Донецк, 1 мая – корр. ДАН. Выпуск чугуна на Донецком металлургическом заводе – событие, которое по значимости не уступает введению в строй электросталеплавильного производства в октябре 2017 года. О перспективах развития ООО «ДМЗ», о людях, которые трудятся на предприятии, и о «пушистом талисмане» доменного цеха читайте в эксклюзивном материале Донецкого агентства новостей.

Добрая советская традиция

По советской традиции трудовые подвиги, открытие предприятий или новых цехов, завершение масштабных строек часто стремились приурочить к определенной праздничной дате. Сегодня к этому многие относятся скептически. Но с другой стороны – так ли это плохо? Следование советским традициям можно воспринимать не как возвращение в прошлое или шаг назад, но как определенную преемственность поколений.

Выпуск чугуна на доменной печи №1 ООО «ДМЗ» 1 мая как раз и относится к такой доброй советской традиции. Событие для Донецка и для всей Республики стало настолько важным, что его посетил Глава ДНР Денис Пушилин. И его внимание к металлургам в День труда также глубоко символично. С этого промышленного предприятия и начинался когда-то город, выросший со временем среди донецкой степи. А сейчас восстановление нормальной, ритмичной работы ДМЗ, является залогом социальной и экономической стабильности.

У берегов огненной реки…

Мощная гидравлика поднимает защитный металлический свод над коренным желобом доменной печи на литейном дворе. Внутри печи – за металлургической броней, за многослойной футеровкой из жаростойкого магнезитового кирпича бушует рукотворная лава.

Медленно поворачивается машина открытия чугунной летки. По сигналу с пульта управления ДП-1 стальной бур, зажатый в массивном гидравлическом манипуляторе, вгрызается в огнеупорную глину. Изнутри вырывается ярчайший сноп искр, и в этом ореоле из летки вытекает жидкий чугун. Огненная река температурой около 1400 градусов по Цельсию плещется в коренном желобе литейного двора, бурлящим водопадом стекая в поданные снизу тепловозом чугуновозные ковши. Более легкий шлак, состоящий из неметаллических фракций, такой же огненной рекой, но поменьше, стекает в ковши-шлаковозы по другому желобу. Глядя на это буйство прирученной огненной стихии, не сразу верится, что ею, как и любыми другими производственными процессами управляют люди.

Профессия – горновой

Литейный двор доменной печи - в основном зона ответственности горновых. Именно они непосредственно контролируют процесс выпуска чугуна. Работа «у берегов огненной реки» исключительно сложная, требует не только повышенного внимания, опыта, но и смелости. Люди в специальных защитных шляпах с широкими полями, в грубых куртках, с лицами, закрытыми прозрачными щитками, ценят дела больше громких слов. То, что для непосвященного человека «романтика огня», для них – каждодневный и тяжелый труд.

«Главное – чувство локтя, потому, что тут в одиночку не поработаешь. Важно взаимопонимание, причем с полуслова и полувзгляда, – поясняет старший горновой доменной печи №1 Александр Кравченко. – За все, что происходит на литейном дворе – за все я отвечаю. Нужно учить молодых, контролировать работу других, но и ломиком или лопатой помахать тоже приходится. Я же не буду сидеть, когда ребята работают, тем более, что как старший обязан показывать пример. Трудимся все вместе».

Острые на язык, относящиеся ко всему с долей иронии доменщики, шутя называют Кравченко «главным сепаратистом». Еще в 2013 году, когда развернулись известные события в Киеве, он резко осуждал «майдан», а с началом войны решил для себя оставаться в Донецке и не бросать родной завод. По его словам, предавать дело всей жизни для металлурга с 34-летним стажем – просто немыслимо. «Тогда главное было – верить, что правда на нашей стороне и победа будет на нашей стороне. Задувка доменной печи сейчас – это маленькая, но весомая победа», – считает старший горновой.

Под постоянным контролем

Основное помещение, откуда выполняется контроль всех параметров доменной печи и осуществляется автоматизированное управление процессом выплавки чугуна – пультовая. На стенах и на столах – широкоформатные экраны, на них схематически изображена доменная печь, и выведен целый ряд показателей.

«В мои функции входит следить за всеми параметрами газодинамического режима и загрузки доменной печи. А также в отсутствие мастера – следить за работой режима охлаждения печи и работой прочего оборудования, – говорит газовщик ДП-2, выпускник  физико-металлургического факультета  ДонНТУ  Артур Джамагорцян. – Печь долгое время не работала, и раздувочный процесс довольно сложный, поскольку большой объем самой печи и загруженного в нее кокса, и оно все холодное. Нужно равномерно все это разогреть, 16 фурм должны открываться равномерно. Задулись на двух фурмах, пока мы открыли все остальные – прошло, практически три недели».

Он, как и многие другие специалисты, оставался верен своей профессии в не самые лучшие времена. «Когда предыдущие хозяева – ВТС - не выплачивали нам зарплату, все равно ходил на работу, и это что-то значит. Я все-таки имею какие-то надежды на дальнейшую работу доменного цеха и завода в целом», – отмечает Джамагорцян.

О перспективах – с осторожностью

Исполняющий обязанности начальника доменного цеха ООО «ДМЗ» Дмитрий Горин о перспективах предпочитает говорить с осторожностью.  На заводе он – с 1997 года, и за это время успел пройти нелегкий путь от газовщика до первого заместителя начальника структурного подразделения.

«Любая задувка (доменной печи – прим. ДАН) после длительного простоя – очень сложный процесс. Так как оборудование простояло длительное время, многие элементы подверглись коррозии. Была проведена ревизия оборудования, некоторые части пришлось заменить полностью. Так, на предыдущих задувках выходили из строя элементы охлаждения. С этой задувкой печи мы уже начали выпуск промышленного чугуна. Все будет зависеть от поставок сырья, – говорит Горин. – Для нас перспектива работы завода в дальнейшем – полная занятость, вовремя выплаченная зарплата и ее повышение».

Пушистый талисман доменного цеха

У многих производств и строек есть свои животные-талисманы. Например, талисманом строительства Крымского моста стал рыжий кот Мостик. Его подбросили в бытовку в 2015 году. Тогда для него была создана страничка в Instagram, на которую сейчас подписаны 55,8 тысячи человек.

У доменного цеха Донецкого металлургического завода тоже есть пушистый талисман – безымянная, но очень смелая кошка. Будучи «дамой в положении», она не боится прогуливаться по литейному двору домны без защитной каски и спецовки (куда только охрана труда смотрит! – прим. ДАН). Кошка вполне дружелюбна к персоналу цеха и любит позировать перед фото- и телекамерами журналистов. Надеемся, что к будущей миллионной тонне чугуна, выплавленной на ДМЗ, хвостатая сотрудница уже станет главой новой заводской династии.

***

Донецкий металлургический завод — одно из старейших предприятий в Донбассе, основанное в 1872 году. Завод специализируется на изготовлении чугуна, стали, труб, шлакообразующих смесей и многое другое. Зимой 2014 года работа ДМЗ была остановлена после артобстрела территории предприятия и из-за нехватки сырья, но уже в июне 2015 года производство чугуна было возобновлено. Весной 2017 года снова приостановил свою работу из-за транспортной блокады Донбасса со стороны Украины. Длительное время завод находился под управлением ЗАО «Внешторгсервис». *дя*пг*гж