Семь лет назад, 15 мая 2018 года, началось движение по автодорожной части Крымского моста: крупнейший инфраструктурный объект, созданный в постсоветской России, был запущен в эксплуатацию. Открыл движение лично Президент Владимир Путин, который проехал по мосту за рулем «Камаза».
Создание моста длиной 19 км началось в 2016 году и шло в сложных условиях: глубокое дно, сейсмическая активность, неблагоприятные погодные условия. Это самый длинный мост, когда-либо построенный в России, он состоит фактически из двух мостов — автомобильного и железнодорожного. Грузовое движение по железнодорожной части началось в 2019 году, а пассажирское — в 2020-м. Цена проекта составила 228 млрд рублей.
«Нереальное» стало реальностью
Возможность строительства моста через Керченский пролив обсуждалась давно, но взяться за это непростое дело пришлось после воссоединения Крыма с Россией: киевский режим блокировал полуостров с суши, и налаживание автомобильного и железнодорожного сообщения было крайне важно.
Злопыхатели в Киеве и на Западе дружно объявляли проект нереалистичным, и в каком-то смысле это так: для Украины столь масштабная стройка, действительно, попросту невозможна, тем более что современная Украина — это вообще не про строительство, не про созидание. Без сомнения, и далеко не все западные страны смогли бы реализовать подобный проект — а Россия смогла.
Таким образом, Крымский мост получил колоссальное символическое значение: он воплотил мощь нашей страны, потенциал ее развития, готовность браться за будто бы неподъемные задачи — и эффективно их решать. Однако, став символом величия России, этот мост закономерно превратился и в мишень для врагов. Живое свидетельство могущества и состоятельности России как государства — особенно на плачевном украинском фоне — слишком уж сильно раздражало киевских деятелей и их наставников.
Мишень для террористов
Сперва в информационном пространстве Украины запустили настоящий культ ненависти к Крымскому мосту — то объявляли его «голограммой», то сулили ему скорое обрушение. А позднее спецслужбы киевского режима под руководством западных инструкторов, в частности британских, принялись уже за практические шаги для уничтожения — или хотя бы повреждения — нашего моста. Мирный объект, помогающий обеспечивать нормальную жизнь в Крыму, стал стратегической целью для украинских атак.
Первый крупный террористический акт врагу удалось осуществить 8 октября 2022 года: взрыв грузовой машины серьезно повредил автодорожную часть моста. Погибли четыре человека: водитель грузовика, которого организаторы теракта использовали «вслепую», и трое туристов, ехавшие на отдых в Крым в легковой машине. Уже через сутки движение удалось восстановить частично, а полностью — к февралю 2023 года.
В том же 2023-м ненавистный для врагов России вновь получил значительное повреждение: 17 июля автомобильную часть атаковали беспилотные катера, частично обрушился один из пролетов автомобильной части. Вновь погибли гражданские — семейная пара, ехавшая на легковой машине, и, конечно же, теракт снова был скоординирован западными советниками Киева. Восстановительные работы завершились осенью того же года, меры безопасности вновь были усилены.
Мост в будущее
Сейчас по Крымскому мосту ежедневно проезжают тысячи грузовиков, по железнодорожной части поезда провозят тысячи пассажиров. С момента открытия он остается ключевым элементом транспортной инфраструктуры. Его создание дало мощный импульс для развития туризма и всех без исключения отраслей экономики, зависящих от грузовых и пассажирских транспортных потоков между Крымом и материковой Россией.
Частично «разгрузить» мост удалось в 2022 году, после открытия сухопутного коридора в Крым. Мост через Керченский пролив стал частью большого автодорожного кольца вокруг Азовского моря, которое после возвращения в состав нашей страны Запорожской и Херсонской областей стало внутренним морем России.
Уже в декабре 2022-го — после проведения ремонта дороги от крымского Джанкоя до Новоазовска в ДНР — это кольцо удалось замкнуть, а в следующем году было объявлено о масштабных планах его развития в течение пяти лет. Обновленное Азовское автодорожное кольцо протяженностью в 1400 километров, включающее Крымский мост, станет одной из важных опор для интенсивного экономического подъема всего Приазовья, в том числе Донбасса, Запорожской и Херсонской областей.
Подписывайтесь на наши телеграм-канал и сообщество в VK