Великая Отечественная война знает немало примеров героизма среди советских военных и гражданских моряков, но даже в их ряду выделяется история танкера «Донбасс», в которой соединились и личное мужество экипажа и его готовность до конца выполнять союзнический долг.
Танкер «Донбасс» с полезным водоизмещением почти в 8 тысяч тонн был заложен в 1930 году в Николаеве. Он был последним из шести танкеров серии «Эмбанефть» — одного из ранних советских проектов по строительству нефтеналивных судов. «Донбасс» вошел в строй в 1938 году.
Первым портом приписки судна стал Владивосток, однако в 1941 году танкер перебазировался на Мурманск и сразу оказался в самом эпицентре войны — именно в водах Заполярья проходили наиболее ожесточенные схватки советских моряков с кораблями и самолетами Третьего рейха. Зона ответственности Северного флота СССР приобрела стратегическое значение для исхода всей Второй мировой после того как через нее протянулись маршруты союзных конвоев, по которым англо-американцы поставляли в Советский Союз, принявший на себя основной удар гитлеровских армий, военные грузы.
Читайте также: В музее Седова весной пройдет конференция, посвященная истории Арктики
Не все шло гладко у наших тогдашних союзников, хотя рядовой состав кораблей королевского флота и ВМС США и не давал поводов упрекнуть себя в отсутствии мужества, но вот с командованием дело обстояло куда хуже. В июле 1942 года, когда советские армии отчаянно нуждались в поставках военной техники и оборудования, конвой PQ-17, перевозивший в Мурманск танки, самолеты, автомобили и бензин, из-за нелепого решения британского Адмиралтейства был лишен кораблей прикрытия, и грузовые суда оказались брошены одни в открытом океане на произвол судьбы, а точнее — отданы на откуп немецким летчикам и подводникам. Транспортам предстояло самостоятельно добираться до пункта назначения.
Среди этих судов было и два советских танкера, использовавшихся как военные транспорты — «Азербайджан» и «Донбасс». И что показательно, оба они добрались до родных берегов, тогда как 22 судна союзников потопили нацисты. «Азербайджану» повезло: поскольку его резервуары были наполнены льняным маслом, а не нефтью, команде удалось сохранить его на плаву после торпедирования противником и впоследствии дотянуть до Архангельска (путь к Мурманску на тот момент был плотно закрыт вражескими субмаринами).
«Донбасс», также перевозивший груз масла, впервые подвергся атаке сразу 50 немецких самолетов, когда конвой еще не был расформирован. Умелым маневрированием капитан танкера Михаил Павлов избежал выпущенных торпед, а моряки судна сбили две машины гитлеровцев.
«Донбасс» … попал в самую гущу боя. Кажется, нашим морякам удалось свалить один самолет, второй полоснули из пулеметов так, что вряд ли он дотянул до берега. Но торпеда уже шла на них, серебря воду газом, — «Донбасс» умудрился отвернуть. Только отвернули — пошла на них вторая (на циркуляции). Она, кажется, даже задела корму, но ее тут же отбросило к черту работой винтов, а там — в кипении — она кувырнулась, быстро затонув. «Пронесло!» — раздался вздох облегчения на «Донбассе».
Валентин Пикуль. Реквием каравану PQ-17

Всего за этот поход «Донбасс», вооруженный лишь двумя 76,2-миллиметровыми орудиями и несколькими крупнокалиберными пулеметами, отразил шесть атак люфтваффе. Однако не только мужественным отпором врагу прославила себя команда танкера — по пути к советским берегам судно наткнулось на несколько шлюпок, в которых находились американские моряки, спасшиеся с потопленного немцами транспорта «Даниэль Морган». Они были подняты на борт и после оказания медицинской помощи, воодушевленные примером людей с «Донбасса», начали помогать его команде. При отражении налетов немецкой авиации носовое орудие танкера под командованием американского лейтенанта Мортона Вулфсона сбило вражеский «Юнкерс».
В итоге «Донбасс» добрался до Архангельска, сохранив груз, жизни моряков и избавив союзников от верной смерти в ледяных водах Арктики.
Когда мимо «Донбасса», стоящего уже на рейде Архангельского порта, проходили корабли союзников, иностранные моряки с восхищением кричали: «Рашен танкер! Виктори! Виктори!»
Георгий Руднев. Огненные рейсы
Уже после окончания войны уроженец Чикаго Мортон Вулфсон указом Президиума Верховного Совета СССР будет награжден орденом Отечественной войны I степени. В свою очередь и капитан «Донбасса» Павлов получит от английского правительства орден «За выдающиеся заслуги».
Однако в следующий рейс «Донбасс» поведет уже другой капитан — одессит Виталий Цильке, ранее стоявший на мостике парохода «Харьков», принимавшего участие в операции в устье реки Туманная во время боев РККА с Японией у озера Хасан в 1938 году. Под началом Цильке «Донбасс» и выйдет осенью 1942-го в свой последний рейс.
4 ноября 1942 года танкер отправился из бухты Белужьей на Новой Земле курсом на Рейкьявик. Судно шло порожняком за очередной партией льняного масла. На «Донбассе» было 62 человека, в том числе 5 женщин. Помимо экипажа, на борту находился и один необычный пассажир — советский разведчик Арнольд Дейч, который, по одним данным, направлялся в Аргентину, чтобы работать там против нацистской резидентуры, а по другим — в Нью-Йорк, где планировал расширить сеть своих агентов.
Уже на второй день похода «Донбасс» подвергся атаке люфтваффе, однако встречный огонь артиллеристов танкера и своевременные маневры вынудили самолет противника сбросить бомбы вдали от судна и скрыться. 7 ноября, в праздничный для советского человека день, в районе острова Надежды (архипелаг Шпицберген) танкер был снова обнаружен вражескими летчиками, за которыми явился и враг посерьезнее — немецкий эсминец Z27, вооруженный четырьмя 150-миллиметровыми орудиями и восемью торпедными аппаратами. По скорости хода он в три с половиной раза превосходил советский транспорт.
«Донбасс» принял неравный бой. Получив несколько попаданий из вражеских орудий, танкер загорелся, но продолжал отбиваться, пока противник не поразил его двумя торпедами, после чего судно разломилось пополам. Нос затонул, а кормовая часть, охваченная огнем, еще некоторое время продержалась на плаву — этого хватило, чтобы радист «Донбасса» успел дать радиограмму в штаб флота, предупредив о наличии противника в указанном районе. 49 членов команды танкера, а также Арнольд Дейч, погибли. Около полутора десятков человек, включая капитана, старшего офицера и одну из пяти женщин, спаслись на плоту. Капитан после войны вспоминал:
«В ярком свете горящего танкера фашисты расстреливали плот. В числе убитых оказался [помполит] Морозов. Наш примитивный плот с оставшимися в живых шестнадцатью моряками понесло ветром на север. Неожиданно подошел эсминец и взял всех нас на борт. Так мы оказались в плену».
Впоследствии англичане отомстили за «Донбасс», пустив Z27 ко дну в Бискайском заливе. Сам же танкер ценой своей гибели спас оставшиеся суда, шедшие в ноябре 1942 года в союзные порты Арктики. Советский транспорт стал последним судном, затопленным надводными кораблями нацистов на маршруте полярных конвоев. В последующие годы войны его именем назовут сразу несколько судов, переданных американцами СССР по ленд-лизу.
Говорят, «как вы яхту назовете — так она и поплывет». Ну что же, «Донбасс» свое имя полностью оправдал. И ходил до последнего достойно.
Александр Медников