Пожалуй, каждый слышал поговорку «Встречают по одежде, а провожают по уму». Опрятно одетый человек при первом знакомстве подсознательно вызывает больше симпатии, чем тот, у кого одежда мятая или грязная. Это уже потом, при личном общении, становится понятно, оправдались ожидания от первого впечатления или нет.
В век развития технологий к обычной опрятной одежде добавилась еще и «цифровая».
Представим, что человек ищет работу. Он грамотно составил резюме, имеет хорошие навыки, которые ценятся на рынке, вежливо общается с отделом кадров. А его не берут. Понятно, что при поиске работы не всегда сразу получается найти нужную вакансию, но когда отказали и в пятой компании, и в десятой, и в двадцатой — человек начинает задумываться: «Что же со мной не так?»
А дело в том, что его «цифровая» одежда оказалась «испачканной». В современном мире отдел кадров и службы безопасности смотрят не только на очевидные вещи, вроде навыков кандидата или отсутствие судимостей, а еще и на то, какой отпечаток кандидат на должность оставил в интернете. Проверяются форумы, соцсети, фотографии. Ведь не редкость, когда один и тот же псевдоним и в мессенджерах, и в адресе почты, и в качестве логина на куче ресурсов.
Если раньше сбор подобных данных занимал долгие часы, то теперь этим занимаются нейросети. Вводишь имя, псевдоним, почту и всё, что когда-либо из этого использовалось, отображается на экране. А еще можно взять фото человека и трудолюбивые алгоритмы распознавания найдут их на страницах друзей или на сайтах знакомств.
И что видит сотрудник кадров? Вот ты десять лет назад, во времена подросткового бунта, оставил провокационное сообщение на давно заброшенном форуме. Вот ты, не разобравшись в ситуации, пошел на митинг партии, которая оказалась по итогу «иноагентом» и написал об этом в социальной сети. А вот фото со страницы бывшего одноклассника, где вы все вместе распиваете спиртные напитки и показываете в камеру неприличные жесты.
Возьмут ли такого сотрудника, если есть выбор из нескольких кандидатов и они без подобных «подвигов»? Скорее всего нет. Потому что каждый сотрудник — это пусть маленькая, но часть компании. Его неприглядное поведение вне рабочего времени годы назад может стать причиной проблем в настоящем.
А чего же тогда делать? Хотя говорят, что «интернет помнит всё» и отчасти так и есть — «цифровую одежду» тоже можно попробовать отстирать, а то и немного заменить.
1. Надо понять, а какие данные в открытом доступе о вас вообще есть? Для этого достаточно в поисковых системах ввести свой почтовый адрес, электронный разумеется, который использовался чаще всего, свой псевдоним из мессенджера, своё фото с аватарки и свой телефон.
По возможности всё лишнее удалить. Если доступ давно утерян, то можно попробовать восстановить пароль по адресу почты, по псевдониму или номеру телефона — чаще всего это работает. Так же имеет смысл просмотреть социальные сети на предмет того, что писалось годы назад и нет ли там чего лишнего.
2. Имеет смысл сделать «основной профиль» в социальной сети закрытым и только для друзей, а для всех остальных создать отдельный, публичный, с приличными фотографиями, нейтральными сообщениями или статьями на тему профессии или работы. Можно даже своими, будет как полезный бонус.
3. Заведите для работы отдельный профиль в мессенджерах, отдельную почту и отдельный телефон, которые нигде не светились и для работы указывайте именно их.
4. Можно обработать все свои фото специальными программами, которые добавляют невидимый для человека, но видимый для поисковых алгоритмов, «цифровой шум», делающий крайне сложным распознавание и поиск по фото.
Сотрудники отдела кадров или СБ обычно звезд с неба не хватают и знания о распознавании образов, анализе данных, нейросетях, поисковых алгоритмах там весьма поверхностные или просто отсутствуют — у них есть набор действий «вводишь данные сюда — ответ получается вот тут», по этому указанные выше меры позволят выглядеть куда более белым и пушистым, чем изначально.
А на будущее важно запомнить, что интернет не анонимный. Всё, что там сказано, выложено, написано — может быть найдено и проанализировано, а потом указать на конкретного человека.
Колумнист ДАН, IT-специалист Антон Запольский