Евгений Халдей. Фото из архива Еврейского музея и центра толерантности

В преддверии 22 июня — годовщины начала Великой Отечественной войны — сотрудники Донецкого агентства новостей вместе с активистами «Молодой Республики» и МГЕР навели порядок у памятника фотокорреспонденту Евгению Халдею. О жизни и профессиональном пути нашего земляка — знаменитого фотографа Победы — читайте в сегодняшней статье.

***

В истории военной фотографии есть несколько художников, чьи снимки стали не просто всемирно известными произведениями искусства, но целыми символами эпохи. Роберт Капа и его «Смерть республиканца», Макс Альперт и «Комбат», Джо Розенталь и «Водружение флага над Иводзимой». В этом ряду находятся и работы уроженца Донецка Евгения Халдея, причем «Знаменем Победы над рейхстагом» — наверное, его самой известной фотографией — достижения этого мастера далеко не ограничиваются. Творчество Халдея чрезвычайно разнообразно, оно хорошо известно всем профессиональным фотографам и критикам, однако широкая публика, увы, не всегда знает, кто стоит за фотографиями, без которых невозможно представить историю нашей страны.

ДАН и МГЕР привели в порядок памятник фотографу Победы в Донецке

Евгений (настоящее имя Ефим) Халдей появился на свет в ортодоксальной еврейской семье 23 марта 1916 года. Ему не исполнилось и двух лет, когда в Юзовке произошел еврейский погром, во время которого погибли многие из членов семьи Халдея. Ворвавшиеся в дом черносотенцы убили и его мать, которая, погибая, прикрыла собой сына. Пуля прошла сквозь ее тело и застряла в легком маленького Евгения. Позже, уже во время оккупации Сталино нацистами, погибли отец Халдея и три его младшие сестры.

Женю воспитывала его бабушка. Уже в 13 лет он начал работать. Тогда же Халдей самостоятельно сконструировал свою первую камеру, используя различные запчасти и знания, которые он получил, подрабатывая подмастерьем в фотомастерской. Объективом, например, послужила линза от очков бабушки. Первым снимком, который сделал Халдей, стала фотография городской церкви.

Устроившись на работу в паровозное депо, юноша накопил денег на свою первую полупрофессиональную камеру: «Фотокор-1». Сделанные ею снимки он раздавал знакомым, и так они дошли до редактора одной из заводских газет Сталино. Халдей начал работать в ней внештатным фотографом, а позже трудоустроился на постоянной основе и проработал в этом издании до 1936 года, после чего перебрался в Москву — талант молодого художника оказался востребован в «Фотохронике ТАСС».

Еще до начала Великой Отечественной войны Халдей сделал множество выдающихся фотографий: он снимал стройку ДнепроГЭС и запуск домен в Донбассе, делал портреты Алексея Стаханова, Мстислава Ростроповича, Дмитрия Шостаковича. Он объездил почти весь СССР, побывал в Якутии, Карелии, Минске, летал на поиски легендарной Земли Санникова, попутно создав серию снимков о трудовых буднях первопроходцев советской Арктики.

Свою первую фотографию военного времени Халдей сделал 22 июня 1941 года, запечатлев людей в центре Москвы, которые слушают радиообращение о нападении Германии на СССР. Сам фотограф позже рассказывал:

«Буквально через две-три минуты после начала выступления я увидел, как <…> перед репродуктором собрались люди. Я выскочил из здания и сделал этот снимок — первый снимок первого дня войны… Молотов кончил свое выступление, но люди не расходились. Стояли, молчали, думали. Я попытался спросить, о чем. Никто не ответил. О чем думал я? О том, что будет и последний снимок войны, победный. Но удастся ли сделать его именно мне — об этом я, насколько помнится, не думал».

Отправившись на фронт в качестве военного корреспондента, Халдей, вооруженный камерой Leika III, сначала служил на Северном флоте, а затем прошел по дорогам войны от Керчи и Севастополя, через Брест, Минск, Румынию, Венгрию, Австрию, до Германии. Всего на фронте он провел долгие 1418 дней.

Евгений Халдей (слева) в Мурманске. Фото из архива МАММ/МДФ

Даже в самых сложных условиях Евгений Халдей оставался пионером в использовании новых технологий в фотографии, применяя все доступные средства, чтобы расширить свои творческие возможности. Так, например, на одной из первых фотографий, сделанных им в Заполярье во время обороны Мурманска, запечатлен северный олень Яша, которого контузило во время бомбардировки: олень забрел к советским траншеям. Чтобы усилить драматический эффект изображения, Халдей отретушировал первоначальный снимок, использовав прием мультиэкспозиции — в результате на фотографии оказалась и сам Яша, и разорвавшаяся бомба, и английские истребители Hawker Hurricane, преследовавшие нацистов.

Фотография Георгия Жукова на Параде Победы на фотовыставке к 105-летию Евгения Халдея в Москве. Фото: Global Look Press/Komsomolskaya Pravda

С окончанием войны в Европе Халдей, чье фото со Знаменем Победы над Рейхстагом облетело весь мир, продолжил документировать самые важные события мировой истории. Он снимал конференцию глав союзных держав в Потсдаме, парад Победы в Москве на Красной площади 24 июня 1945 года (фотографию, на которой запечатлен Георгий Жуков верхом, маршал распорядился потом увеличить, чтобы повесить у себя в кабинете), и, конечно же, Нюрнбергский процесс над нацистскими военными преступниками. Любопытно, что там его за работой запечатлел другой мастер военной фотожурналистики — американец Роберт Капа.

Фото: Wikipedia.org/Евгений Халдей/Общественное достояние

Также важно отметить, что во время Нюрнбергского процесса несколько военных фотографий Халдея были использованы как документальные свидетельства преступлений фашистов против человечества. Речь идет о снимках разрушенного Севастополя, труб сожженных домов Мурманска и жертв нацистской оккупации во дворе ростовской тюрьмы.

Евгений Халдей во время Нюрнбергского процесса. Фото: Waralbum.ru

Подсудимые, как вспоминал сам советский фотограф, от него буквально шарахались:

«Затем я подошел к столу с Герингом. Пока шли другие фотографы — американцы и французы — он ничего не говорил. Но как только увидел мою русскую униформу, то начал кричать: „Что такое, уже нельзя спокойно поесть!“ Он меня напугал. Тут подошел американский лейтенант и спросил, в чем дело, почему Геринг орет. Говорю, что понятия не имею. Я хотел всего лишь сфотографировать. Лейтенант подошел к Герингу и сказал, чтобы он прекратил орать. Но тот не унимался. Тогда лейтенант поднял дубинку и ударил Геринга по затылку. После этого стало тихо».

К сожалению, во время государственной кампании против «космополитизма» в конце 1940-х один из самых именитых и востребованных советских фотографов оказался в опале — он лишился работы в ТАСС, и долгое время его снимки не печатали. Только в 1957 году он устроился в газету «Правда», где трудился следующие пятнадцать лет. За время работы в ведущем советском печатном издании он фотографировал студентов МГУ, атомоход «Ленин» и различные тематические сюжеты. Одновременно Халдей разыскивал фронтовиков — старых героев своих военных снимков — и вновь фотографировал их, но уже в мирной жизни.

Так, например, он посетил Болгарию, чтобы снова снять бывшего партизана Кочи Караджева, который в 1944 году был запечатлен на снимке, получившем название «Ликующая Болгария» в тот момент, когда в эту страну вошли советские войска. В 1976 году Караджев, ставший после войны директором птицефабрики, снова позировал Халдею, держа в руках фотографию 32-летней давности.

В 1972 году Евгений Халдей начал сотрудничать с журналом «Советская культура», где и проработал четыре года до пенсии. В 1970-е он много снимал на своей малой родине — в самом Донецке и в области.

Выставка фотографий Евгения Халдея в Москве к 105-летию автора. Фото: Global Look Press/Komsomolskaya Pravda

Но только уже после того, как фотограф отошел от дел, в СССР была организована его первая персональная выставка. Она прошла в 1978 году в Художественном музее Севастополя, и на ее открытии выступил Константин Симонов. А в 1980 году уже в Донецке прошла выставка военных фотографий Халдея «От Новороссийска до Берлина».

Спустя еще 17 лет на международном фестивале фотожурналистики Visa pour l’Image во французском Перпиньяне прошла персональная выставка «Evgueni Khaldeï — De Moscou à Berlin» («Евгений Халдей — от Москвы до Берлина»). Там же указом французского президента Халдею был присвоен титул рыцаря ордена искусств и литературы.

Советские же награды, которыми отмечен Халдей, можно перечислять долго: это орден Красной Звезды, орден Отечественной войны I степени, медали «За оборону Севастополя», «За взятие Берлина», «За победу над Японией» и многие другие.

Евгений Халдей умер в октябре 1997 года. Из 80 лет своей жизни 65 он посвятил фотожурналистике. После смерти мастера, умевшего как никто другой запечатлеть момент и считавшего, что фотография должна жить и в прошлом, и в настоящем, и в будущем, его выставки неоднократно проходили по всему миру. А в 2014 году камера Leica III, с помощью которой был сделан знаменитый снимок Знамени Победы над Рейхстагом, была продана на аукционе за 200 тысяч долларов.

Александр Медников