Донецк, 15 авг — ДАН. Василий Московский, Христа ради юродивый, память которого чествуют сегодня православные верующие, наверное, один из самых знаменитых святых, просиявших на земле не только московской, но и всей Руси. До сих пор, спустя более чем четыре века после окончания земной его жизни, святого Василия считают покровителем не только стольного града, но и сердец людских, ищущих у него успокоения и помощи.
Молодой подмастерье
Жизнь будущего Христа ради юродивого (подвижника из мирян, добровольно принявшего на себя подвиг юродства, то есть образа глупого или безумного, для обличения мирских ценностей), до определенного момента ничем выразительным не отличалась. Родившись около 1468 года на церковной паперти в Елохово (ныне район Москвы) прямо в момент отчаянной молитвы его матери, мальчик рос как все и к 15 годам стал учеником сапожника. Житие святого рассказывает нам, как однажды пришел к мастеру богатый человек и повелел сделать ему такие сапоги, чтобы несколько лет сносу им не было. Василий тогда улыбнулся и сказал, что не нужна тому человеку обувь, потому что на следующий день он умрет. Так и вышло.
Конечно же, слух о молодом подмастерье, способном думать наперед, быстро разлетелся по округе. Ходили к Василию купцы и торговые люди, большие деньги предлагали за возможность предугадать результаты сделок, но от всего он отказывался, да еще и обличал им тайные грехи, призывая покаяться. В 16 лет будущий святой принял на себя почитаемый в христианстве подвиг юродства. Исторические документы описывают его ходившим по городу почти нагим и только в трескучие морозы прикрывавшимся лохмотьями. Непременным атрибутом были тяжелые вериги — металлические изделия разного вида, носимые на голом теле для усмирения плоти, которые он никогда не снимал.
Житие святого подчеркивает, что сурово осуждал Василий всех, кто пытался давать милостыню не по состраданию, а в надежде на достижение корыстных целей. Говорят, однажды увидел святой беса, принявшего облик нищего, способного сразу же помочь в делах каждому, кто даст копеечку. Были свидетели на Москве, как блаженный прогнал лукавого, разрушив его личину. Имеются свидетельства и о том, как, проходя мимо какого-либо дома, откуда доносились звуки веселья и распития вин, Василий подходил и начинал обнимать углы того дома со словами: «Ангелы скорбные стоят у дома и сокрушаются о грехах людских». Он же «со слезами упрашивал молить их Господа об обращении грешников».
От копеечной свечи Москва сгорела
Исторические летописи зафиксировали множество чудес, совершенных Василием на Москве. Однажды, к примеру, на торжище он видел калачника и раскидал все его калачи и рогалики, утверждая, что испечены они с обманом. Проверили люди — так и есть: намешал калачник туда мела да извести. Или, к примеру, подарил кто-то из знатных бояр юродивому богатую лисью шубу, привлекшую внимание молодых воров. Притворился один из них мертвым, а второй подбежал к Василию и попросил шубу якобы для погребения. Ну что же, чуя обман, покрыл святой этой шубой притворщика, да произнес: «Шуба лисья, хитрая, укрой дело лисье, хитрое». Стоит ли говорить о том, что притворщик, действительно, под ней и умер.
Однако связывают с Василием случаи, исторически не доказанные, но рассказываемые до сих пор в качестве городской легенды. Дело было у Варварских ворот московского Китай-города (снесены в 1934 году), к которым каждый день стекались толпы паломников поклониться венчавшему строение чудотворному образу Божией Матери. «Диаволу поклоняетесь», — вскрикнул однажды юродивый и кинул в образ камнем. Возмущенному народу, решившему за такое кощунство Василия «избить смертным боем», он наказал соскрести слой краски с иконы. Сделали как он велел, а под первым слоем проявился второй с рисунком «чертовой хари».
Еще один памятник древнерусской литературы — «Степенная книга» — повествует нам о знаменитом пожаре 1547 года, начавшемся в монастырской церкви у Арбатских ворот и уничтожившем почти всю деревянную столицу и даже часть каменных построек Кремля. Именно после него появилась поговорка «от копеечной свечи Москва сгорела». Так вот, накануне возгорания, говорят, пришел к обители Василий и долго перед нею молился и плакал.
Не кипятись, Иванушка
Уважал Василия, а может даже и побаивался, за его откровенность и нетерпение к грехам человеческим и сам царь Иван Грозный. Наверное, рассказ об одном из случаев общения юродивого с самодержцем известен многим по учебникам истории. Решил как-то царь пригласить Василия на свои именины, но каждый раз, когда ему подносили чашу вина за здравие царя, юродивый выливал ее содержимое в окно. Возмутился Иван Грозный, стал обвинять Василия в пренебрежении. Но тот невозмутимо ответил: «Не кипятись, Иванушка, я пожар в Новгороде тушу». Послали гонца, тот вернулся и доложил, что, действительно, в то самое время, когда в Москве был пир, в Новгороде вспыхнул сильнейший пожар. А потушил его какой-то нагой человек, полив воды на огонь из водоноса.
В народе говорили, что не стеснялся Василий обличать грехи царя Ивана. Причем рассказы эти, хоть и не вошли в летописи и житие святого, были очень многочисленны, и о них мы знаем, прежде всего, из писем иностранных послов, докладывавших своим монархам о происходящем в Москве. Шептались и о том, что звал к себе царь юродивого «на глагол свой», то есть на беседу личную. О чем шла речь, не знал никто, но помнят, как монарх каждый раз оставался после разговоров тех очень опечаленным. На все возмущения приближенных о том, что позволяет себе Василий в общении с ним, царь говорил, что дозволено ему «яко провидец он сердец и мыслей человеческих».
Последнее пророчество Христа ради юродивого Василия, дошедшее через исторические источники до наших дней, связано было с престолонаследием. Лежавшего уже на смертном одре святого посетил Иван Грозный с женой своей Анастасией и двумя сыновьями, Иваном и Феодором, дабы испросить молитв. Неожиданный для того момента ответ получили они — наследником царства и всех достояний праотцов станет Феодор. История показала, что и тут Василий оказался прав.
Скончался Василий Блаженный в 1557 году. Тело его нес лично Иван Грозный с боярами, а погребение совершили на кладбище Троицкой церкви, где в этот момент уже шло строительство знаменитого Храма Покрова на Рву, более известного во всем мире как Собор Василия Блаженного, возведенный в честь победы над Казанью.
Мощи святого были торжественно перенесены в специально пристроенный к церкви предел в год канонизации Христа ради юродивого Василия, где они находятся в серебряной раке и по сей день. Много лет на Москве старались фиксировать все чудеса, происходящие у гроба Василия, строго ведя учет тех, кто приходил приложиться к мощам, и тех, кто обрел после этого помощь.
О чем просят Василия Блаженного
Свои молитвы к святому обращают православные верующие, которых одолели отчаяние и страх, те, кто хочет избавить себя или близкого человека от пьянства, а также те, кто ищет утешения в скорби. Кроме того, молятся Василию Московскому об избавлении от пожара и телесных недугов.
Молитва Василию Московскому, Христа ради юродивому
О, великий угодниче Христов, истинный друже и верный рабе Всетворца Господа Бога, преблаженне Василие! Услыши ны, многогрешныя, ныне воспевающия к тебе и призывающия имя твое святое, помилуй ны, припадающия днесь к пречистому образу твоему, приими малое наше и недостойное сие моление, умилосердися над убожеством нашим, и молиитвами твоими исцели всяк недуг и болезнь души и тела нашего грешнаго, и сподоби ны течение жизни сея невредимо от видимых и невидимых врагов безгрешно прейти, и христианскую кончину, непостыдну, мирну, безмятежну, и Небеснаго Царствия наследие получити со всеми святыми во веки веков. Аминь.
Подписывайтесь на наши телеграм-канал и сообщество в VK!