Группа советских военных корреспондентов на Крымском фронте, 1942 год. Фото: Фото: Waralbum.ru/Общественное достояние

5 мая Школа журналистики имени Владимира Мезенцева организовала онлайн-лекцию «Журналистика Великой Отечественной: что не сказано в школьных учебниках истории». Ее провел профессор Института медиа НИУ ВШЭ, член Союза журналистов России, академический директор Школы Григорий Прутцков. Корреспондент Донецкого агентства новостей побывал на мероприятии и узнал больше о том, как воины пера и «лейки» рассказывали о подвигах героев, а некоторые и сами их совершали.

Голоса, кадры и заметки

К началу Великой Отечественной войны журналистика в СССР только зарождалась как полноценная профессиональная индустрия. В 1936 году в Свердловске открылся Коммунистический институт журналистики, через четыре года переименованный в Государственный институт журналистики имени Владимира Маяковского. Также действовали курсы военных корреспондентов. Их перед самой войной закончил, например, Константин Симонов — автор знаменитого «Жди меня», одного из символов эпохи, стихотворения, звучавшего гимном в сотнях тысяч сердец.

Неожиданный факт — при рождении журналиста, поэта, писателя назвали Кирилл. Однако еще в 1939 году, незадолго до отъезда военным корреспондентом для освещения событий на Халхин-Гол, он окончательно сменил имя из-за особенностей своей дикции и артикуляции. Он не выговаривал твердое «р» и «л», а потому не мог комфортно выговаривать собственное имя.

Летом 1941 года все изменилось. Журналистика, как и вся страна, встала на военные рельсы. Некоторые издания закрылись, другие временно объединились, многие редакции были эвакуированы на Урал. Например, в Свердловск перевезли Юрия Левитана — «голос Победы» тщательно скрывали, чтобы вражеские агенты не могли до него добраться. Скорее всего, знаменитые сводки, которые начинались со слов «Внимание! Говорит Москва», он зачитывал с первого этажа дома купца Первушина. Секретность была настолько серьезной, что до сих пор ведутся споры — жил ли Левитан в Свердловске, ведь практически нет документальных свидетельств этому факту. А все вокруг знали лишь его голос, но не лицо.

Юрий Борисович зачитывал сводки Совинформбюро — особого информационного ведомства, которое создали на третий день войны при Совета народных комиссаров СССР. Другие редакции также создавали новые форматы. Телеграфное агентство Советского союза запустило проект «Окна ТАСС» — продолжение традиций «Окон сатиры РОСТА». Уже 27 июня 1941 года на улицах Москвы появились первые агитационные плакаты. Их рисовали вручную, а затем распространяли с помощью трафаретов по всей стране.

Многие корреспонденты отправились на передовую — с незаменимой «лейкой» и блокнотом. В тылу шла своя жизнь, и у журналистов было немало работы. 7 ноября 1941 года, когда передовые немецкие части были совсем недалеко от столицы и даже видели город в артиллерийские бинокли, власти решили провести военный парад. В самый последний момент время начала перенесли с 10 часов утра на 8 — чтобы немецкая авиация не ударила по марширующим советским воинам и командованию. Все журналисты, которые готовились снимать исторический момент, приехали, когда все уже закончилось.

Однако задание есть задание — им нужны были кадры с парада и речь Верховного главнокомандующего. Пришлось идти на крайние меры и выходить лично на товарища Сталина. Он принял журналистов в Кремле и согласился произнести свою речь второй раз — уже на камеры. Для этого в кабинете «вождя народов» сделали имитацию Мавзолея, а еще открыли окна — чтобы изо рта шел пар. Вышло очень натурально — кадры вошли в фильм «Разгром немецких войск под Москвой», который получил премию «Оскар» в категории «Лучший документальный фильм» в 1943 году.

Читайте также: Приближали Победу словом: журналисты в годы Великой Отечественной войны

Встали в единый строй

Тем временем многие журналисты рассказывали о подвигах советских солдат, офицеров и гражданских. Запускались армейские газеты и боевые листки, которые выходили даже под обстрелами, в окопах. Печатались и главные советские газеты. Из всех этих заметок советский народ узнавал о главных людях и событиях.

Благодаря Александру Беку мы узнали больше о героях обороны столицы в 1941 году. Участник писательской роты Московского народного ополчения впоследствии выпустил повесть «Волоколамское шоссе», где описал боевой путь комбата Бауыржана Момыш-Улы и его воинов. Фидель Кастро и Эрнесто Че Гевара называли эту книгу настольной.

Военкор «Правды» Петр Лидов рассказал всей стране о подвиге Зои Космодемьянской — в своей статье «Таня», вышедшей в начале 1942 года. На улицах блокадного Ленинграда звучал ободряющий голос поэтессы, писательницы, журналистки Ольги Берггольц. Фотограф БЕЛТА и ТАСС Владимир Лупейко встретил начало войны в Бресте, примкнул к подполью и своими снимками писал летопись белорусских партизан.

К сожалению, по примерным подсчетам, с войны не вернулось около 1500 журналистов. Осенью 1941 года Аркадий Гайдар погиб Аркадий Гайдар — он остался в партизанском отряде и боролся с захватчиками в Черкасской области. Великий татарский поэт, а позже старший политрук Муса Джалиль тяжелораненый попал в плен и организовал подполье в легионе «Идель-Урал», за что и был казнен всего за несколько дней до планируемого восстания. Один из авторов «Двенадцати стульев» и «Золотого теленка» Евгений Петров ездил на фронт даже после контузии, прошел осажденный Севастополь, но погиб в самолете, который был атакован немецкой авиацией на пути в Москву.

Сегодня работники медиа продолжают рассказывать правду, несмотря на угрозу здоровью и жизни. Ведущие информационные агентства Донбасса и Новороссии — Луганский информационный центр, Донецкое агентство новостей, Херсонское агентство новостей и Запорожское агентство новостей — совместно с членом Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Александром Малькевичем рассказывают о них в проекте «Погибли за правду».

Большинство журналистов за свою работу на полях Великой Отечественной войны были представлены к государственным наградам. Порой они даже брали в руки оружие и вставали в единый строй с теми, о ком писали. Например, удивительный боевой путь прошел фронтовой корреспондент газеты 18-й армии «Знамя Родины», газеты 1-го Украинского фронта «За честь Родины» Сергей Борзенко.

Уроженец Харькова еще в 30-х годах организовал городское объединение литераторов в Краматорске, работал в газете «Краматорская правда». В годы войны он не единожды участвовал в боях. Уже летом 1942 года он был награжден медалью «За отвагу» за мужество в боях за деревню Новая Орловска и участие в отражении атак на Зугрэс. Чуть позже участвовал в боях в районе краснодарской станицы Ходыженской, во вражеском тылу. За это Сергей Александрович получил орден Красной Звезды.

Однако еще более удивительная история приключилась с героем осенью 1943 года. По заданию газеты «Знамя Родины» военкор должен был написать о десанте советских войск на крымскую землю. Вместе с героическими морпехами Борзенко в числе первых форсировал Керченский пролив (примерно в том месте, где сейчас уже стоит Крымский мост) и ступил на крымскую землю в районе поселка Эльтиген — сегодня микрорайона Героевское города Керчи.

Неожиданно Борзенко остался единственным офицером в составе отряда. Солдаты увидели майорские погоны и крикнули: «Командуй!». Аргумент о том, что он журналист, а не боевой офицер, не сработали. Борзенко взял командование на себя, организовал оборону и закрепился на крымском берегу. Бумага, которая была у военкора с собой, промокла насквозь, пришлось писать заметку на листках немецкой квитанционной книжки. Короткие 50 строк Борзенко подписал «Берег Крыма» и с вестовым отправил обратно в Тамань.

Эти строки в итоге сыграли решающую роль в том моменте войны. Военкор сам вызвался отправиться не с основной десантной группой, а с «десантом смертников», который должен был нанести отвлекающий удар. Однако вышло с точностью наоборот: основная группа не имела успеха, а вот отвлекающий десант закрепился на берегу. Командование получило те самые 50 строк и направило основные силы поддержать группу Борзенко. А участники десанта уже на следующий день смогли прочитать о своем подвиге в газете. За те бои Борзенко первым из всех журналистов получил высшую государственную награду — звезду Героя Советского союза.

Главные кадры

Не обошлось и без курьезов. Еще один уроженец Харькова, фотокорреспондент газеты «правда» Яков Рюмкин однажды… сбил немецкий истребитель. По заданию редакции он отправился в горящий Сталинград, чтобы запечатлеть моменты обороны города. Летел на двухместном военном «ИЛе» — на месте стрелка. Неожиданно налетели «мессеры». Рюмкин отложил фотоаппарат и взялся за гашетку пулемета. Вражеский истребитель был поражен — по словам самого журналиста, «в порядке самообороны» и даже «со страху». Однако за этот эпизод фотографа представили к Ордену Отечественной войны.

Именно Рюмкин позже запечатлел момент, когда Третий Рейх признал свое поражение. Снимки с момента подписания капитуляции необходимо было срочно доставить из Берлина в Москву — говорят, для этого автору снимков свой самолет выделил сам маршал Жуков.

Тогда же в Берлине сделал самый знаменитый кадр Евгений Халдей. Знамя Победы тогда водрузили над Рейхстагом. А уже совсем скоро его копию вновь вынесут на парад в день 80-летия Великой Победы. Наследники победителей, потомки героев вновь промаршируют по брусчатке Красной площади. Конечно, их будут снимать десятки камер. А журналисты продолжат рассказывать об уже современных героях — экипаже танка «Алеша», бойце с позывным «Струна», десятках и сотнях других героях-освободителях. До самой победы, чтобы в один прекрасный день также спешить передать волнительные и счастливые кадры.