Донецк, 27 мар – корр. ДАН. Курортное село Виноградное примыкает непосредственно к левобережной части Мариуполя на юге ДНР. Корреспонденты Донецкого агентства новостей побывали в этом населенном пункте, который сейчас превратился в перевалочную базу беженцев из зоны боевых действий.

Перевалочный пункт беженцев

Азовское море имеет здесь необычный – лазурный оттенок, словно на лучших курортах Адриатики. В мирное время село Виноградное было курортом. Вода и песок здесь гораздо чище, чем на пляжах в городской черте, а близость к жилым микрорайонам Мариуполя решала проблему с транспортом.

Сейчас этот приморский курорт стал перевалочной базой для мирных жителей, которые стремятся покинуть зону боев в Мариуполе. Огромные очереди тянутся вдоль дороги к блокпосту на въезде в село. Отсюда людей забирают регулярно курсирующие автобусы и отвозят их во временный лагерь в селе Безыменное или дальше – в Новоазовск.

«Сейчас мы обслуживаем территорию и прилегающих прибрежных сел: Виноградного, Приморского, Пионерского, Бердянского, Широкино. И плюс еще – часть Левого берега Мариуполя – так называемая, Найденовка. Всего это более 2,6 тысячи человек местного населения и более тысячи человек – беженцев из Мариуполя», – обрисовала ситуацию замглавы безыменской сельской администрации Тамара Круликовская.

Она добавила, что через Виноградное по зеленому коридору в сторону Безыменного и Новоазовска сейчас выходит много мирных жителей.

«Люди идут голодные и замерзшие. Мы организовали полевую кухню и кормим их горячими обедами, отпаиваем горячим чаем. Мы их стараемся размещать у родственников, у кого они есть здесь в селе. В каждом доме – не менее 15 – 20 человек. Более того, мы приняли решение, размещать беженцев в свободных летних дачах. В детском саду у нас сейчас находятся мамы с детьми», – говорит Круликовская.

По ее словам, гуманитарная помощь приходит от Красного Креста и общественного движения «Донецкая Республика», офис которого уже развернут в населенном пункте и оказывает активную поддержку населению. Также помощь идет по линии МЧС ДНР. Стараются не остаться в стороне и местные жители: приносят одежду, медикаменты и продукты.

«Питьевую воду нам привозят из Новоазовска, мы установили большие баки на 850 и на 1200 литров в Приморском и Пионерском, а в Виноградном – сразу в трех местах. Также развозим и по домам», – отмечает Круликовская.

Она добавила, что периодически в село приезжает передвижная аптека, там можно купить лекарства за гривны. Также идет раздача беженцам  медицинских препаратов бесплатно.

Горе…

На лицах мирных жителей, сумевших вырваться из зоны боев в Мариуполе, одинаковая печать усталости и тревожности. Многие обеспокоены судьбами родных, близких, друзей, с которыми была потеряна связь. Кто-то, не желая сидеть без дела, предлагает свою помощь: наколоть дров для полевой кухни, подмести помещения, разгрузить машины с продовольствием и медикаментами.

Возле здания амбулатории на обычной садовой тачке лежит укутанная в одеяла женщина. У ее изголовья – заходится в горестных рыданиях мужчина. Он клянет все и всех подряд, лицо – в слезах.

«Его жена – онкобольная. Умирает»,  – негромко поясняет кто-то из беженцев.

Люди в белых халатах

В сельской амбулатории ведут прием  врач и медсестра, обе уже в преклонном возрасте.

«У людей основные жалобы сейчас на острые респираторные заболевания, также мы наблюдаем обострение всех хронических болезней. Многие страдают от гиподинамии, передавлены кровеносные сосуды на ногах, поскольку люди находились около месяца в подвалах», – рассказывает семейный врач с 54-летним стажем Галина Александровна.

Она добавила, что в день приходится принимать до 80 человек. Острый дефицит медикаментов, причем всех.

«Военные очень помогают с перевязочным материалом», – говорит медсестра  Людмила Александровна Фирсова. У нее стаж чуть поменьше – 40 лет.

Расстреливали дома, подавляли инакомыслие

У Фирсовой свое несчастье – ее дом по улице Центральной расстреляли 2 марта в упор из пушки бронетранспортера.

«Я уверена, что это стрелял «Азов». У сидевших на БТРах на рукавах были синие повязки. И вообще, мы их хорошо научились распознавать их за это время. Последние два БТРа из села выезжали, один развернул башню и просто бил по домам», – говорит медсестра.

Среди эвакуированных есть и те, кто имел непосредственное отношение к политике и власти, например, местный житель Александр Вислоух был депутатом местного сельсовета от Компартии Украины. Он в красках рассказал о «демократии» по-украински.

«Пока этих гадов не было – все было нормально. Как только стали эти суки укроповские на блокпостах – начали  беспредел. Задерживали людей, все машины досматривали жестко. Я с 2000 года – местный депутат от коммунистов. У меня в машине в бардачке под другими вещами лежал партбилет и удостоверение депутата. Забрали, на глазах порвали, угрожали убить!» – не скрывает своих эмоций Вислоух.

Наши люди

События развиваются стремительно. Может быть  медленнее, чем хотелось бы, но еще чуть больше месяца назад жители Донбасса думали, что эта война будет тянуться бесконечно. Невесело шутили по поводу двадцатой или тридцатой годовщины Минских соглашений, гадали – увидят ли мирную жизнь хотя бы их правнуки. И уж никто не рассчитывал на то, что к нам будут возвращаться Волноваха, Мариуполь и многие другие города, поселки, села.

Вместе с городами возвращаются люди. Наши люди. Мы подготовили уже не один материал об освобожденных землях и беженцах, пообщались со многими, и сейчас с уверенностью можно сказать, что эти люди – именно наши. За восемь лет украинской пропаганде не удалось их сделать чужими. По разным причинам они не могли переехать, и были вынуждены терпеть пришедшую в результате переворота в Киеве власть, были вынуждены молчать о преступлениях украинских нацистов и скрывать свою позицию. Но теперь они начинают говорить все активнее и смелее. И голос Донбасса звучит все громче.

***

Мариуполь – самый большой город на побережье Азовского моря. Основан в 1778 году. Один из ключевых центров металлургии Донбасса и крупный морской порт. Во время Русской Весны в 2014 году в Мариуполе произошла трагедия – 9 мая украинские боевики открыли огонь по мирной демонстрации, погибли гражданские. На референдуме 11 мая 2014 года жители Мариуполя массово проголосовали за независимость Донецкой Народной Республики. Под контроль Киева город перешел 13 июня, с тех пор находился в оккупации.

Основная сила, контролировавшая Мариуполь в годы оккупации, - неонацистская организация «Азов». Ее боевики известны своей жестокостью и преступлениями против мирного населения. На эмблеме «Азова» – вольфсангель. Этот символ использовался нацистской партией Гитлера в качестве основного до появления свастики. Потом в различных вариациях встречался в символике подразделений СС. В частности, был выбран тактическим знаком танковой дивизии СС «Рейх».