Фото: Донецкое агентство новостей

Донецк, 13 июл — корр. ДАН Геннадий Головин. В Донецке не стихает канонада, по городу ежедневно бьют орудия, в том числе французские: те же САУ «Цезарь» калибром 155 миллиметров принесли дончанам немало бед. Среди наемников в рядах ВСУ тоже есть французы. Им противостоят русские герои, русское оружие.

А в Донецком государственном академическом театре оперы и балета имени А. Б. Соловьяненко подходит к завершению постановка балета «Война и мир» по знаменитому роману Льва Толстого. Там тоже — русское оружие против французского, хоть события 1812 года от современности отделяют более двух веков. С одной стороны — удивительно, с другой — нет: история богата повторениями и парадоксами.

Мужественный образ великих предков

Память о подвигах предков всегда помогала русским побеждать, и немалую роль в этом играло искусство. Яркий пример — фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский». Он вышел на экраны в конце 1938 года, а во время Великой Отечественной войны часто демонстрировался бойцам, сам же образ Невского в исполнении Николая Черкасова появлялся на многих плакатах, призывавших защищать Родину и бить врага, как делали это предки.

Во многом этому поспособствовала речь Иосифа Сталина на параде 7 ноября 1941 года. Он сказал: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!»

В 1943 году — в самый разгар войны — на советские экраны вышел фильм «Кутузов», где роль полководца исполнил Алексей Дикий. К слову, позже он сыграл самого Сталина в целом ряде кинолент, снятых еще при жизни вождя. Кутузов, как и Невский, появлялся на советских плакатах военных лет.

Да и само название Великой Отечественной войны — прямая отсылка к событиям 1812 года. В первый же день нападения Германии на Советский Союз народный комиссар иностранных дел СССР Вячеслав Молотов заявил: «В свое время на поход Наполеона в Россию наш народ ответил Отечественной войной, и Наполеон потерпел поражение, пришел к своему краху. То же будет и с зазнавшимся Гитлером, объявившим новый поход против нашей страны».

Отечественная война 1812 года — это безусловный пример мужества, который в том числе помог советским бойцам одолеть нацистскую Германию. Не возникает сомнений, почему к этой теме следует возвращаться именно сейчас. Поэтому совсем не случайно проект Донбасс Оперы «Война и мир» удостоился Президентского гранта.

Художественный руководитель театра, худрук проекта Вадим Писарев считает историю, которую расскажет зрителям спектакль, актуальной, особенно в контексте современных событий в Донбассе.

«Наш балет „Война и мир“ — это про нас, про дончан. Поверьте мне. Да, это было в 1812 году — Наполеон напал на Москву. И тогда, и сейчас: люди гибнут, родственники гибнут, мы оплакиваем, возрождаемся и снова встаем. Нас поднимают и ведут та же любовь, то же мужество, та же вера», — говорит Писарев о постановке.

Шрамы, оставленные войной

Однако балет «Война и мир» примечателен не только историческими параллелями, но и самим местом, где он ставится. Работа над спектаклем идет не в эвакуации, а в военном Донецке, при том, что театр уже не раз попадал под обстрелы — сам этот факт достоин того, чтобы войти в учебники истории. Для понимания условий, в которых работает коллектив театра, и осознания риска, которому подвергается каждый сотрудник, важно представлять, как выглядит сейчас Донбасс Опера.

Фото: Донецкое агентство новостей

Красивое здание в центре Донецка, сочетающее в себе конструктивизм и советский неоклассицизм, при беглом взгляде издалека будто бы не изменилось. Но даже с расстояния можно заметить некоторые детали: на нем нет афиш, экраны, на которых должны демонстрироваться анонсы спектаклей, выключены, некоторые окна закрыты пленкой, на фасаде у самой крыши — выбоина.

Но стоит приблизиться вплотную и обойти театр вокруг — шрамы, оставленные войной, становятся очевидными и пугающими. Со всех сторон на здании тысячи рытвин — следы от осколков, многие стекла вылетели, окна закрыты пленкой, фанерой, ОСП. Тротуарная плитка под ногами тоже исцарапана осколками, как железными костями, сами же воронки заделаны асфальтом или новой плиткой.

Сотрудники Донбасс Оперы говорят, что всего здание театра попадало под обстрелы как минимум три раза, причем один из них — в последнюю новогоднюю ночь, а первого января пришлось идти собирать осколки, заколачивать окна.

А чуть более года назад — 4 августа 2022-го — случилась трагедия: в результате очередного обстрела рядом с театром на бульваре Пушкина погибли педагог Школы хореографического мастерства Вадима Писарева Галина Володина и ее ученица — двенадцатилетняя Катя Кутубаева, среди жертв также бабушка девочки. На том месте сейчас — импровизированный мемориал. Кроме цветов, игрушек и лампад там — пуанты взрослые и детские.

Канонада сейчас слышна практически постоянно, а обстрелы центра города опять участились, только теперь бьют кассетными. Будто в ответ и вопреки в Донбасс Опере над коридором, ведущим на сцену, светится надпись: «Тихо! Идет спектакль».

Последняя работа Андрея Петрова

Постановщиком донецкого балета «Война и мир» стал известный артист и хореограф, основатель Театра Кремлевский балет, народный артист РСФСР Андрей Петров. Так получилось, что этот спектакль стал последней работой мастера — он умер 23 апреля 2023 года.

«Поставить „Войну и мир“ Петров мечтал всю жизнь. Он мне рассказывал об этом еще в 1983 году и предлагал партию Наполеона. Прошло уже столько лет, и Андрей Борисович сам позвонил, сказал мне: „Вадик, у нас такое трудное время, а ‚Война и мир‘ — это произведение именно ко времени. Давай поработаем вместе“. Я ему очень благодарен за эту постановку. И так получилось, что мы с ним очень много разговаривали на эту тему, в том числе — в его последний вечер, а утром не смог его разбудить. Это случилось в Йошкар-Оле на международном конкурсе артистов балета. Получается, что я — последний кто видел его живым», — вспоминает Писарев.

Во время их бесед Петров много говорил о каждой сцене этого спектакля. По словам Писарева, постановка настолько погружает в роман Льва Толстого, что при просмотре у зрителя создается впечатление, будто он читает книгу.

«Страницы переворачиваются, переворачиваются, и вы листаете роман вместе с режиссером, ощущаете то, что чувствовал он при чтении строк „Войны и мира“. Хотя язык танца тут главенствует — он сначала поставил балет, а потом написал либретто. Получились замечательные сцены, например — видение Наполеона, как он принимает ключи от Москвы. Мне эта сцена очень нравится. Война, сам Рок войны показан в этой постановке как персонаж, который взаимодействует с главными героями от Наполеона до Наташи Ростовой, и это тоже — замечательные моменты», — говорит худрук театра.

Финальные штрихи

На начальных этапах донецкие артисты работали с Петровым в Кремлевском дворце, в самом сердце Москвы, ключи от которой так и не вынесли Наполеону, финальные же штрихи делаются в Донецке, который выдерживает натиск противника уже более девяти лет. И это тоже — символично.

«Изначально задумывалось, что это будет совместная работа с Кремлевским балетом. Но как всегда получается — человек думает, а Бог управляет. И так случилось, что Андрей Борисович умер. Конечно, он поставил как хореограф все до конца — хореографические кусочки, мизансцены, каждую картину связал, что очень важно. И вот мы без него остались как бы осиротевшими, но не упали духом, все сделали дальше своими силами. Мы этот спектакль по аннотациям, по записям, по видео поставили на сцене нашего донецкого театра. Фактически он готов, сейчас дорабатываются некоторые моменты», — рассказывает Писарев.

Как дорабатывается спектакль? Когда весь материал пройден, а хореографические номера поставлены, остаются небольшие помарки, их надо устранить. Тут важна четкость мизансцен, темпоритм, и, конечно, свет, который может сделать любую «картинку» волшебной или безнадежно испортить ее.

Во время репетиции «Войны и мира» в зале звучит не только музыка, но и голос постановщика: «Ближе», «Тут подальше разойдитесь», «Не задерживайся там — ты должен быть уже между ними», «Свет убавьте, больше красного, а теперь синий», «Вот тут быстрее, быстрее, и… Стоп-кадр! Затемнение». Именно так создается театральная магия, которую может разрушить любая мелочь.

Артисты пока работают в обычной одежде, театральные костюмы они наденут только на генпрогоне. При этом репетиционная одежда донецких артистов включает футболки с международных фестивалей и конкурсов. Часть реквизита уже используется, часть пока отыгрывается «беспредметкой».

К слову, костюмов в спектакле — более 300, и работа над их пошивом все еще идет. Мастера швейного цеха трудятся над гусарскими мундирами и различными головными уборами. На столах кроме швейных машинок — множество других инструментов, а в основном приходится все делать вручную — иголкой и ниткой. Зайдя в цех, корреспондент ДАН задал, как потом оказалось, наивный вопрос: «Сколько таких костюмов вы шьете в день?». Работницы цеха дружно рассмеялись: «В день? Ну вы даете! На один костюм уходит неделя, если не больше». Благо помогают мастера из других регионов РФ.

Однако спектакль уже выстроен так, что тому, кто знаком с романом, не нужно читать либретто, чтобы понять, что происходит на сцене. События «Войны и мира» угадываются безошибочно, а персонажи узнаваемы и без костюмов. Вот — битва при Аустерлице, раненый Болконский лежит под знаменем, а на его «прекрасную смерть» смотрит Наполеон. Вот — Безухов стреляется с Долоховым, и сам не рад своей неожиданной победе. А тут — конечно же, бал, на котором Болконский танцует с Наташей Ростовой.

Образ Наташи Ростовой и путешествие во времени

«Моя героиня — юная нежная девушка, очень чуткая. Живет немного в своем мире, в своем воображении, в своих мечтах. Сама партия Наташи — очень трогательная и мне близка своей мечтательностью, наивностью, воздушностью. Чтобы вжиться в роль, я перечитывала „Войну и мир“, пыталась понять Наташу, ее мысли, ее состояние. Также пересмотрела фильм Бондарчука, и некоторые моменты взяла оттуда. Особенно это касается сцены бала, где она танцует с Андреем», — рассказывает исполнительница роли Наташи Ростовой солистка балета Анна Вальчик.

Она отмечает, что репетиции сейчас идут в усиленном темпе, но работать гораздо легче, когда налажено взаимопонимание с партнерами по сцене и чувствуется их поддержка.

«Мои партнеры — Болконский, Пьер и Анатоль. С ними мне очень комфортно. Все — разные по типажу и фактуре, но все одинаково надежные. Благодарна им безумно, что они дают мне право на ошибку — что-то не так показать, что-то не так сделать. Относятся к этому без агрессии. Всегда меня поддержат, я — в уверенных руках работаю с ними на полном доверии. Это очень важно. Помогают очень и балетмейстеры, педагоги. Ежедневно с ними работаем. Перед прогоном напоминают мне, чтобы я не повторяла прошлых ошибок, после прогона — обязательный разбор полетов по нюансам, во всех мельчайших подробностях. Им я тоже благодарна», — отзывается о своих коллегах Вальчик.

По мнению артистки, спектакль будет успешным, если получится полностью погрузить зрителя в эпоху, которая описывается в «Войне и мире». Анна рассматривает эту постановку как своеобразное путешествие во времени.

«Надеюсь, что наша труппа сможет передать нужные эмоции, чтобы зритель перенесся в то время. Во времена наполеоновских войн, в начало XIX века. Мы работаем над тем, чтобы эта эпоха предстала ярко и стала для наших современников ближе», — говорит исполнительница роли Наташи Ростовой.

Музыка из оскароносного фильма

Донецкий балет «Война и мир» поставлен на музыку композитора Вячеслава Овчинникова. Изначально она была написана специально для всемирно известной киноэпопеи Сергея Бондарчука. Историческая драма в четырех частях «Война и мир» — один из самых высокобюджетных проектов в истории советского кино. Съемочная группа трудилась над ним целых шесть лет, и работа не была напрасной. Фильм получил всемирное признание и ряд престижных премий, включая «Оскар» на церемонии 1969 года.

За право написать музыку для фильма между композиторами развернулась настоящая борьба. Причем в числе желающих были такие величины, как Дмитрий Шостакович, Георгий Свиридов, Арам Хачатурян. И все они в добавок конкурировали со звездой мирового масштаба — Сергеем Прокофьевым. Знаменитый уроженец Донбасса умер еще 1953 году — за девять лет до того, как Бондарчук начал снимать свой фильм, но у Прокофьева была опера «Война и мир», ее тоже рассматривали как вариант музыки для ленты.

Бондарчук принял неожиданное решение — остановил свой выбор на Вячеславе Овчинникове. Тот был не настолько известен, как другие кандидаты, но уже успел написать музыку для ряда фильмов, включая «Иваново детство» Андрея Тарковского. Не все были согласны с таким ходом режиссера, но Бондарчук сумел отстоять свою позицию.

«Говоря о музыке, нужно отметить, как точно она отражает масштабные батальные сцены, настроения и характеры действующих лиц. Не зря Сергей Бондарчук в свое время так отстаивал именно кандидатуру молодого композитора Вячеслава Овчинникова», — отмечает главный дирижер Донбасс Оперы, музыкальный руководитель и дирижер проекта Юрий Парамоненко.

В записи музыки к фильму Бондарчука принимали участие два оркестра — Московской филармонии, а также Всесоюзного радио и телевидения с хором. То есть музыкантов и соответственно инструментов в распоряжении у него было куда больше, чем у Донбасс Оперы.

«Я как посмотрел сколько там было музыкантов… Около ста двадцати человек! Далеко не каждый оркестр сейчас может себе такое позволить. Ну, например, две арфы — ладно, но где ты возьмешь четыре арфы? Поэтому пришлось все адаптировать под реальность. К тому же современная гармония отличается от классической. Это нам тоже пришлось учитывать», — говорит Парамоненко.

Отзываясь о самом спектакле и романе Льва Толстого, дирижер утверждает, что «Война и мир» — это произведение вневременное: оно актуально и сейчас, тем более — в военном Донецке.

«Конечно, нам, жителям Донбасса, сейчас намного более близки некоторые моменты. Как в романе описываются жизненные ситуации на фоне войны с Наполеоном, так и мы — живем, работаем, создаем под грохот артиллерии», — отмечает он.

Сначала — Крым, потом — Большой театр

До генпрогона и сдачи спектакля остались считанные дни, а потом костюмы, декорации, реквизит будут погружены в фуры, артисты сядут в автобусы, и спектакль отправится в Крым, где и состоится премьера.

Первыми «Войну и мир» увидят симферопольские зрители. Показы состоятся 23 и 24 августа в Государственном академическом музыкальном театре Республики Крым. Потом будет Севастополь. Там балет покажут 25 и 26 августа во Дворце культуры рыбаков. А 10 сентября донецкие артисты выступят в Москве на сцене Большого театра.

«Я очень благодарен каждому сотруднику нашего театра, кто приложил свои умения, силы к созданию этого спектакля. Сделано много. Это и сани, и телеги, и ордена, и флаги, и большие декорации, — отмечает Писарев. — Хочется отдельно упомянуть и нашего директора Евгения Ивановича Денисенко, который ни одной репетиции не пропустил. Все репетиторы и все артисты балета — молодцы. Просто — молодцы!».

Художественный руководитель Донбасс Оперы не сомневается в успехе спектакля, он уверен, что балет «Война и мир» ждет признание и долгая жизнь. Он также считает, что зрителям постановки предстоит катарсис — нравственное очищение через искусство.

«Создано такое полотно, которое имеет право на долгую жизнь. Это — патриотическое произведение, человеческое произведение. Главное — здесь есть любовь. Любовь к Родине, к ближним, к этому миру и к этой жизни. Война приносит, конечно, беду, но именно любовь побеждает. Любви много и в тексте Толстого, и в нотах Овчинникова, эту любовь мы будем нести нашим зрителям, — говорит о спектакле худрук Донбасс Оперы. — Сегодня все под натиском рекламы, современной поп-культуры, слишком много грязи оседает в душе человеческой. Это произведение будет чистить души, в особенности — души молодых людей».

***

Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А. Б. Соловьяненко расположен в центре города, недалеко от площади имени Ленина. Открытие здания театра состоялось 12 апреля 1941 года оперой русского композитора Михаила Глинки «Иван Сусанин». Всего за свою истории коллектив Донбасс Оперы подготовил более 250 постановок опер, балетов, оперетт, музыкальных комедий, детских музыкальных сказок по произведениям русских и зарубежных композиторов.