Фото: Flickr/Antonio Valentino/CC BY-SA 2.0

Донецк, 8 июл — ДАН. Уже два года муссируется тема о том, что Украина скоро получит самолеты F-16. При этом заявления с Запада и из Киева по срокам поставок порой противоречат одно другому, «эксперты», большинство из которых видели самолет разве что по пути на отдых в Черногорию, устали пересказывать статью «Википедии» об этом грозном оружии, а мнения адекватных людей разделились примерно поровну: часть считает, что F-16 помогут Украине в войне, часть — что они ничего не изменят.

Попробуем все-таки разобраться в этом вопросе. Сначала небольшая справка, чтобы вы понимали, о чем именно идет речь.

Истребитель F-16 Fighting Falcon («Боевой сокол») был создан компанией General Dynamics в 1974 году и поступил на вооружение в 1978-м. В современном исполнении машина может нести около 5 тонн различного вооружения, в том числе бомбы разных видов, ракеты «воздух-воздух», «воздух-земля» и даже ядерное оружие. F-16 способен летать на высоте 18 километров и, в зависимости от нагрузки, имеет радиус применения 1300-1700 км и максимальную скорость 2178 км/ч.

Самолет находится на вооружении 25 стран и участвовал во множестве конфликтов, от войны в Ливане в 1981-м до конфликтов в Марокко и Иордании уже в наши дни.

Вроде как звучит грозно? Рассмотрим эксплуатацию F-16 подробнее

Крупный китайский информационный портал Sohu сообщает, что за время эксплуатации самолета F-16 одержали 65 воздушных побед и не потерпели ни одного поражения, однако потери тоже были, и не малые. По официальным данным, за все время было утрачено 38 самолетов: причиной стали неисправности и ошибки пилотов.

И тут мы подходим к вопросу подготовки этих самых пилотов. Если прислушаться к отставному вице-маршалу авиации Великобритании Шону Беллу (а он хоть и из недружественной страны, но в самолетах разбирается), то минимальная подготовка летчика для F-16 требует больше года интенсивных тренировок. Только после этого можно говорить о способности выполнять хоть какие-то боевые задачи, в ином случае самолет превратится в выброшенные буквально на ветер 100 миллионов долларов.

А что у нас?

Учитывая, что наши вооруженные силы контролируют небо над зоной СВО, и это объективный факт, возможности для ответа на появление F-16 у России весьма широкие.

Разумеется, следует начать с прямого конкурента американца, Су-27. Это созданный в 1977 году и поставляемый в войска с 1982 года всепогодный истребитель 4-го поколения, способный нести 6 тонн вооружения, летать до высоты 18 км и поражать цели на расстоянии до 1900 км.

Не забудем и про зенитные комплексы: тут у нас, например, «Бук-М3», поражающий цели на расстоянии 70 км со скоростью до 3000 км/ч. Именно «Буки» сейчас защищают граждан от постоянных обстрелов «хаймарсами».

Вспомним об С-300, в новейшей модификации способном поражать цели на расстоянии 150 км и запускать с интервалом в 3 секунды по 4 ракеты, которые способны поражать цели на скорости 2800 км/ч.

Есть еще С-350, который планируется как перспективное развитие С-300 и «Буков», он может поражать цели на расстоянии до 200 км и имеет боезапас в 12 ракет.

С-400, который бьет на 250 км, а если очень постараться — то и на 380. Этот комплекс и создавался специально для охоты на американские самолеты-невидимки.

С-500, который только по официальным данным способен поражать цели на расстоянии 500 км на высоте до 100 км и летящие со скоростью 25000 км/ч. Да-да, 25 тысяч, то есть это комплекс, способный сбивать гиперзвуковые самолеты и ракеты, причем даже в космическом пространстве. И именно дивизионы таких систем охраняют стратегические рубежи России.

Так что же получается в итоге?

А получается, что F-16 — хороший самолет, только вот управлять им должны специалисты, обслуживать его должны специалисты, чинить его должны специалисты. У Украины для этого нет ни людей, ни возможностей, да и кто поставит им последнюю модификацию QF-16, зная, что скорее всего самолет будет сбит, а детали тщательно изучены российскими учеными и военными для поиска уязвимостей?

Скорее всего это будет вариант Block 50/52, самый массовый в производстве, более чем 20-летней давности и хорошо известный нашим зенитчикам.

Без поддержки радарных систем, которых нет, стационарных баз, которых нет, обученных пилотов, которых тоже нет, поставка F-16 — это просто политический ход и сознательное затягивание конфликта в попытке оказать давление на Россию. Которая упорно не давится, а только укрепляет свои рубежи и переживает экономический подъем.

Еще зададимся вопросом: «А почему именно F-16?» А всё потому же — деньги и конкурентная борьба уже внутри самих США, с сенаторами и лоббистами на содержании компании Lockheed Martin, которые давно мечтают пропихнуть свой провальный F-35 в качестве основного боевого самолета.

По информации на 2020 год, всего в мире собрано примерно 4 600 самолетов F-16, у Америки имеется 578 в разных вариантах: самая массовая — это F-16 °C, их 478, и самому свежему из них — 26 лет, так как поддержка этого типа самолетов прекратилась в 1998 году.

А ведь каждый их них при этом находится на балансе. Его надо хранить, обслуживать, охранять, платить зарплаты тысячам сотрудников наземных служб, а капитализм лишние расходы не любит.

Поэтому и придуман «гениальный план» — самолеты отправляются на Украину, где скорее всего будут уничтожены силами ВКС России или пропадут от недостатка квалификации пилотов и обслуживания. Киеву поставят еще, а Америка не будет нести расходы на содержание устаревших самолетов, зато будет рассказывать всему миру, как она помогла в борьбе со злыми русскими. Причем «помогла» в кредит, за который неизвестно чем и как Украина и ее народ будут расплачиваться долгие годы.

И в этой ситуации очень показательно реальное отношение к Украине и ее «президенту» со стороны США — поставка самолетов из серии «не жалко выбросить», в то время как Тайваню или Индии предложили новейшие F-16V Block 70/72 образца 2017 года.

Резюме

Даже если самолеты поставят Украине или уже поставили — какого-то особого влияния на боевые действия они не окажут, а лишь продлят агонию киевского режима, и то ненадолго. Необученным украинским пилотам или их западным инструкторам будут противостоять опытные летчики и зенитчики России, при поддержке заводов, поставляющих боеприпасы, конструкторских бюро, анализирующих и внедряющих новые технологические решения, и всех тех людей, которые ежедневно трудятся на благо победы.

Военный консультант, ветеран боевых действий Алексей Кузьмин