Донецк, 12 июл – корр. ДАН. Уникальную коллекцию - собрание раковин моллюсков - можно увидеть не только в крупнейших океанографических музеях мира, но и в обычной средней школе №11 Зуевки, в 30 километрах от столицы ДНР. Донецкое агентство новостей сделало фототур по столь экзотической экспозиции.
Музей раковин моллюсков входит в состав ландшафтно-рекреационного парка «Зуевский». В коллекции – 1500 экспонатов, общий вес - пять тонн. А вес некоторых достигает сотен килограммов.
«Коллекцию нам подарил Андрей Шклярук, в прошлом – моряк. Моллюсков он начал коллекционировать с 12 лет, после того как ему на день рождения подарили первую раковину. Со временем он переехал в Одессу, и продолжил заниматься любимым делом, а коллекция осталась в Зуевке», – рассказывает сотрудник ЛРП «Зуевский» Александра Грачева.
Валюта со дна морского
Взгляд сразу падает на раковины-деньги. Это брюхоногие рода Cypraea или каури. Впервые использовать каури как валюту стали в Китае 3500 лет назад. Со временем они были заменены медными монетами, но в провинции Юньнань каури в качестве средства оплаты сохранились до конца XIX века.
Из Китая каури попали в Японию, Корею, Индию, Таиланд, Филиппины. В Индии наибольшего распространения каури достигли в IV—VI веках и сохранились до середины XIX века. На Филиппинах они были заменены медными монетами только к 1800 году.
Ципрея монета, представленная здесь, использовалась в качестве денег 200 лет назад в арабских странах. В те времена европейские купцы отдавали за нее горсть золотых монет.
Рядом на витрине - большие раковины Каури. Они использовались как деньги, чтобы их было тяжело воровать. Но в конечном счете такая финансовая система себя не оправдала. Видимо, возникли сложности с конвертацией валюты.
Кстати, самая дорогая раковина в мире тоже относится к роду Cypraea. Цепрея фултони стоит 28 тысяч долларов.
Nautilus pompilius – доисторическая субмарина
Когда человек изобретает нечто новое в мире техники, то можно быть уверенным, что подобное уже было создано матушкой-природой сотни миллионов лет назад. Изучает подобное бионика – наука о применении в технических устройствах принципов организации и функционирования живых систем.
Если мы говорим о реактивном способе движения или же о создании подводной лодки, то оба этих принципа воплотил в себе моллюск Nautilus pompilius, раковина которого также представлена в Зуевке.
Да, поклонники русского рока абсолютно правы: коллектив Вячеслава Бутусова «скован одной цепью» с головоногим моллюском, появившимся 480 миллионов лет назад в Силурийском периоде, еще до того, как выросли хвощи и папоротники, ставшие впоследствии каменным углем Донбасса.
Но вернемся к бионике: моллюск наутилус, как и многие его головоногие собратья, движется за счет реактивной струи, выбрасываемой через специальную воронку. Плавают в толще воды они раковиной вперед, но если нужно схватить добычу, то поворачиваются к жертве щупальцами.
Гораздо интереснее гидростатический аппарат наутилуса, за счет чего моллюск меняет собственную плавучесть подобно батискафу или подводной лодке. Его спиральная раковина разделена на несколько отсеков. Вытесняя из нее специальную жидкость, плотность которой ниже, чем у морской воды, моллюск может всплывать или погружаться.
Максимальная глубина погружения моллюска Nautilus pompilius — около 700 метров. Для сравнения, первая в мире атомная субмарина «Наутилус» могла погружаться только чуть более чем на 200 метров.
Прообраз Сиднейской оперы
Форма раковина другого моллюска рода Lophra вдохновила датского архитектора Йорна Утзона на создание проекта Сиднейской оперы. Он задумал здание театра как набор ракушек, изгибы которых одновременно будут напоминать и волны океана. Однако эта визуально привлекательная конструкция оказалась трудной для воплощения.
Первый камень в основание здания, находящегося в гавани неподалеку от королевских ботанических садов и стального моста Харбор-Бридж, был заложен в 1959 году, а закончено оно было лишь спустя 14 лет.
Но в итоге Сиднейская опера получилась настолько оригинальной, что ее изображение стало своеобразной визитной карточкой Австралии. В 2007 году здание было включено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Невероятная кража
«Во время войны у нас из музея пропала раковина тридакны», – отметила Грачева. Все бы ничего – подумаешь, раковина пропала, эка невидаль… Но дело в том, что раковина была диаметром полтора метра и весила полтора центнера. В подвал, где расположен музей, ее спускали в свое время три человека.
Следует отметить, что тридакна (Tridacna gigas) может достигать веса до 400 килограммов. Именно внутри таких моллюсков находят самые большие в мире жемчужины, например жемчужину Лао-Цзы. Она была найдена ловцом жемчуга 7 мая 1934 года на филиппинском острове Палаван. Вес жемчужины составляет 6,37 килограмма, а диаметр — 23,8 сантиметра. Ее стоимость – около 40 миллионов долларов США.
Не исключено, что неизвестные, которые похитили раковину тридакны из музея в Зуевке, тоже рассчитывали найти в ней жемчужину. Но это неточно.
Нейротоксин, от которого нет противоядия
В Зуевке есть также и раковины смертельно опасных ядовитых моллюсков из рода Конусов (Conidae). Например, яд Конуса Текстириса, который встречается в Индийском океане, усиливают знакомую многим зубную боль примерно в 12 раз и не отпускает в течение двух суток. Бывали случаи, когда выжившие после этого нейротоксина люди сходили с ума от боли. Обычно туристы погибают, когда берут в руки красивую и необычную раковину.
В последнее время нейротоксины моллюсков заинтересовали ученых-медиков, поскольку некоторые яды можно использовать в качестве мощного обезболивающего средства. К тому же яд конусов действует почти мгновенно – в течение нескольких секунд. Например, токсин моллюсков Conus magus уже применяется как обезболивающее (анальгетик). А препарат «Ziconotide» является синтетической формой неопиоидного анальгетика — одного из пептидов конуса, действие которого превосходит все известные медицине препараты. Этим сильным обезболивающим лекарством предполагается заменить вызывающие наркозависимость морфины.
На этом истории музея не заканчиваются, как и экспонаты его необычной коллекции. Но главная из них заключается в том, что человеку дано познавать этот мир, а чем больше мы познаем его, тем больше он становится. *пг*дя*гж*ъъ