Донецк, 29 апр – корр. ДАН. Поводом для встречи с профессором Донецкой музыкальной академии, народным артистом Украины Станиславом Савари стал выход в свет его новой книги «Концертмейстер». Под обаяние личности мастера попадаешь сразу и безоговорочно.

Первое, что бросается в глаза – необычайно ясный, с некоей скрытой иронией взгляд знающего жизнь человека. Но при этом абсолютно не делающего из этого знания исключительности. О биографии и о своих заслугах Станислав Витальевич рассуждает со спокойным достоинством профессионала, добившегося в своем деле значимых достижений.

«Концертмейстер» – третья публицистическая книга в библиографии автора. В ней Савари описывает путь творческого становления от школьника музыкальной десятилетки до признанного мастера, аккомпаниатора, выступавшего с известными музыкантами СССР, главного концертмейстера донецкой филармонии.

«У меня сейчас ощущение, что нормально сделал хорошую работу – и полезную. Потому что я чем старше становлюсь, тем больше опыта обдумываю, тем у меня конкретнее советы возникают для моих младших коллег. И вот все я заложил в эту книгу. Работа над ней заняла полгода, по странице в день. Я с утра где-то в 11 часов садился за компьютер, и сразу начисто печатал страницу», - рассказывает собеседник агентства.

По его словам, работой над созданием специализированной методической литературы по музыке и по концертмейстерскому искусству он занимается последние 30 лет. «Если человек погружен в специальность, если достиг хорошего высокого уровня, то есть, когда признали мастером – ничего не стоит описать свою работу. Я в своих книжках уже прошел все оттенки задач, которые нужно решить, чтобы стать хорошим аккомпаниатором», – отмечает автор.

По его словам, каждая книга или методическая разработка – это прямое указание: «Делай так, и ты вырастешь, делай так – и ты достигнешь вершин».

Родился Савари в 1934 году в Ташкенте. В три года мальчику поставили диагноз – полиомиелит. Он навсегда мог бы остаться прикованным к больничной кровати, если бы ни советская медицина.

«Я очень благодарен моему главному лекарю, доктору наук Берлинеру – он потом стал главным травматологом Узбекистана. Он мне всегда говорил: «Станислав – ты моя диссертация! Я тебя столько резал, что уже написал диссертацию…» Я говорю: «Борис Исаевич, большое вам спасибо, что я все-таки состоялся в этой жизни! - вспоминает с улыбкой о тяжелейшем периоде в жизни музыкант. – Я перенес девять тяжелейших операций, пока меня поставили на ноги более-менее. И я всю жизнь ходил с палочкой. Вы видите, всю жизнь провел в гастролях, на самолетах, автобусах, поездах... И справлялся».

В Донецк Савари приехал в 1969 году, пройдя отбор по конкурсу на должность преподавателя Музыкально-педагогического института.

«Хотелось как-то шире развернуться и больше узнать музыку европейской части Советского Союза. За моей спиной к тому времени уже было 14 лет педагогического стажа в высшем учебном заведении, я преподавал в Ташкентской консерватории. Кроме того, я же был и отличником народного образования Узбекистана. Уже успел объездить весь Советский Союз с концертами», – говорит писатель.

Уже в 1970 году ему удалось уговорить руководство института и Минкультуры Украины создать в Донецке кафедру концертмейстерского мастерства.

«Для того чтобы быть концертмейстером, нужна колоссальная музыкальная эрудиция. Например, аккомпанирую виолончели – у нее свой репертуар, перехожу на скрипку – у нее совершенно иной репертуар. Я много лет работал с тенором, солистом Оперного театра (ныне – Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А. Б. Соловьяненко – прим. ДАН) народным артистом Николаем Момотом. Десять лет мы с ним по всему Союзу ездили с сольными концертами! И я овладел репертуаром для тенора. Потом приходит ко мне ведущий солист нашего оперного театра народный артист Украины Валентин Александрович Землянский. Баритон! Опять мой «чемодан» наполняется новым репертуаром. Так что концертмейстер – единственный специалист, который обладает безразмерным репертуаром», - подчеркивает собеседник.

Говоря об этом, Савари подсел к роялю, тонкие чуткие пальцы виртуоза легли на клавиши – и инструмент зазвучал как бы сам собой. Переливы лирической мелодии «Вышел в степь донецкую парень молодой…» заполнили все вокруг. Вдруг вспомнилась случайно услышанная когда-то фраза: «летчик-испытатель должен уметь летать даже на табуретке». Глядя на непринужденную игру Савари, понимаешь, что его пальцы могут заставить зазвучать даже табуретку.

«Инструмент расстроен», – мимоходом заметил маэстро. Если честно, то по его игре этого заметно не было.

Справка: Николай Семенович Момот - Народный артист УССР. 35 лет служил в Донецком театре оперы и балета. На гастролях в Италии признан лучшим исполнителем партии Отелло. Принимал участие в спектаклях и концертах в Государственном Кремлевском Дворце съездов, в Афганистане, на сценах многих театров мира. Преподавал в Донецкой музыкальной академии им. С.С. Прокофьева.

Справка:Валентин Александрович Землянский - Народный артист Украины. С 1961 по 2004 годы служил в Донецком оперном театре. Выступал на сценах ГДР, Португалии, Испании, Италии, объездил множество городов бывшего Советского Союза. Во время гастролей в Италии публика запомнила его исполнение партии Яго из оперы Джузеппе Верди «Отелло» и требовала только Землянского, в итальянской прессе он получил звание «вердиевский баритон».

Интерес к музыке, как считает Савари, достался ему от деда – Станислава Львовича. Он получил хорошее образование, хорошо пел и хорошо играл на рояле. «Хотя по специальности был очень хорошим финансистом – возглавлял отделение Императорского банка до революции», – отметил концертмейстер.

Далекие предки донецкого музыканта переехали из Франции, отсюда и такая экзотическая фамилия. Один из них - Анн Жан Мари Рене Савари, герцог де Ровиго, живший в 1774 – 1833 годах, был видным политиком и военным эпохи Наполеоновских войн. В 1802 – 1805 годах возглавлял бюро тайной полиции. В 1807 назначен посланником в Россию. В 1831 - 1833 – главнокомандующий французскими войсками в Алжире…

Фамилия Савари имеет и иранские корни – в переводе с иранского «савар» означает «всадник». Во Францию она пришла через Испанию и Сардинию с арабами, жившими в Северной Африке.

Отдельная страница в жизни Станислава Савари - выбор в 2014 году, когда в Донбассе началась война. «Как я мог уехать, когда у меня – кафедра?! От меня зависят и педагоги, и студенты… Выбросить то, что я всю жизнь формировал и пестовал. Это было невозможно! Я сохранил кафедру и студентов. Я сохранил уровень преподавания и концертных выступлений, потому, что мы все играющие педагоги», – эмоционально отмечает потомок французского аристократического рода.

Так же категоричен, с истинно французской прямотой, заслуженный донецкий музыкант к современной поп-культуре. «Все эти «киркоровы», «басковы» и прочие-прочие: это для меня мусор вообще! Это же вообще не искусство! Они же чем берут: освещением, костюмами, раздеваются-переодеваются, мажут лица… А я вспоминаю Дунаевского, который был скромным советским композитором, но такие песни писал, что 180 миллионов жителей Советского Союза чувствовали, что они на высоте! – заметил со свойственной ему иронией Савари. – Это личная моя позиция и моих коллег позиция: мы пропагандируем по всей возможности только классическую музыку, как антипод вот этому барахлу…»

«Мы – академические исполнители, держимся тем, что создали величайшие композиторы: Чайковский, Бетховен, Прокофьев. Держимся силой своего характера», – подчеркнул он в заключении беседы. *пг*мк*ъъ