Азовское море, архив

Приазовье, 11 мая – корр. ДАН. Село Белосарайская Коса находится на азовском побережье примерно в 20 км к юго-западу от Мариуполя. Здесь, в курортной зоне с чистым морем и множеством зелени, сейчас проживают несколько тысяч беженцев из припортового города. Некоторые из них поделились с корреспондентами Донецкого агентства новостей своими воспоминаниями и надеждами на будущее.

Начало мая, едем под уже почти летним солнцем по вполне удобной автодороге мимо цветущих деревьев с нежной листвой и ярких клумб, на которых распустились красные и желтые тюльпаны. Все вокруг дышит спокойствием и умиротворением. Война врывается в этот райский уголок Приазовья лишь приглушенной канонадой, блокпостами, колоннами бронетехники с закопченными стволами танков и БМП, почерневшими от порохового нагара пусковыми установками «Градов».

В компании депутатов Народного Совета и активистов общественного движения «Донецкая Республика» везем гуманитарную помощь. На Белосарайке - так село называют местные - живут опаленные войной люди - мариупольцы. Не так давно их здесь было около семи тысяч, сейчас вдвое меньше – многие уезжают, как говорят, в поисках лучшей жизни: кто-то нашел ее в других районах ДНР, кто-то в России. Были и те, кто решил уехать на Украину. А большинство оставшихся, как выясняется, мечтает вернуться домой.

«Мы выехали из Мариуполя на свой страх и риск. Сначала из Ильичевского района, который украинские власти переименовали в Кальмиусский, мы переехали в Жовтневый, после переименования - Центральный. Стреляли по району со стороны «Азовстали»», – вспоминает Николай Иванович, который до начала боевых действий жил на северно-восточной окраине города.

Вид на завод "Азовсталь" в Мариуполе

Полтора десятка лет он отдал работе горновым в доменном цехе комбината им. Ильича – еще одного металлургического гиганта Донбасса. Семья его жила на улице Ровная – практически на выезде в сторону прежней линии разграничения с ДНР. По словам собеседника, ожесточенные бои в этом районе шли уже сразу после начала активных военных действий. Его дом разрушен, как и завод, на котором некогда трудился также и его отец.

«Наши заводы построены как единый комплекс. Например, меткомбинат имени Ильича называется «Завод А», а машиностроительный – «Азовмаш» – «Завод Б». Националисты из «Азова» (организация запрещена в ДНР - прим. ДАН) использовали подземные переходы между заводами и обстреливали жилые кварталы», – рассказывает мариуполец.

Уверяет, что многие из тех, кого он встречал, готовы вернуться и восстанавливать комбинат. «Мы хотим быть достойны тех орденов, которыми было награждено наше предприятие», - поясняет беженец. За выполнение и перевыполнение плана и передовые показатели в производстве комбинат - в советское время он именовался Мариупольским, а затем Ждановским металлургическим заводом им. Ильича - был в 1947 году награжден орденом Ленина, а в 1971-м – орденом Октябрьской Революции.

Вид на меткомбинат им. Ильича

В очереди за «гуманитаркой» встречаем Александра, слесаря из Мариуполя. Он отец троих дочерей. Как и многие его земляки, пострадал от боевиков «Азова». В их двор на Слободке, поселке в районе железнодорожного вокзала, 23 марта въехали националисты на броневике с пулеметом. Мужчина «посмел» возразить боевикам, за что был избит. «Не знаю, зачем они туда приехали, наверное, намеревались занять позицию. Я встал перед броневиком, сказал, что у меня трое детей. Вышли двое в масках и в форме без знаков различия. Один из них повалил на землю и четыре раза ударил по голове рукояткой пистолета. После чего уехали», – вспоминает собеседник.

По удивительному совпадению человек рядом с ним - тоже Александр и тоже отец троих дочерей. В прошлом – частный предприниматель, жил в переулке Садковый в Ильичевском районе Мариуполя. Его семья - как и многие, кто надеялся на быстрый исход спецоперации, - с началом боев не уехала далеко, а постепенно перемещалась из района в район: сначала в Приморский, затем - за город. «Когда начиналось, у нас в микрорайоне Украина - такая вот ирония - стояли украинцы, подразделение не скажу, но очень жестоко относились к местным. Кричали: «Мы вас защищаем, а вы по домам прячетесь, «сепаров» ждете». Соседи рассказывали, что в частный сектор заезжали танки и отстреливались возле наших домов», – говорит собеседник агентства.

Разбитая украинская техника в жилых кварталах Мариуполя

С аналогичной ситуацией они столкнулись в «Приморке». Видели, как «Азов» ведет огонь со дворов местных жителей: у боевиков были пикапы с минометами. После «прилета» в их временное пристанище решили вовсе покинуть город. Вместе с другими беженцами выезжали в колонне по трассе в сторону Мелекино - это село на азовском побережье, соседнее с Белосарайской Косой. В колонне было около 200 машин.

«На тот момент не стреляли, но перед этим, из-за чего мы и медлили - боялись, стреляли по выезжающим машинам со стороны Мариуполя. Когда встретили военных ДНР, отлегло от сердца. Они нас приняли спокойно, даже тепло, угощали детей сладостями из своих пайков», – вспоминает мужчина.

«Я очень переживаю за друзей и одноклассников, которые все еще остаются в Мариуполе. Мобильной связи пока нет, и узнать об их судьбе невозможно», – добавляет Дарина, дочь Александра.

Многие выходили из Мариуполя пешком. В руках – по минимуму, главное – сохранить жизни. Елена - из поселка Моряков, что в Приморском районе. Выбиралась из города 4 апреля вместе с мужем и соседскими детьми. «Они прибились случайно, - говорит собеседница. – Что произошло с их родителями, узнать не удалось, вероятно, пропали без вести».

«Сейчас мы живем у родственников – они очень обрадовались, что мы живы, ведь мобильная связь давно исчезла. И все же я очень хочу вернуться в свой родной город и вновь начать мирную жизнь. Моему сыну и другим детям нужно ходить в школу, нам всем нужно вернуться к мирной жизни», – поясняет Елена.

Тут же встречаем Богдана – будущего машиностроителя. Парень только год назад поступил в техникум, жил в Ильичевском районе, в поселке Волонтеровка. Раньше, по рассказам юноши, это был тихий и живописный пригород, а сейчас там «не осталось живого места».

«Были жуткие бои… Как раз в четверг (24 марта - прим. ДАН) я собирался идти в техникум, но начались обстрелы. Некоторое время наша семья отсиживалась в подвале, но потом мы все же решили эвакуироваться. А недавно увидел по телевизору наш родной, разрушенный снарядом дом», – говорит Богдан.

В толпе разговоры не утихают. В воздухе витает: «война», «Украина», «фашизм». В спорах то и дело проскакивают рассуждения о том, как украинская власть «топила» промышленные гиганты Приазовья еще до войны - фактически довела до банкротства машиностроительный завод «Азовмаш». 

«Понимаю, что на фоне разрушений мое мнение об «Азовмаше» многим покажется несущественным, но ведь киевская власть обанкротила один из уникальных промышленных объектов. Этот завод, как и металлургические предприятия, тоже был градообразующим, и от его благосостояния зависели многие объекты социальной сферы: детские сады, школы, спортивные секции», – отмечает Сергей Иванович.

Сам он отработал на этом заводе более 30 лет. Служил в конструкторском отделе. «Конечно, сейчас уже мало осталось от того сложного оборудования, которым славился наш завод, но есть еще здания цехов, подъездные пути, коммуникации, некоторая технологическая оснастка. Если бы было возможно восстановить еще и машиностроительный комплекс, для города это стало бы очень хорошей перспективой», – вдумчиво говорит пенсионер. 

Судьбы беженцев из Мариуполя, нашедших временное пристанище в Белосарайской Косе и других населенных пунктах на берегу Азовского моря, складываются по-разному. Кто-то уезжает к родственникам в Россию, кто-то остается, разыскивает своих родных. Но очень многие готовы вернуться и восстанавливать свои дома, отстраивать улицы и проспекты, промышленные объекты. Они надеются общими усилиями при помощи всей Республики и России вернуть главной жемчужине Приазовья былую славу.

Стена дома в Мариуполе

***

Мариуполь – самый большой город на побережье Азовского моря. Основан в 1778 году. Один из ключевых центров металлургии Донбасса и крупный морской порт. Во время Русской весны в 2014 году в Мариуполе произошла трагедия – 9 мая украинские боевики открыли огонь по мирной демонстрации, погибли гражданские. На референдуме 11 мая 2014 года население массово голосовало за независимость Донецкой Народной Республики. Под контроль Киева город перешел 13 июня с тех пор находился в оккупации.

***

Президент РФ Владимир Путин 24 февраля 2022 года объявил о начале операции по денацификации и демилитаризации Украины. Силы ДНР и ЛНР в тот же день начали освободительное движение в Донбассе. Бои за Мариуполь начались 25 февраля, в ходе сражений город был полностью блокирован, а затем зачищен от оккупантов. Последние их остатки оказались блокированы на металлургическом комбинате «Азовсталь». Москва предлагает боевикам сдать оружие и тем самым сохранить себе жизнь, но в ответ звучат лишь угрозы и ультиматумы. Ситуация в приморском городе постепенно налаживается. Недавно власти возобновили работу первого после боев маршрута общественного транспорта.