Донецк, 5 мая — ДАН. Православные верующие отмечают сегодня главный христианский праздник — Воскресение Христово, или Пасху. Именно в нем содержится основной постулат веры о торжестве света над тьмой и жизни над смертью. События Пасхи являются центральными в священной истории и сведения о них содержатся во всех четырех канонических Евангелиях — от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна.
Пасха как память об искупительной жертве Иисуса Христа, Его смерти на кресте и чудесном воскресении отмечается по лунному календарю и потому не имеет постоянной даты. Она варьируется ежегодно в период между 4 апреля и 7 мая, приходясь на воскресенье, следующее за первым полнолунием после весеннего равноденствия.
История и традиции
На Руси празднованию Пасхи всегда отводилось особое место. К ней готовились загодя, стараясь сделать торжества наиболее яркими и запоминающимися. Причем такое стремление было у всех слоев населения: на этот день берегли самые лучшие одежды, старались накрыть как можно более обильные столы, как можно более оригинально украсить дома. В дворянской среде на пасхальную трапезу существовал обычай готовить обязательно 40 разных блюд, что символизировало 40 дней строго Великого поста, предшествующего Пасхе.
Подготовка к празднику начинается на Страстной неделе — последней неделе Великого поста перед Пасхой. При этом особое значение имеют четверг, пятница и суббота. Так, в Великий, или Чистый, четверг верующие должны обязательно принять причастие в храме, а также привести в порядок дом и приступить к выпеканию праздничных куличей и покраске яиц. В Страстную пятницу верующие вспоминают о распятии и мученической смерти Спасителя и посещают вечернюю службу с выносом плащаницы — ткани с изображением лежащего в гробу Спасителя. Это единственный день в году, когда церкви не звонят в колокола. В пятницу же предписывается особенно строгий пост вплоть до полного отказа от употребления какой бы то ни было пищи и воды. Великая суббота — последний день перед праздником, когда верующие освящают куличи, пасхи и другую пищу для последующей трапезы, ожидают схождения Благодатного огня в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, а также готовятся к ночному богослужению.
До революции Пасха официально считалась государственным праздником, а первые дни после нее — были нерабочими. Пришедшие в 1917 году к власти большевики начали менять устоявшийся уклад: сначала праздник справлять разрешалось, но следующие за Пасхой дни уже не являлись выходными. После этого пасхальные мероприятия стали массово заменять светскими, как правило носившими политическую составляющую: организовывались комсомольские собрания, партийные заседания, коллективные субботники. Впоследствии историки назовут это «красной Пасхой».
Более того, с каждым годом все более небезопасным становилось посещение церковных пасхальных служб: хоть они и велись, но участие в них могло стать причиной увольнения с работы, «проработок» на партийных комитетах, а впоследствии — даже и уголовного преследования по политическим мотивам. Открыто встретить Пасху в первой половине прошлого века советская власть позволила лишь после начала Великой Отечественной войны: в ночь на 5 апреля 1942 года в Москве отменили комендантский час, а в храмах, которые к тому моменту были открыты, состоялись ночные богослужения.
С середины 50-х и вплоть до конца 80-х годов прошлого века посещение пасхальных торжеств хоть и не несло в себе вероятность столь ужасных последствий, но негласный запрет на празднование все же сохранялся. И только в 1988 году в канун празднования тысячелетия Руси государственная политика в области прав верующих и церкви в целом начала меняться. Главное пасхальное богослужение, которое проводил Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй в Богоявленском кафедральном соборе Москвы в ночь на 7 апреля 1991 года впервые было показано в прямом эфире центрального телевидения. Спустя два года на ночной пасхальной службе 18 апреля 1993 года впервые присутствовал глава государства Борис Ельцин. Традиция вести прямые телевизионные и радиотрансляции пасхального и рождественского богослужений существует и по сей день.
Светлая неделя
Согласно церковным канонам, все сорок дней от Пасхи до Вознесения являются праздничными, однако наиболее торжественной является именно первая неделя — Светлая. Она подразумевает проведение ежедневных богослужений при открытых Царских вратах алтаря (в обычные дни они остаются закрытыми), колокольных благовестов, а также других праздничных мероприятий. Во время богослужений, а также в обиходе произносится пасхальное приветствие и ответ на него: «Христос воскресе» и «Воистину воскресе».
На протяжении Светлой недели церковь не проводит заупокойные службы и панихиды. Также православные каноны не допускают на Пасху и последующую за ней Светлую неделю посещение кладбищ. Этот обычай появился в советские годы, став своего рода альтернативой посещению церковных богослужений, и существует до сих пор. Церковь же советует посещать могилы близких после Пасхи начиная с Радоницы — первого вторника после пасхальной недели.