Донецк, 21 мар – корр. ДАН. Современная история села Гранитное на юге ДНР, относительно недавно освобожденного Народной милицией, складывается в своеобразное «лоскутное одеяло» из судеб местных жителей. О жизни в оккупации, своих переживаниях и надеждах они рассказали корреспонденту Донецкого агентства новостей.

Фронтовые дороги

Поздний весенний снег милосердно укрыл белым госпитальным покрывалом раны истерзанной земли – выгоревшие до рыжины остовы военной техники, воронки от разрывов снарядов. Но извилистые капитальные – в полный рост – ходы сообщения и окопы с оборудованными стрелковыми ячейками, блиндажами и капонирами снег скрыть не смог.

Оставленные украинские позиции развернуты брустверами на восток. Сейчас они опустели, и опасности не представляют. Но по тому, как основательно они обустроены, становится понятно, что украинские войска поначалу отступать не хотели. О том, как они уходили, наш дальнейший рассказ, причем – из уст очевидцев, самих жителей села.

архив

«Не могли спокойно вдохнуть и выдохнуть»

«Украинские военные намеренно выбивали нам инфраструктуру. Это делала, в частности, 72-я бригада ВСУ, одного танкиста мы так и прозвали – «электрик». Как только починят линии электропередачи, мы сразу начинали свет включать, телефоны заряжать, греться, купаться… Проходит не более двух часов – и снова перебили! Все это делали военные Украины, наверное, чтобы мы по телефону не болтали много… Не знаю», – рассказывает жительница села Лидия Михайловна (имя изменено).

Она продолжает: «Потом договариваются с той стороны, с этой стороны – о режиме тишины. И тогда починят на некоторое время. А потом опять – бах! И все сначала… Мы по четыре-пять месяцев сидели без света, без связи! Это когда еще все начиналось – в 2014-2015 годах».

Женщина вспоминает, как «они» ходили по селу с автоматами, отоваривались в магазинах.

«Страшно было, тогда я ходила, опустив голову, чтобы не видеть их. Не здороваться и не глядеть на них! Мы не чувствовали в них защитников», – заключает местная жительница.

Справка ДАН: 72-я отдельная механизированная бригада ВСУ имени Черных запорожцев – тактическое соединение сухопутных войск Украины. Размещается в городе Белая Церковь Киевской области. Девиз подразделения: «Україна або смерть». Военнослужащие украинского подразделения носят характерный шеврон с черепом (отсылка к символике «Мертвая голова» Ваффен-СС) на черно-красном фоне цветов запрещенной в России, ДНР и ЛНР организации «Правый сектор».

Рассказывает хормейстер Дома культуры села Гранитное Людмила: «Эмоционально и даже физически тяжело было жить эти восемь лет. Все это присутствие украинских войск, сильно «давило» на психику. И даже атмосфера была гнетущей. У человека не было права голоса, не могли свое мнение высказать. Не могли спокойно вдохнуть и выдохнуть, образно говоря. Вот такая «демократия» была все эти восемь лет! А сейчас вздохнули легче, но посмотрим, как оно будет дальше».

Оно и понятно, восемь лет тягот и тревог не могут пройти даром. Также Людмила переживает о здоровье родных, которых эвакуировали с не освобожденной пока еще от украинских боевиков территории: «Вчера только вывезли из Мариуполя моего раненого зятя, беспокоюсь о его здоровье».

архив

Конфессии живут в мире

Село Гранитное – многонационально. Здесь живут в мире русские и украинцы, греки и татары. Немало смешанных браков. Есть две конфессии, которые также пребывают в согласии, - православные христиане и мусульмане. Более того, в тяжелое время испытаний многие односельчане сплотились вокруг своих святынь.

«То, что здесь проходила линия разграничения, наложило отпечаток и на судьбы людей. Местные жители реагировали по-разному, многие уезжали. Но те, кто находили в себе силы – оставались, и мы, наша православная община, им помогали, чем могли, – рассказывает настоятель храма святых равноапостольных Константина и Елены Отец Артемий. – Определенное количество людей, действительно, сплотились вокруг храма. Не сказать, что их было много, но общинная жизнь стала более значимой, более мотивированной».

Две религиозные общины уживаются в селе мирно, и отец Артемий рассказывает о причинах такого сосуществования: «Это несложно, поскольку духовная составляющая каждого человека имеет большое значение. Очень многое дают нравственные качества, те, которые заложены родителями. Вне зависимости от вероисповедания, главное – хороший это человек или нет».

«В многонациональном селе нужно говорить на том языке, который общий для всех. Для нас такой язык – русский, – подчеркивает мулла Абулгани Абдураим. - Он объединяет национальности и самобытные культуры наших жителей. Поэтому это – важный и значимый фактор нашей общей духовной и культурной жизни. Вырвать этот язык из народа – значит вырвать хребет у человека. Религия не должна касаться политики, ей следует опираться на традицию, чтобы оставаться в мире со всеми, кто нас окружает».

Линия разграничения прошла по семьям

Самое страшное, что линия разграничения разделяла семьи, разделяла родных людей. Это – личная драма многих сельчан, в том числе, и отца Артемия.

«Тяжело, у меня вся семья: отец, все знакомые, друзья, родные – братья, сестры, и у жены - они все находились или в Донецке, или под Луганском. Годами не виделись. А сейчас понемногу жизнь налаживается, вот вчера буквально тесть к нам приезжал. Мы не виделись два с половиной года, – рассказывает настоятель православного храма. –  В ближайшее время планирую поехать в Донецк».

Он добавил, что православная церковь молится о завершении конфликта: «Почти у каждого в Мариуполе – родственники, молим Господа, чтобы ничего плохого с ними не случилось».

Как уходила украинская армия

«Украинские солдаты ушли на третий день после того, как была объявлена Спецоперация: 24-го она началась, а 26-го утром их уже здесь не было, они тихо, ночью ушли. Много их было, они находились в общежитии нашего ПТУ. Нам повезло, что они не спалили село, – вспоминает недавние события пенсионерка Людмила Прокофьевна. – А уже 27-го в обед уже наши танки здесь были, и мы солдатам кушать носили, я пирожков испекла!»

Справка ДАН: Президент РФ Владимир Путин 24 февраля объявил о начале специальной военной операции на Украине. Силы ДНР и ЛНР в тот же день начали освободительное движение в Донбассе. На сегодняшний день под контроль Донецка перешли почти 100 населенных пунктов, Луганск освободил около 90% своей территории.

архив

«Мы восемь лет этого ждали!»

В честь восьмой годовщины воссоединения Крыма с Россией в недавно освобожденном Народной милицией ДНР селе Гранитное 18 марта прошли митинг и концерт. В мероприятих приняли участие Глава ДНР Денис Пушилин и первый зампредседателя Совета Федерации Андрей Турчак.

«Нет на нашей земле такого человека, кто за эти годы мог бы сомневаться в нашей большой Родине и не мечтать, чтобы она стала как можно ближе. Уважаемые друзья, нам предстоит еще немало битв, и мы к ним готовы. С нами – Россия! Победа будет за нами!» – поприветствовал на митинге жителей Гранитного Пушилин.

И люди не скрывали своих чувств. «Такая радость у нас, видите, я бежала, окрыленная, чтобы поговорить с Денисом Владимировичем! Потому что мы восемь лет этого ждали!» – говорит Людмила Прокофьевна.

«Мы этот праздник ждали очень долго. И дождались!» – вторит ей тракторист Сергей Владимирович.

«Царица полей»

На площади в праздничном митинге участвовало и пехотное подразделение резервистов. Суровые мужики, на которых и держится земля русская, в общеармейском камуфляже, в советских стальных касках-шестиклепках, не были расположены к беседе. Вид имели бравый. С трудом удалось их разговорить.

«Воюем! Вот, вывели нас из Мариуполя на краткосрочный отдых по ротации. Скоро снова – в бой. Ситуация в городе сложная. Многие многоэтажки украинские военные превратили в укрепленные крепости, приходится их блокировать и выкуривать, – говорит Андрей из Зугрэса. – Прикрываем эвакуацию мирных жителей. Сейчас выходит очень много мирных, сначала – было гораздо меньше. Украинская армия сильно препятствовала этому».

Боец добавил, что в его пехотном подразделении воюют жители со всей ДНР: из Донецка, Шахтерска, Амвросиевки, Зугрэса и других населенных пунктов.

В том, что Россия здесь – всерьез и надолго, убеждают и угрюмые танки с «кубиками» кумулятивной защиты на покатых башнях и приземистых корпусах, и колонна современной российской бронетехники, которая промчалась через село. Удалось разглядеть бронетранспортер БТР-82А с необитаемым огневым модулем, оснащенным 30-миллиметровой пушкой, и современный бронеавтомобиль СПМ-2 «Тигр» - угловатый, мощный, он пер уверенно, прикрывая другие машины. 

архив

Дорога домой

Обратный путь оказался не менее богат на впечатления. Он пролегал тоже через поля, изрытые окопами, которые бросила, отступая, украинская армия. Кроме того, удалось стать свидетелем уникального явления.

Вначале на столб белого дыма на горизонте, вертикально уходящего к облакам, никто не обратил внимания. Похоже на дым из заводской трубы… Стоп – какие еще заводские трубы? Ракета! Пуск зенитной ракеты! А чуть погодя высоко в небе расплылось еще одно облако…

Кстати, сам характер именно вертикального старта управляемой ракеты-перехватчика наводит на мысль о типе самого зенитного ракетного комплекса. Но не будем выдавать секретов, кто в курсе – тот поймет.

Но и на этом впечатления от поездки не закончились. Поздней холодной весной в суровой донецкой степи и цветы распускаются особенные. Вот и мы увидели на обочине дороги «Гвоздику». Самоходную 122-миллиметровую гаубицу…

Спецоперация русской коалиции продолжается!