Донецк, 18 янв – ДАН. Литейный цех Донецкого металлургического завода, построенный еще в 1896 году, по сей день играет ключевую роль в цикле производства предприятия. Корреспонденты Донецкого агентства новостей побывали в святая святых донецких сталеваров и узнали особенности одной из самых «огненных» профессий металлургии.
Отлитые из меди или бронзы скульптуры встречаются еще со времен Древнего Египта, Греции и Рима. Позже в России XV–XVI веков развивается литье пушек и церковных колоколов. А уже в XVIII веке с переходом на чугун развивается массовое производство литых изделий. Так, например, широко известны работы мастеров того времени: Андрея Чохова, отлившего в 1586 году Царь-пушку, а также отца и сына Моториных, создавших в 1736 году Царь-колокол. История металлургов Донбасса также начиналась с доменного и литейного производства.
«Сейчас наш старейший литейный цех является одним из участков РМЦ – ремонтно-механического цеха. Здесь производятся отливки из чугуна, стали и цветных металлов для нужд предприятия», – рассказывает начальник участка Сергей Фролкин.
По его словам, выплавка металла здесь производится на индукционных печах, которые нагреваются с помощью электрического тока. Средний объем - 540-650 килограммов. В цехе установлены две такие плавильные печи для стального и чугунного литья, работающие на металлоломе, а также печи для цветного литья: из меди, бронзы или алюминия.
«Любая отливка сложная сама по себе, потому что сделать нужно сразу и начисто. Все зависит от отработанности технологии. Даже если вес производимой детали всего лишь килограмм или два – сложность может заключаться в ее геометрической конфигурации. А может быть отливка больших габаритов, но по конфигурации и условиям производства изготовить ее относительно просто», – поясняет Фролкин особенности технологического процесса.
Он – литейщик с 20-летним стажем. После окончания Приазовского государственного технического университета в Мариуполе пришел на ДМЗ мастером стального и цветного литья. Так и остался в «литейке». Не прекращал работу даже в самые трудные для Донбасса - военные времена.
В «литейке» работа кипит постоянно. В присутствии журналистов бригада из пяти человек занималась заливкой формы для отдельных элементов конвейера. Весит каждая такая деталь около 50 кг. Расплавленный металл из индукционной печи сначала осторожно переливают в специальный ковш. Делается это таким образом, чтобы разогретая приблизительно до 1500 градусов по Цельсию масса не плеснула через края. Затем электромостовой кран осторожно и медленно транспортирует ковш к металлическим формам, в которые и будет производиться залив расплава.
Рабочие выполняют все операции в защитных куртках и с прозрачными щитками на лицах. Здесь мелочей нет - все выполняется плавно, без суеты и спешки, потому что цена ошибки исключительно высока.
Ровным потоком расплавленная сталь из ковша заполняет квадратную металлическую форму. Литейщики осторожно направляют огненный поток таким образом, чтобы не образовывалось пустот и каверн. Пустой ковш плавно убирают, а металлу в формах предстоит длительный период охлаждения. Именно тогда пластическая раскаленная масса стали превратится в литую заготовку, а небольшая шлифовка поверхностей превратит ее в уже готовую к эксплуатации новую деталь сложного металлургического агрегата.
Рядом ревущее пламя газовой горелки греет пустой литейный ковш. «Необходимо, чтобы огнеупорная футеровка внутри хорошо прогрелась, ведь если этого не произойдет, то от перепада температур от расплавленного металла ковш может лопнуть», – говорит начальник «литейки».
В условиях массового производства литая деталь по целому ряду характеристик предпочтительнее, чем изготовленная любым другим способом. Простота и отработанная технология позволяют быстро создавать необходимые элементы технологической оснастки.
«Мы, в основном, сейчас заняты изготовлением трехчушковых изложниц для участка разливки чугуна доменного цеха. Именно в них и разливают товарный чугун, который затем поставляется конечному потребителю. Вес одной такой изложницы составляет около 300 кг», – рассказывает плавильщик металла и сплавов Василий Бугаев.
В литейный цех ДМЗ сталевар по образованию пришел в 2017 году после окончания Донецкого электрометаллургического техникума. «Самое главное в работе – безопасность, внимательно следить, чтобы металл в процессе плавки не выплеснулся. Физически тоже приходится потрудиться, ведь плавильную печь мы загружаем вручную, а для одной плавки нужно перекидать полтонны металлолома», – рассказывает о своих буднях Бугаев.
В этой старейшей из «огненных профессий» работают не только мужчины, но и женщины. Ирина Ковальчук – машинист электромостового подъемного крана грузоподъемностью 32 тонны. Именно она «поднимает» тяжелые ковши с жидким, расплавленным до багрового сияния металлом.
«Работаю здесь с 18 лет сразу после окончания курсов в училище. Для меня главное - постоянно слышать и видеть тех, кто работает внизу, – говорит Ирина. – Сейчас, конечно, повеселее работается: зарплату и аванс выплачивают вовремя».
«Зарплату добавили, и для нас всех это очень хороший признак. Значит, есть развитие, перспектива. Увереннее себя чувствуешь, семью есть, за что содержать. Стабильность – это то, что нам не хватало все это время», – добавляет Бугаев.
На предприятии рассказали, что сейчас ситуация с зарплатами значительно улучшилась. Раньше из-за нестабильных выплат коллектив постоянно терял людей. Основной костяк, конечно, сохранить удалось. Те, кто остался, сейчас чувствуют себя более уверенно. В литейный цех идет подбор нового персонала.
«Сейчас у нас и надбавки хорошие, поднимают зарплату. Если взять ноябрь 2021 года, то на 5,1%, а до этого нам поднимали зарплату в сентябре на 10%», – говорит начальник литейного участка РМЦ Сергей Фролкин.
Донецкие металлурги не чужды прекрасного: именно здесь, на участке литья колоколов созданы некоторые городские скульптуры, которые украшают улицы столицы Республики. Среди них памятник фронтовому корреспонденту ТАСС, автору фотоснимка «Знамя Победы над Рейхстагом» Евгению Халдею на пересечении улицы Артема и проспекта Богдана Хмельницкого, а также русскому литературному классику Антону Чехову на набережной реки Кальмиусс в районе Калининского моста.
Старейший на ДМЗ цех, а теперь – участок не только производит работу по текущим заказам, но и развивается в плане технического оснащения.
«У нас уже установлена новая отжиговая печь для последующей термической обработки литья. Любая отливка должна подвергаться дополнительной термической обработке – отжигу, закалке, цементации для придания необходимых механических свойств. Масса загрузки нагревательного агрегата – до двух-трех тонн литья», – Фролкин указал на квадратное сооружение, размером со средний грузовой контейнер у стены цеха.
Собеседник агентства подчеркнул, что шеф-монтаж отжиговой печи выполняют подрядные организации самого завода. «Такой агрегат нам очень нужен, поскольку позволяет оптимизировать технологический процесс. Да и сама установка нового оборудования говорит о том, что и цех, и весь завод имеет высокий потенциал развития», – заключил Фролкин.
***
Донецкий металлургический завод — одно из старейших предприятий в Донбассе, основанное в 1872 году. Завод специализируется на изготовлении чугуна, стали, труб, шлакообразующих смесей и многое другое. Зимой 2014 года работа ДМЗ была остановлена после артобстрела территории предприятия и из-за нехватки сырья, но уже в июне 2015 года производство чугуна было возобновлено. Весной 2017 года снова приостановил работу из-за транспортной блокады Донбасса со стороны Украины. Длительное время находился под управлением ЗАО «Внешторгсервис». Весной 2021 года завод возобновил выпуск продукции.