Донецк, 20 мар – корр. ДАН. Ожесточенные бои за Мариуполь еще продолжаются, но сопротивление украинских боевиков на окраинах сломлено. Силы русской коалиции уверенно продвигаются вглубь города, что дает возможность эвакуировать мирных жителей. Украинские власти обманули их, так и не выполнив своих обязательств по открытию зеленых коридоров, но военнослужащие ДНР и РФ взяли ситуацию под контроль. Ежедневно Мариуполь покидают сотни людей, находя спасение там, где стоят войска с маркировкой Z.
Корреспонденты Донецкого агентства новостей побывали в Мариуполе в пятницу и субботу.
Расстрелянные и разграбленные машины на обочинах
Дорога на удивление – хорошая, ровная, но степной ветер нанес пыли. Сквозь рыжие клубы машины едут по одной, по две, а иногда – целыми колоннами мимо черных деревьев и сожженной техники. В машинах много вещей, не только в багажниках, но и в салоне, а у кого-то - в прицепах или на крыше. Но это, конечно – самое необходимое: всего, что было накоплено поколениями, в легковушке не увезешь.
На многих машинах написано «дети» или «семья», а еще вывешены белые флаги, сделанные из простыней или порезанной одежды. Мариупольцы боятся, стараются любыми способами показать, что в машинах – мирные люди. Там, где стоят войска ДНР и РФ, это и не нужно – по гражданским машинам, естественно, никто из них стрелять не будет. Что касается нацистов из «Азова» (организация запрещена в ДНР), то их не останавливают ни надписи, ни флаги. Свидетельства преступлений украинских боевиков можно увидеть на обочинах дорог, в полях и посадках.
Там постоянно попадаются автомобили с открытыми или оторванными вовсе дверями и багажниками, выбитыми стеклами, следами пуль. Их владельцы, по всей видимости, мертвы. Они пытались покинуть город, когда выезды контролировались «Азовом». Пытались, но не смогли.
«Сейчас можно безопасно выехать, – рассказывает житель Мариуполя Александр. – Сравнительно безопасно – главное до окраин добраться, где «Азова» нет. Так-то и по городу много машин бесхозных, разграбленных. Что с хозяевами – непонятно. Может, кому-то удалось спастись, но я не думаю, что многим. Нам повезло – добрались. Выедем с семьей и подождем, пока все не закончится. Рассчитываем потом вернуться».
Нацистов выдают татуировки
На въезде в город – заправка, превратившаяся на время в импровизированную автостанцию. Там стоят автобусы. Туда приходят люди, у которых нет своего транспорта. Пускают и с животными, даже с весьма крупными собаками. Люди на заправке выглядят спокойными, и даже веселыми – улыбаются, шутят. Они выбрались – самое страшное позади.
Дальше по дороге – блокпост. Тут стоит техника с белыми буквами Z. Много военных, в разы больше – гражданских. Вереницы машин, многие из них – повреждены: побитый корпус, стекла в трещинах, отверстиях от осколков и пуль. Есть машины и вовсе без стекол, в том числе – без лобовых.
Идет работа: военнослужащие ДНР проверяют всех выезжающих. Главная задача - не дать выйти из города украинским боевикам и особенно – нацистам из «Азова». Мужчин просят показать торс, плечи и ноги. Есть определенные признаки, по которым можно выявить комбатанта: потертости на шее, синяки на плечах, специфический загар, ранения и шрамы. Но украинские нацисты сами себя пометили: с гордостью носили татуировки со свастиками, рунами, вольфсангелем. Именно эти татуировки работают сейчас против них – не дают под видом мирных выйти из окружения.
«Постоянно кто-то попадается, татуировки их выдают. Знали бы вы – скольких мы отсеяли. Проверяем внимательно. Нельзя, чтобы кто-то из них проник в наши города, ведь там живут наши семьи, ждут нашего возращения. О них думаем, прежде всего», – говорит военнослужащий Народной милиции ДНР Дмитрий.
Единственный способ выжить
Еще в районе блокпоста можно заметить людей с тележками из супермаркетов. По улицам города многие ходят так. Подобную картинку можно увидеть в фильмах о постапокалиптической реальности, например в драме «Дорога». Для жителей Мариуполя сейчас это – повседневность. Если пешком проходят блокпост – в тележке перевозят свои вещи и домашних питомцев. Те же, кто остался в городе, везут продукты, взятые в магазинах и на складах. Им не мешают. Ведь на данный момент это – единственный способ выжить.
«Не считаю это мародерством, – утверждает местный житель Николай. – Я честный человек и с большим удовольствием купил бы продукты в магазине, если бы что-то работало. А когда все закрыто, что есть тогда? Умирать? Я-то ладно. А жена, а дети – им тоже умирать от голода? Вот и приходится со складов тащить. Мне семью кормить надо – пять ртов дома, ждут, когда я поесть принесу».
Недалеко от блокпоста – чуть ниже по улице – оптовый склад. Здесь кипит жизнь. Постоянно заезжают и выезжают машины, толпами ходят люди. Под складом все в пустых картонных коробках и разорванных упаковках. Выносят напитки, соки, воду в бутылках, моющие средства и прочие товары. С верхнего яруса, куда ведет узкая лесенка, скидывают небьющееся, а хрупкое осторожно спускают на веревках и такелажных ремнях. Таким же образом опустошаются все окрестные склады и торговые точки.
Те, кто остался
Канонада практически не прекращается. Бам, бам, бам – по огневым точкам нацистов работают мощные орудия. Денацификацией занимается и авиация, судя по шуму двигателей. То тут, то там на горизонте клубится густой дым. Сгоревшие многоэтажки с прокопченными черными стенами и окнами без стекол, оборванные провода и покосившиеся дорожные знаки, указывающие странные направления. Такой он сейчас – военный Мариуполь.
Кольцо на бульваре Шевченко. В асфальте – застрявшие хвостовики мин. Однако остановка чудесным образом уцелела – ни царапины. Вдали виднеется баррикада из грузовиков и коммунальной техники. Военные говорят, что за ней территорию пока что контролируют украинские боевики. Гражданские перемещаются между позициями ДНР и «Азова», на свой страх и риск. Лежащие на улице тела доказывают – без жертв не обходится.
В полуразрушенных домах без света, газа, воды и отопления живут люди – те, кто по различным причинам решил остаться. Они спят в подвалах, готовят еду на кострах и абсолютно не знают, что происходит за пределами их дворов и улиц: все новости закончились для них еще в начале марта. Теперь их картину мира формируют лишь слухи, достоверность которых сомнительна. Боевики «Азова», использовавшие их дома в качестве огневых точек, даже не сказали им о том, что из города можно выехать. О зеленых коридорах впервые сообщили только бойцы ДНР.
Ответы на вопрос: «Почему остались?» – разные, кто-то не хочет бросать без присмотра жилье, кто-то ищет пропавших родственников, кто-то не знает, как вывести с собой десять кошек. А кто-то – не желает эвакуироваться в ДНР – стремится в Европу. Есть и такие… Но боевики «Азова» из города никого не выпускают – без живого щита их «героическая» оборона закончилась бы гораздо быстрей.
Z
А буква Z – главный символ освободительной операции – занимает в Мариуполе все больше пространства, распространяясь по городу на броне танков, шевронах и касках бойцов русской коалиции. Украинская пропаганда работала все эти годы, а кто-то изначально был прозападным, но количество людей, решивших выехать в города ДНР, доверившись войскам с маркировкой Z, говорит само за себя.
Жительница Мариуполя Таисия прижимает к груди дочку Дарину. На лице молодой женщины усталость и в то же время – радость: им удалось добраться до выезда из города, а значит – они спасены.
«Мы всегда были за дружбу с Россией, а то, что к нам приехали люди с Западной Украины и начали диктовать нам свое виденье – это их проблемы. Мы как были, так и остались – они нам навязать ничего не смогут», – говорит Таисия.
Многие уже поняли, что там, где Z – зона безопасности, там никто не расстреливает и не грабит гражданские автомобили, не прикрывается мирными людьми. Где Z – нет нацистского вольфсангеля. Где Z – там зеленые коридоры, возможность спастись и надежда на мирную жизнь.
***
Мариуполь – самый большой город на побережье Азовского моря. Основан в 1778 году. Один из ключевых центров металлургии Донбасса и крупный морской порт. Во время Русской Весны в 2014 году в Мариуполе произошла трагедия – 9 мая украинские боевики открыли огонь по мирной демонстрации, погибли гражданские. На референдуме 11 мая 2014 года жители Мариуполя массово проголосовали за независимость Донецкой Народной Республики. Под контроль Киева город перешел 13 июня, с тех пор находился в оккупации.
Среди вооруженных формирований, контролировавших Мариуполь в годы оккупации – многочисленная группировка неонацистской организации «Азов». Боевики «Азова» известны своей жестокостью и преступлениями против мирных жителей Донбасса. На эмблеме «Азова» – вольфсангель. Этот символ до свастики использовался нацистской партией Гитлера в качестве основного. Потом в различных вариациях встречался в символике подразделений СС. В частности, был выбран тактическим знаком танковой дивизии СС «Рейх».
Президент РФ Владимир Путин 24 февраля объявил о начале операции по денацификации и демилитаризации Украины. Силы ДНР и ЛНР в тот же день начали освободительное движение в Донбассе. Бои за Мариуполь начались 25 февраля, в ходе сражений город был полностью блокирован. Сегодня продолжается зачистка Мариуполя от нацистов.