поэтому нашим вкладом в нее должен был стать Вечный огонь, который увековечит память героев в самом центре Москвы».

Фото: Global Look Press

Первыми в качестве символа памяти о героях, погибших в Первой мировой войне, вечный огонь зажгли французы — это произошло 11 ноября 1923 года у Триумфальной арки в Париже. В СССР же, еще до Ленинграда, вечный огонь был зажжен в маленьком поселке Первомайский в Тульской области. Правда, его горение стало постоянным только с 2013 года, до этого времени он зажигался лишь несколько раз в году — в День Победы, День Защитника Отечества и по другим торжественным датам.

Гвоздика

Почему именно этот цветок, а не тюльпан или, скажем, роза, стал символом праздника Победы? Существует множество версий. Одни говорят, что ее лепестки напоминают орденские ленточки, что связывало цветок с воинскими наградами. Другие утверждают, что в христианской традиции красная гвоздика, наряду с чистой любовью Девы Марии, ассоциируется с жертвой Христа и Его страстями, что в советской интерпретации трансформировалось в память о жертвах войны.

В западных странах символом памяти павших на полях сражений еще со времен Первой мировой войны стал мак, хотя в Польше и Сербии также используются в основном гвоздики. Многие воспринимают красную гвоздику как символ мужества и победы над трудностями, хотя на так называемом «языке цветов» она символизирует страсть. К примеру, известный в наших краях Наполеон выбрал цвет гвоздики для ленты ордена Почетного легиона.

Фото: Global Look Press

Была популярна гвоздика и среди революционеров, причем как российских, так и французских — в эпоху Марата и Робеспьера. А немецкие социал-демократы выбрали гвоздику в качестве праздничного атрибута Дня труда, 1 мая.

Первые же массовые упоминания гвоздик как одного из символов Дня Победы относятся к 1960-м годам, когда этот праздник стал особенно широко праздноваться в СССР. Вероятно, ее популярности способствовало и то, что гвоздики, которые начали выращивать в теплицах к майским праздникам, были наиболее доступны в это время года, тем более что они долго не вянут, в отличие от тех же тюльпанов или нарциссов.

Популярность цветка закрепило стихотворение «Гвоздики» Всеволода Рождественского, написанное в 1985 году:

И ярче, чем снарядов посвист дикий,

Давно похороненный в тишине,

Пылали победившие гвоздики

На этой солнцем залитой стене.

Александр Медников