На юге Донецкой Народной Республики, в Приазовье, расположена крупнейшая на территории всего постсоветского пространства община компактно проживающих греков. Они обосновались здесь еще в XVIII веке, переселившись из Крыма, и в наши дни сохраняют обычаи предков. О том, как возникла эта уникальная община нашего региона, историческим центром которой является Мариуполь, читайте в сегодняшней статье.
***
Эпоха Екатерины II — время, когда Россия стремительно прирастала территориями. И в первую очередь внимание Санкт-Петербурга было обращено на юг — в степи Северного Причерноморья, на Кубань и, конечно же, на Крым. Эта некогда, можно сказать, окраина античного мира, по замыслу фаворита Екатерины Григория Потемкина должна было стать жемчужиной в короне Российской империи.
Хотя дело, конечно, не только в имперских амбициях царедворцев — с приобретением Крыма Россия устраняла для себя многовековую угрозу со стороны местных ханов. В течение почти 300 лет крымчаки разоряли русские земли грабительскими походами. Иногда по поручению своих непосредственных сюзеренов — турецких султанов, иногда и по собственной прихоти. А часть Крыма, включая почти все важнейшие крепости полуострова, контролировалась непосредственно турками.
Помимо татар и турок на полуострове проживало великое множество народов, которые на протяжение веков постоянно смешивались между собой, ассимилируя пришлых завоевателей и образуя новые этносы. Старейшими жителями Крыма, которые сумели сохранить свою национальную идентичность со времен глубокой древности, были греки. Хотя на древних греков, тех, которые пришли в Крым в эпоху античности, греки времен Екатерины были не очень похожи.
Это были потомки жителей древнегреческих полисов, германцев-готов, алан, славян, которые в свое время приняли христианство и до татарского нашествия на Крым были подданными византийского императора, то есть ромеями.
В Крымском ханстве греки-христиане (ромеи) составляли особую, достаточно замкнутую этноконфессиональную общину с элементами внутреннего самоуправления: у них были собственные судебные органы и своя система налогообложения. Те греки, которые перешли на язык завоевателей и стали тюркоязычными, назывались «урумами».
Греки проживали в более чем 80 населенных пунктах Крыма. В городах они занимались ремеслами и торговлей, а в сельской местности выращивали виноград, фрукты и пшеницу. Им позволялось сохранять религию, однако все не-мусульмане были обязаны платить джизью -— подушный налог. Именно греки, а также армяне — торговцы, ремесленники и землевладельцы — являлись основными налогоплательщиками в ханскую казну. Вопрос о том, в какой степени ханские власти притесняли христиан, является предметом дискуссий.
В преддверии исхода
В 1774 году Россия победоносно завершила очередную войну с Турцией. По условиям подписанного между Россией и Османской империей Кючук-Кайнарджийского договора Российская империя получила официальное право контролировать положение христианских народов Османской империи с целью защиты их прав и интересов. Одновременно и Крымское ханство стало де-юре независимым, утратив статус вассала Турции.
После заключения мира в самом Крыму восстали татары, не желавшие выходить из сферы влияния османов. Междоусобица продолжалась до тех пор, пока русские войска под командованием Александра Суворова не заняли полуостров и не возвели на престол чингизида Шагин-Гирея. Тот тут же взялся проводить реформы и реорганизовать управление в ханстве по российскому образцу. При этом Россия уже по большому счету была настроена на демонтаж Крымского ханства, в том числе и путем ослабления его экономики.
Екатерине идею переселить христиан из Крымского ханства озвучил предшественник Суворова в статусе самого успешного русского полководца Петр Румянцев. На тот момент он командовал всеми войсками в Малороссии и был ее генерал-губернатором. Румянцев рассчитывал, что переселение, с одной стороны, ослабит экономику Крыма, а с другой — поможет решить задачу освоения причерноморских степей.
Правда были у этого проекта и противники. Так, князь Александр Прозоровский, командовавший на тот момент русскими войсками в Крыму, предупреждал, что исход христиан испортит отношения с ханом. Сменивший Прозоровского Суворов также писал Потемкину, что при переселении «не обойтись без больших ссор». Однако Потемкин, без одобрения которого на южных рубежах империи ничего не решалось, идею одобрил.
Наиболее же громко в поддержку переселения христиан — речь идет не только о греках, но также об армянах и грузинах, словом, почти всех христианах полуострова — звучал голос церкви.
Крымские христиане относились тогда к Готской епархии Константинопольского патриархата. Возглавлял ее митрополит Игнатий Гозадини (святой Игнатий Мариупольский). Он еще в самом начале русско-турецкой войны писал Екатерине письма с просьбой принять крымских православных под покровительство «Великой императрицы».
Путь в границы империи
Письмам св. Игнатия был дан ход. В марте 1778 года, когда Румянцев назначил Суворова командующим войсками в Крыму и на Кубани, тот собрал руководителей грузинской, армянской и греческой церквей и предложил им вместе с их паствой переселиться в Россию. 23 апреля этот призыв во время пасхального богослужения повторил митрополит. За этим последовала поездка митрополита по местам компактного проживания греков и армян, которых св. Игнатий агитировал собираться в дорогу.
Расходы по переселению брала на себя российская казна. На новом месте для переселенцев предусматривался целый ряд льгот, призванных помочь им адаптироваться. Так, вышедших из Крыма христиан освобождали от уплаты налогов и рекрутской повинности сроком на десять лет, им также предоставлялась территориальная и религиозная автономия. Прямые затраты России на проведение переселения (без учета финансовых и налоговых преференций переселяемым) составили около 130 тыс. рублей. Крымский хан также получил 50 тысяч рублей отступных за потерю ценных подданных.
22 июля 1778 года Суворов пишет Шагин-Гирею:
«Всепресветлейшая Императрица Всероссийская, снисходя на прозьбы христиан, в Крыму живущих, о избавлении их от предгрозимых бедствий и сущего истребления, которым огорченные во время бывшего мятежа татары мстить им, при случае удобном, явно обещали, по человеколюбию и долгу защиты христианского закона Всемилостивейше соизволяет переселить их в свои границы».
При этом Александр Васильевич выразил надежду, что хан «высочайшей воле Покровительницы своей прекословить не будет». Шагин-Гирей, власть которого во многом и держалась на штыках Суворова, даже если и хотел бы возразить, не мог этого сделать в силу объективных обстоятельств. Хан выпустил постановление, которым разрешил выезд в Россию всем желающим крымским христианам.
Благосостояние ханства ожидаемо пошатнулось. Спустя пять лет последний крымский хан подпишет отречение от престола. Крым будет присоединен к России, а Шагин-Гирей получит от Екатерины взамен чин капитан-поручика гвардии и ежегодную пенсию в 200 тысяч рублей.
До сих существуют дискуссии по поводу того, насколько переселение христиан из Крыма было добровольным. Российские историки отмечают весьма мягкий характер действий Суворова, который на месте организовывал весь процесс. В то же время крымский хан писал Румянцеву о случаях, когда некоторые переселенцы покидали Крым «в железе», то есть в кандалах. В свою очередь Румянцев заявлял Суворову о недопустимости подобного отношения, но тот правдивость ханских жалоб отрицал: «Ни один казак с плетью ни за кем не гонялся».
Исключать случаи сопротивления, разумеется, нельзя: многим было жаль бросать нажитое поколениями. Так или иначе к концу 1778 года 31 тысяча христиан, то есть почти 15% населения Крыма, покинули полуостров под охраной солдат Суворова. Греков среди них было 18 тысяч, армян — 12 тысяч, было также несколько сотен грузин и валахов. Около 10 тысяч греков-христиан покидать насиженные места отказались.
Исход из Крыма начался в не самое удачное время года — на носу была зима, которая в Северном Причерноморье бывает довольно суровой. Большой бедой стал тот факт, что местные власти оказались не готовы принять крымчан: продовольствие не подвезли, жилье не обустроили, и около года переселенцам пришлось блуждать по степи.
Сначала для них нашли место на землях бывшей Запорожской Сечи — тут крымские христиане провели первую зиму. Зимовать пришлось с минимумом удобств, в наспех вырытых землянках. Пресной воды, еды и топлива не хватало. Медиков тоже не было, так что болезни распространялись быстро, смертность росла. Только в эту первую зиму погибли несколько тысяч человек.
Приазовье обетованное
Лишь в 1780 году греки наконец обосновываются на берегу Азовского моря, где строится город Мариуполь. Свое название он получил в честь Марии Федоровны, супруги наследника императорского престола и будущего императора Павла. Армяне же оседают под Ростовом, где закладывают город Новая Нахичевань.
Когда в 1783 году Крым был окончательно присоединен к России, некоторые греки предпочли вернуться на старое место жительства, однако большая их часть решила все же остаться в Приазовье. В результате на берегу Азовского моря стали появляться греческие села с крымскими корнями — Ялта, Урзуф, Старый Крым, Карань, Ласпи, Мангуш.
Основными занятиями местных жителей стало землепашество, разведение мелкого рогатого скота, овощеводство. Греческие поселения быстро богатели, в них процветали ремесла и торговля. Помимо самих эллинов здесь начали селиться русские, украинцы, армяне.
Сегодня традиционные земли греческой общины входят, в частности, в состав городского округа Мариуполь, Мангушского, Старобешевского, Тельмановского, Великоновоселковского муниципальных округов ДНР. Немало греков и в других частях Республики, в особенности в столице региона — Донецке.
Греческая диаспора Приазовья подарила России немало известных людей. В их числе — художник Архип Куинджи, родившийся в предместье Мариуполя Карасу-Базар; основатель первых мужской и женской гимназий в Мариуполе Феоктист Хартахай; основатель Мариупольского театра Василий Шаповалов (Кечеджи); философ Георгий Иванович Челпанов; один из создателей танка Т-34 Константин Челпан; знаменитая ударница, дважды Герой Социалистического Труда Паша Ангелина; летчик-испытатель, Герой Советского Союза Григорий Бахчиванджи, первый мэр Москвы Гавриил Попов.
Александр Медников