Донецк, 13 июн — ДАН. Минфин США внес Московскую биржу, Национальный клиринговый центр (НКЦ) и Национальный расчетный депозитарий (НРД) в санкционный список. Давно введение новых санкций не вызывало такого переполоха в СМИ, а частично и в деловой среде. Однако в реальности изменилось не так уж и много. Купить валюту по-прежнему можно (хотя курс доллара чуть подрос), торги на бирже идут в обычном режиме, а экспортеры и импортеры к сложившейся ситуации уже были готовы — как и регуляторы.
Санкции против трех институтов автоматически означают невозможность купить или продать доллар или евро на Московской бирже (до 13 июня это можно было сделать беспрепятственно). Кроме того, невозможными стали и биржевые расчёты в гонконгских долларах в силу их привязки к доллару США.
ЦБ уже отреагировал на происходящие события, выпустив соответствующие разъяснения. Главное в заявлении Банка России:
— Доллар и евро будут и дальше торговаться на внебиржевом рынке. Курс будет рассчитываться ЦБ по формуле, учитывающим сделки на этом рынке.
— Курс останется единым и рыночным, лишь изменится круг данных для его расчета.
— Международная торговля долларами ведется в основном на внебиржевом рынке. Биржевой оборот валюты не является необходимым условием для конвертируемости национальной валюты, свободного обращения иностранной валюты и рыночного курсообразования.
— Курс рубля к ключевым валютам определяется балансом спроса и предложения валюты, полученной от внешнеторговой деятельности, и не зависит от торговой площадки, на которой заключаются сделки, что подтверждают и результаты торгов в мае.
— Сложность продажи и покупки валюты тем самым тоже не изменится, поскольку не зависит от возможности покупать и продавать ее на бирже.
— С валютными депозитами в банках ничего не случится, более того, можно открывать и новые такие счета.
— Экспортеры будут продавать выручку напрямую через уполномоченные банки, как это происходило и ранее.
Стоит отметить, что особого ажиотажа на межбанковском валютном рынке не случилось — согласно данным ЦБ, доллар даже подешевел на 80 копеек. Парадоксально, но введенные санкции скорее могут снизить спрос на иностранную валюту у тех, кому она напрямую не нужна для операций (то есть, компаний, которые ведут внешнеторговую деятельность и граждан, выезжающих за рубеж).
По словам аналитика «Цифры брокер» Наталии Пырьевой, новая порция санкций не стала большой неожиданностью для России.
— В отношении Мосбиржи, НРД и НКЦ введение ограничительных мер было вопросом времени, такие риски были учтены и торговой площадкой, и властными структурами, поэтому механизмы по переориентации внутренних процессов были заранее проработаны. Она добавила, что некоторая волатильность на рынках будет сохраняться в течение некоторого времени. Основной вопрос — как в дальнейшем будут осуществляться внешнеторговые платежи.
— Сложности с расчетами были и до введения новой порции санкций, поэтому последующие торговые отношения даже с дружественными странами будут усложняться. Впрочем, иски введения санкций в отношении финансовой инфраструктуры обсуждались еще год назад. С определенной долей уверенности можно предположить, что регулятор прорабатывал разные сценарии, в том числе и тот, с которым мы в настоящее время сталкиваемся. Физлица могут и дальше осуществлять операции с евро и долларами США через российские банки, эти операции и до новой порции санкций имели определенные ограничения, поэтому глобально обстановка не меняется. Таким образом, в контексте потенциального всплеска волатильности мы рекомендуем воздержаться от поспешных решений и необдуманных действий.
По словам аналитика ФГ «Финам» Николая Дудченко, курс доллара не улетит в космос. Он определяется в основном тремя составляющими: денежно-кредитной политикой (ключевой ставкой и так далее, ДКП), сальдо торгового баланса, а также операциями Минфина, ЦБ и других игроков на рынке, а также репатриацией валютной выручки
«ДКП является ограничительной, с учетом введения новых санкций вероятность повышения ставка и сохранения жесткой политики повышается, что положительно влияет на рубль. Торговый баланс РФ, безусловно, может пострадать от новых санкций. Однако если, допустим, сократится объем импорта, то при неизменном или несильно снизившимся объеме экспорта это может оказать на курс рубля даже положительное влияние. Касаемо репатриации выручки, на текущий момент объем продажи валюты экспортерами на рынке существенный и он оказывает положительное влияние на курс. Если новые санкции приведут к снижению объемов экспорта, то это, безусловно, скажется на курсе негативно, однако последствия будут заметны приблизительно с лагом в 2-3 месяца. Таким образом, пока мы не ждем существенного и критичного ослабления курса рубля», — резюмировал Дудченко.