Всем нам иногда хочется отдохнуть и расслабиться. В транспорте по дороге на работу, в очереди в банке, в обеденный перерыв на работе, вечером перед сном. Если есть время — почему бы не расслабить голову и не поиграть? Тем более что под рукой — телефон или планшет, на который можно установить тысячи красочных игрушек на любой вкус и при этом — совершенно бесплатно. Однако бесплатный сыр, как известно, только в мышеловке. То же и с «бесплатными» играми — цена за хорошее времяпрепровождения может оказаться весьма высокой.
Начнем с того, что бесплатность здесь условная: разработчики и издатели используют модель free-to-play. Это значит, что доступ к игре действительно бесплатный, но встроены механизмы монетизации:
- реклама: баннеры, ролики, всплывающие окна, которые нельзя пропустить;
- микроплатежи: внутриигровая валюта, косметические предметы, «ускорители»;
- подписки: регулярные платежи за бонусы и преимущества;
- сбор данных: статистика о поведении игроков становится товаром для рекламных компаний.
Именно поэтому бесплатные игры могут приносить миллиардные прибыли своим создателям.
Психология и манипуляции
Мобильные игры проектируются с учетом особенностей человеческого поведения. Используются механики, которые делают процесс максимально «затягивающим»:
- эффект ожидания: долгое строительство или прокачка, но есть «ускоритель за деньги»;
- ежедневные бонусы: заставляют заходить снова и снова;
- игра на эмоциях: яркие анимации победы, чувство «еще немного, и получится»;
- социальное давление: соревнования, рейтинги, кооперативные задания, где не хочется «подвести команду».
Игра как бы бесплатна, но постепенно формируется привычка тратить деньги на мелочи, которые в итоге могут складываться в весьма крупные суммы, чувствительные для личного или даже семейного бюджета.
Так каковы основные риски для пользователя?
Финансовые потери
Даже если речь идет о небольших суммах, регулярные покупки «по чуть-чуть» могут привести к ощутимым расходам. Особенно уязвимы дети, которые не осознают ценности денег и легко соглашаются на покупку «еще одного бонуса». В новостях регулярно мелькают сообщения о том, как, играя на родительском телефоне, дети умудрялись спустить огромные суммы на виртуальные предметы.
Например, 10-тилетний паренек из Москвы потратил с карты папы-пенсионера 350 тыс. рублей на виртуальные покупки, практически разорив его, в США 6-тилетний пацан ухитрился спустить более 16 тыс. долларов в мобильном приложении, а увлечения 13-тилетней девочки из Китая обошлись родне почти в 64 тыс. долларов. И таких примеров масса.
Читайте также: Искусство обмана: как мошенники ловят нас на крючок фишинга
Подозрительная реклама
Бесплатные игры часто зарабатывают на рекламных сетях с минимальным контролем. В результате пользователи видят рекламу мошеннических сайтов, «чудо-товаров», никем не проверенных БАДов или сервисов, которые подписывают на платные SMS, причем все это оформлено максимально ярко и привлекательно. Что может случиться страшного, если просто нажать на веселую картинку в игре? Весьма много чего.
Утечка персональных данных
Приложение может просить доступ к геолокации, контактам или микрофону, что никак не связано с геймплеем. Собранные данные используются для таргетинга, перепродаются или собираются мошенниками для анализа финансового состояния человека и дальнейшего развода на деньги.
Вредоносные копии игр
В виртуальных магазинах периодически появляются подделки под популярные проекты. Они маскируются под оригинал, но внутри скрыт вредоносный код: может красть данные, подписывать пользователя на платные услуги или показывать агрессивную рекламу. А могут и заразить устройство трояном, позволяя удаленно перехватывать SMS для авторизации на «Госуслугах» и других официальных сайтах, оперативно удалять сообщения о взятии кредитов или списании со счетов, чтоб пользователь до последнего момента не знал, что его ограбили.
Зависимость
Механика «бесконечного прогресса» держит игрока в игре сутками: ежедневные миссии, награды за вход, события «только сегодня». Это формирует привычку и вытесняет другие занятия.
Кто реально зарабатывает
- разработчики и издатели — на внутриигровых покупках и рекламе;
- платформы — Google и Apple берут комиссию до 30% с каждой транзакции;
- рекламные сети — получают прибыль от показа рекламы и сбора данных;
- мошенники — через фейковые приложения и агрессивную рекламу.
Как защититься
- Скачивайте игры только из официальных магазинов;
- Проверяйте, какие разрешения просит приложение;
- Ограничьте покупки — настройте пароль или двухфакторную аутентификацию;
- Для детей используйте родительский контроль и лимиты расходов;
- Относитесь к «бесплатности» скептически: игра всегда кем-то оплачена.
Разработать игру не так-то просто. Для этого нужно нанять программистов, художников, арендовать сервера, которые тоже должен кто-то обслуживать, подключить свое детище к платежным системам. От идеи «сделать игру» до конечного выпуска продукта затраты могут составлять примерно 35-50 тыс. долларов, и это за совсем простенькие игры типа «линий», «шариков», «паззлов». И, разумеется, создают их не из альтруизма, а с желанием отбить вложенное и преумножить.
Читайте также: Как наш мозг становится уязвимостью: психология взлома
Бесплатные мобильные игры — это не подарок, а бизнес-модель. Они могут развлекать, но за ними стоят механики, рассчитанные на деньги и данные игроков. Чтобы «бесплатность» не обернулась потерей денег, безопасности или времени, важно понимать: если вы получили что-то якобы «бесплатно» для пользования, вы не клиент, вы — товар.
Колумнист ДАН IT-специалист Антон Запольский