Горловка, 27 дек – корр. ДАН. Корреспонденты Донецкого агентства новостей посетили уникальный подземный учебный полигон в прифронтовой Горловке, где готовят специалистов МЧС Республики. О его истории рассказал заведующий объектом Александр Лаппо, горный инженер с более чем полувековым стажем.
Уникальный объект
Учебная шахта, или, правильнее сказать, подземный учебный полигон находится в Горловском техникуме Донецкого национального университета. Это старейшее учебное заведение такого рода в Республике, оно основано как штрейгерская школа еще в еще в 1877 году. Штрейгерами в старину называли горных мастеров – младший руководящий состав в шахтах.
«Раньше в нашем техникуме готовили специалистов по различным направлениям: химия, металлургия, машиностроение, угольная отрасль. Наши выпускники разъезжались по всему Советскому Союзу и везде были востребованы», – рассказывает директор учебного заведения Петр Гродзинский.
Он добавил, что распад Советского Союза стал серьезным ударом для одного из старейших техникумов в Донбассе, потребность в технических специалистах уменьшилась.
«Сейчас из тех 12 направлений подготовки, что у нас лицензированы, мы набираем ежегодно три-четыре группы. Популярностью у абитуриентов пользуются следующие специальности: монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования, программирование в компьютерных системах, информационная безопасность в телекоммуникационных системах, технология машиностроения, защита в чрезвычайных ситуациях, экономика и бухучет», – говорит Гродзинский.
Он добавил, что, несмотря на трудности, удалось сохранить оборудование учебных классов и аудиторий, а это позволяет учить студентов не только теории, но и давать практические навыки. Одним из таких уникальных учебных полигонов и является шахта.
Дверь в подземный мир
Перед тем как войти в шахту, не важно учебную или промышленную, необходимо пройти инструктаж и переодеться. Ведь шахта начинается с бани, как театр с вешалки. Правда, при походе в эту горную выработку можно ограничиться обычным лабораторным синим халатом и защитной каской, а не переодеваться в спецодежду.
Обычно в шахту спускаются в клети сквозь слои горных пород, поскольку уголь образовался сравнительно давно, приблизительно 350 миллионов лет назад, еще до эпохи динозавров. Но на этот раз в подземный мир ведет обычная, хоть и довольно массивная дверь. Переступая порог, оказываешься уже не в привычном помещении, а в аналоге горной выработки. Арочная крепь, блики тусклых светильников на уходящих в полумрак рельсах. Сразу как-то и забываешь, что спустился фактически в подвал, от поверхности всего метр, а не на глубину около полукилометра или даже более того.
Самое главное, что эта шахта безопасная - здесь нет риска обвала горной породы или внезапного выброса метана. Потому здесь можно свободно и без ограничений фотографировать. Хотя под ноги, и внимательно, нужно смотреть практически постоянно. Да и голова в каске нет-нет, а стукнется о какую-нибудь металлоконструкцию.
«Мы сейчас находимся в главном квершлаге – горизонтальной, реже она бывает наклонной, горной выработке, не имеющая непосредственного выхода на поверхность. Протяженность шахтных выработок составляет 150 метров. Здесь расположены три забоя: комбайновая лава, уступная и щитовая, – поясняет Александр Лаппо. – Практически все оборудование у нас действующее».
Он добавил, что в шахте имеются струговый и очистной комбайны, насосные, вентиляторные и компрессорные установки, а также подземная электроподстанция. Кроме того, шахтный электровоз, но он пока не на ходу.
«Подземный учебный полигон создан в 1966 году как база для подготовки горняков, технологов и специалистов по эксплуатации подземного оборудования. Сейчас здесь проводится учебная практика студентов техникума по специальности «Защита в чрезвычайных ситуациях». Также подразделения горловского отряда ВГСЧ МЧС у нас по договоренности проводят учения», – рассказывает Лаппо.
Штрек заканчивается, как и положено, очистным забоем, в котором размещен струговый комбайн, предназначенный для добычи угля в наклонных пластах. Рядом электроподстанция, а на ограде из боковой ниши на нас скалится изображение черепа и красноречивая надпись: «Не влезай – убьет!»
В ответвлении штрека находится действующая насосная станция. «Она и сейчас выручает, особенно во время таяния снега. В прошлом году шахту затопило талыми водами настолько, что пришлось откачивать около пяти часов», – вспоминает Лаппо.
Далее находится горизонтальный очистной забой, в нем комбайн с механизированной крепью и конвейер. Обращает на себя внимание массивная фреза с острыми зубьями. Именно они вгрызаются в угольный пласт и дробят его, подавая полезное ископаемое на механизированный конвейер. Режущая часть перемещается вдоль «груди забоя» – участка угольного пласта, который непосредственно соприкасается с комбайном.
Под механизированной крепью можно пройти, но только пригибаясь. Высота здесь чуть более полуметра. Выходим в вентиляционный штрек.
Стена перед рельсовым путем имитирует участок забоя, который должен быть подготовлен к проходке сотрясательным взрыванием. Здесь размещены электрическое ручное сверло «баран», как его называют шахтеры. Весит этот «представитель животного мира» около пяти килограмм, бурит уголь как ручная электродрель дерево. Здесь же находится и пневматический отбойный молоток. Как шутят сами горняки: «Задолбался на лопате – отдохни на молотке!»
Чуть дальше размещена породопогрузочная машина с конвейером. Она похожа на миниатюрный снегоуборочный комбайн: такие же массивные металлические «лапы», которые и загребают породу, выбитую при условном взрыве. Условном, так как шахта все же учебная. Здесь же размещены холодильные и аэраторные установки, которые создают на большой глубине необходимый для работы микроклимат.
Хранитель шахты
В этой же шахте мы увидели настоящего «Доброго Шубина»: невысокого роста, с седой бородой и в каске с «коногонкой». Он был к нам благосклонен и подробно рассказывал нам о каждом шахтном агрегате. Мой коллега-журналист пошутил в конце этой экскурсии: «Когда приходить за дипломом?» Настолько обстоятельной оказалась эта лекция.
«Я здесь работаю с 1996 года. А вообще специальность горного инженера-электрика по автоматизации технологических процессов получил в 1965 году, окончив Московский горный институт радиоэлектроники и горной электромеханики», – говорит Лаппо.
Институт этот заслуживает отдельного упоминания. Ныне это Московский государственный горный университет (МГГУ). Он был основан 4 сентября 1918 года как Московская горная академия, в 1930 году вузу присвоили имя И.В. Сталина. С 1962 года вуз преобразован Московский институт радиоэлектроники и горной электромеханики. А в 2012 году по приказу Минобрнауки России присоединен к Национальному исследовательскому технологическому университету МИСиС. Кстати, сам НИТУ «МИСиС» был основан в 1918 году как факультет Московской горной академии и уже в 1930 стал самостоятельным учебным заведением. Такая вот преемственность в науке.
Александр Лаппо рассказал, что после института работал в Луганске в Институте гипроуглеавтоматизации, потом – Донецком государственном научно-исследовательском угольном институте (ДонУГИ). За свою жизнь объездил десятки шахт по всему Советскому Союзу, внедряя новые образцы горного оборудования, в том числе и на шахтах Закарпатья.
«Понравились Великомостовские шахты во Львовской области, там особая экзотика. Мы делали для них проекты по автоматизации подъемных установок на шахтах полого падения угольных пластов», – вспоминает о командировке Лаппо.
Краткая история одного города…
Обособленное подразделение «Шахта «Великомостовская» – угольная шахта во Львовско-Волынском угольном бассейне, расположена в городе Червоноград. Входит в состав предприятия «Львовуголь».
Червоноград, ранее Кристинополь, был передан СССР 15 февраля 1951 года, согласно договору об обмене территориями между Советским Союзом и Польской Народной Республикой. На строительство угольных шахт и города привлекались рабочие и служащие из разных регионов Украины и СССР, шахтеры из Донбасса и Подмосковного угольного бассейна. Он активно развивался, строились дома и вся необходимая инфраструктура. Первая шахта в районе Червонограда "Великомостовская № 2" была сдана в эксплуатацию 25 декабря 1957 года, через год — "Великомостовская № 1", еще через год – "Великомостовская № 3". В 1960—1970-х годах продолжался ввод в строй новых шахт.
В советский период кроме угольных шахт, которые оставались основой экономики Червонограда, в городе действовали завод железобетонных изделий, молокозавод, деревообрабатывающий комбинат, швейная фабрика, филиал Львовского политехнического института и горный техникум. В 1979 году здесь была введена в строй обогатительная фабрика.
Но в годы независимости Украины население города начало уменьшаться: в 2001 — до 70,5 тысячи, 2005 — до 69,4 тысячи, 2010 — до 68,3 тысячи. Это связано с общим демографическим кризисом в стране и остановкой в развитии Львовско-Волынского угольного бассейна.
Ученик – об учителе
О своем учителе Александре Лаппо, рассказывает его ученик - зампредседателя Межрегионального союза писателей и Союза писателей России, редактор журнала «Пять стихий» Иван Нечипорук. Он учился в техникуме на электрослесаря, а чуть позже на горномонтажника.
«У нас в учебном комбинате его ласково называли Егорович. Вспоминается такой случай, когда наша группа студентов попросилась уйти пораньше с занятий, Лаппо принес двухпудовую гирю, сделал жим одной рукой 10 раз и сказал, кто повторяет, может идти домой. Желающих не оказалось. Несмотря на то что преподаватель невысокого роста и отнюдь не выглядит силачом, он серьезно занимается закаливанием и физкультурой», – сказал он.
Нечипорук добавил, что учебный предмет Лаппо всегда читал увлеченно, как "влюбленный" в горную автоматику специалист. С ним можно было поговорить по душам не только о шахтной автоматике, он очень начитанный и эрудированный человек.
Шахту мы покидали, унося с собой уникальные впечатления и понимание огромной сложности и важности шахтерского труда. После таких визитов слова из песни советского барда Владимира Высоцкого: «Взорвано, уложено, сколото – черное надежное золото» воспринимаются куда острее. Еще яснее становится понимание того, какую уникальную техногенную, промышленную цивилизацию оставила нам в наследие неоднозначная, но все же ориентированная на общечеловеческие ценности советская эпоха.