Донецк, 29 ноя – корр. ДАН. Дворец культуры имени Франко расположен в Кировском районе Донецка – далеко от центральной части столицы, поэтому многие дончане не бывали там, а некоторые жители города вовсе о нем не знают. Однако у тех, кто увидел его впервые, ДК вызывает удивление и восторг – здание не только поражает красотой и масштабами, но и хранит уникальные, важные для истории артефакты.

По свидетельству Теодора Драйзера…

ДК был возведен в поселке шахты № 31, основанной Рутченковским горнопромышленным обществом в 1872 году. Эта шахта известна еще и тем, что с 1914 по 1917 год здесь работал слесарем Никита Хрущев (будущий руководитель СССР) после увольнения с завода Боссе за участие в стачках.

Увы, документальных свидетельств об истории постройки ДК Франко нет. Большинство архивных документов сгорело во время Великой Отечественной войны. Однако совершенно точно известно, что знаменитый американский писатель Теодор Драйзер в ходе своего визита в СССР в 1927 году побывал в поселке Рутченково, где восхищался новым рабочим клубом.

«Я поражен тем, какие у вас великолепные клубы имеют трудящиеся. Ваш рабочий клуб на Рутченково – это нечто необыкновенное, это настоящий очаг культуры. Во всем мире нет того, что у вас. Ваши профсоюзы, рабочие профсоюзы, действительно помогают жизни трудящихся», – написал американец в книге «Драйзер смотрит на Россию».

Здание пережило гитлеровскую оккупацию, было разрушено, а затем воссоздано уже после Великой Отечественной войны. О тех героических днях напоминает мемориальная табличка памяти подпольщиков Кировского района Донецка.

Монументальный памятник сталинской эпохи

Дворец культуры высится исполином над просторной площадью – такова была особенность той противоречивой эпохи: даже произведения искусства поражали своей мощью, а не утонченностью. Внутри ДК выглядит не менее монументально, особенно концертный зал, который мало чем уступает таковому в «Донбасс Опере».

«У нас единственных среди дворцов культуры Донецка сохранилась оркестровая яма. Сцена при постройке оснащалась поворотным механизмом, но сейчас он, к сожалению, не работает», – рассказывает директор ДК Ольга Рымарь.

Украшением зрительного зала служит огромная люстра, созданная из бронзы и хрусталя. В ней 301 лампочка.

«Как гласит наша местная легенда, эта люстра – подарок лидера СССР Никиты Хрущева и известной женщины-шахтера Евдокии Королевой – «Королихи», как ее звали в народе, – говорит директор ДК. – Сам Никита Сергеевич был знаком с Королевой, поскольку работал у нас в Донецке на заводе Боссе, а потом и на шахтах Рутченково. Евдокию Королеву он называл «бабой Дусей»».

Евдокия Королева стояла у истоков первых женских шахтерских бригад. Проработала на шахте №30 поселка Рутченково 17 лет, работала, в том числе и на откатке вагонеток. Во время Великой Отечественной войны была эвакуирована в Казахстан, где в возрасте 63 лет продолжала работать на шахте. Принимала участие в восстановлении промышленности Донбасса. Всего Евдокия Королева имела 75 лет шахтерского стажа и звание Почетного шахтера СССР, была награждена орденами и медалями. Умерла в 102 года в комнате барака, которую ей выделили еще до революции.

«Потерянная республика» СССР

Люстра, которая украшает концертный зал, похожа на ту, что висит в зрительном зале Большого театра в Москве. Оттуда же, из «Большого», заимствована и другая идея художественного оформления. Там потолок украшает роспись, которая относится еще к XIX веку: панно «Аполлон и музы» представляет собой круг, где в каждом секторе – девушки, символизирующие разные виды искусства. Нечто подобное решили сделать и во Дворце культуры им. Франко.

Только с поправкой на «социалистический реализм». Поэтому вместо муз в ДК на Рутченково изобразили девушек в национальных костюмах, которые символизировали единство всех народов Советского Союза. Вот только на фреске во дворце культуры изображено 16 девушек, а, как известно, союзных республик насчитывалось 15. Получается, что одна – лишняя?

Вовсе нет. Если учитывать, что с 1940 по 1956 год существовала Карело-Финская Советская Социалистическая Республика (КФССР). На потолке зрительного зала ДК им. Франко изображен и герб Карело-Финской ССР. Кстати это говорит и о том, что фреска создана не позднее 1956 года.

Территориями на Карельском перешейке и в Северном Приладожье СССР "прирос" по результатам «Зимней войны» 1939 – 1940 годов с Финляндией. Предпосылки и оценки этого конфликта весьма неоднозначны. Считалось, что выстрелы дальнобойных орудий, расположенных на границе, могли бы блокировать советский военно-морской флот в Кронштадте, а также достигать промышленных районов Ленинграда.

Для того чтобы обезопасить подходы к северной столице, правительство СССР предлагает Финляндии уступить половину Карельского перешейка и ряд островов в Финском заливе. А в обмен на это обязуется отдать вдвое большую территорию в Карелии. Финляндия отвечает отказом. 30 ноября 1939 начинается война, закончившаяся присоединением части приграничных территорий к СССР, а Карельская Автономная Советская Социалистическая Республика РСФСР преобразуется в Союзную КФССР.

16 июля 1956 года КФССР была преобразована в автономию в составе РСФСР. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 сентября 1956 года шестнадцатая лента с девизом на финском языке была удалена с герба Советского Союза.

В связи с тем, что КФССР была реорганизована, практически исчезли и упоминания о ней. Так, на переднем и заднем фасадах Центрального павильона Выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ) в Москве медальоны с изображением герба КФССР были сбиты и замазаны цементом. Их реставрацию выполнили только 2018 году.

Правда, остались 16 скульптур девушек по числу союзных республик в композиции фонтана «Дружба народов» на ВДНХ. Также изображение герба КФССР есть на панно в вестибюле станции метро «Добрынинская» в Москве.

А роспись потолка зрительного зала ДК им. Франко с изображением 16-ти республик приобрела особую ценность. «Скорее всего, эта фреска - единственное художественное изображение Карело-Финской ССР за пределами России», – говорит Рымарь.

Подарок к 70-летию Сталина

Еще один уникальный артефакт ожидает посетителей в фойе ДК. У подножия лестницы расположена мраморная скульптура, изображающая в полный рост семью: отца с матерью и сына с дочкой. В руках у главы семейства – молот, как символ рабочего класса. Обращает на себя внимание и рельефность мышц мужской скульптуры. Женщина рядом держит в руках колосья хлеба, как символ крестьянства. У детей в руках венок, сплетенный из цветов и гроздей винограда. Лица всех четверых светятся счастьем, их взгляды устремлены, несомненно, в светлое будущее.

На постаменте высечено: «К. Штробл», а также личная подпись автора и дата – 1949 год. Это никто иной, как знаменитый венгерский скульптор Жигмонд Кишфалуди-Штробл – создатель ряда монументальных памятников, в том числе будапештской бронзовой «Статуи Свободы», открытой в 1947 году ко второй годовщине освобождения Венгрии от нацистской Германии.

«Мраморная скульптура была одним из подарков лидеру Советского Союза Иосифу Сталину к его 70-летию», – рассказывает Рымарь.

Юбилей Сталина праздновался с небывалым размахом. В Советский Союз прибыли делегации из Китая, ГДР, Венгрии, Болгарии и др. стран. Был даже поздравительный адрес от Русской православной церкви, обращенный к «вождю народов СССР». Во всех храмах служили молебны о здравии Иосифа Виссарионовича.

Подарки, которые включали в себя такие оригинальные композиции, например, как сосуд из цельного нефрита, лампочка Ильича с силуэтом Ленина внутри, часовой механизм с золотым танком Т-34, заняли целиком Центральный музей революции (ныне – Музей современной истории России – прим. ДАН). Для того чтобы разместить их все на обозрение публики, понадобилось бы 52 выставочных зала.

Как выяснили корр. ДАН, подарок Сталину в виде мраморной скульптуры был передан в Донецкий художественный музей. А попала она в ДК им. Франко, вероятнее всего, уже после XX съезда КПСС в 1956 году. Тогда Хрущев выступил с докладом о развенчании культа личности Сталина. Так что, можно сказать, что сам «ветер истории» перенес творение Штробла в шахтный поселок на окраине Донецка – в полном соответствии с веяниями времени.

Глядя на этот дар от венгерского народа, понимаешь, насколько сложна и противоречива история. Скульптура была сделана в год провозглашения Венгерской Народной Республики, на долгие годы ставшей союзником СССР и одной из стран соцлагеря. А ведь Венгрия была верным сторонником Гитлера.

Она единственной из стран-союзников нацистской Германии получила на вооружение тяжелые танки «Тигр», а венгерские летчики во время Великой Отечественной воевали на немецких «Мессершмиттах-109» в небе над Украиной, над Сталинградом и над Кубанью. Более того, Третьему Рейху были жизненно необходимы нефтяные месторождения Венгрии. И только победа Красной армии в сражении у озера Балатон в марте 1945 года изменила историю страны.

Как бы то ни было, сейчас и уникальная фреска с 16 союзными республиками СССР, и скульптура в подарок ко дню рождения Сталина стали интересными артефактами. Они – часть истории со всеми ее парадоксами и острыми гранями.

***

Следите за последними новостями в телеграм-каналах: «ДАН – Главное» и «ДАН – все новости».