Макеевка, 7 мая – корр. ДАН. Макеевский коксохимический завод (МКХЗ), который входит в холдинг ЮГМК, наращивает объемы производства несмотря на бои в Донбассе. Корреспонденты Донецкого агентства новостей побывали на предприятии и узнали, как сейчас обстоят дела в республиканской металлургии.

«Макеевский коксохим - одно из градообразующих предприятий. До войны здесь работали 2730 человек, сейчас остались 1670. Предприятие полного цикла, насчитывает 13 основных цехов, таких как коксовый и цех улавливания химических продуктов коксования (ЦХПК)», – говорит главный инженер МКХЗ Олег Мостовой.

Тут есть и собственное парокотельное отделение с двумя современными турбинами по шесть мегаватт каждая. Так что при полной загрузке коксового цеха предприятие может не только вырабатывать электричество для собственных нужд, но и снабжать им прилегающие к заводу районы.

«С начала спецоперации у нас перестроилась логистика для использования каменноугольного сырья шахт ДНР и ЛНР, а также угля из РФ. Производство стараемся поддерживать на приемлемом уровне, сейчас даже наметился небольшой рост с 600 тонн в сутки до 800 тонн. Получается, до 18 тысяч тонн в месяц», – рассказывает Мостовой.

Отгрузка готового доменного кокса сейчас идет на Енакиевский металлургический завод. Полностью работают первая и вторая коксовые батареи, третья и четвертая – загружены частично.

Под весьма близкие звуки артиллерийской канонады идем по территории предприятия. Впереди высятся основные производственные мощности – коксовые батареи. Они похожи на ряды библиотечных полок циклопических размеров, а «корешки книг» – камеры коксования. Возле них на рельсовом пути размещены толкатели – многоярусные сооружения, которые совмещают в себе сразу несколько функций. Но о них немного позже.

«В коксовых батареях происходит нагрев определенных марок углей без доступа воздуха до температуры порядка 1000 градусов. Кроме, собственно, твердого кокса образуются и газообразные продукты, они поступают в дальнейшую переработку. Из этих веществ в дальнейшем получается летучий бензол, который используется в химической промышленности, а также твердый сульфат аммония. Его применяют в качестве удобения», – посвящает нас в тонкости химических процессов исполняющий обязанности заместителя начальника коксового цеха по эксплуатации Дмитрий Тарасов.

Ему 33 года, на предприятии работает 15 лет – почти полжизни. После окончания Донецкого национального технического университета Дмитрий начинал трудовую деятельность простым газовщиком. Сейчас, пройдя ступени производственного роста, руководит работой основного производства Макеевского коксохима.

Вместе с ним по крутым лестницам, буквально протискиваясь по узким переходам, поднимаемся на верхотуру коксовой батареи. Пока на одной из камер коксования идет плановый ремонт, в другой, за бронированной герметичной дверью, сплавляется при огромной температуре уголь. Жар здесь весьма ощутимый.

«Сейчас происходит ремонт камер коксования и сборка газового оборудования, по которому коксовый газ поступает в цех улавливания продуктов коксохимического процесса, в частности, перекладка огнеупорной футеровки простенков камер коксования специальным магнезитовым кирпичом. Это стандартная процедура, она выполняется по мере выгорания в процессе нагрева угля до процесса коксования», – говорит Тарасов.

В данный момент в ремонте задействовано всего 20 человек. Кладку ведет Вадим – молодой огнеупорщик. Он раньше был горняком на шахте имени Засядько, но пришлось переучиться.

«Работа такая же непростая, как и в шахте, но тут еще и жарче. К тому же футеровку приходится класть в очень стесненных условиях», – коротко поясняет он особенности своего нелегкого труда.

Рядом работают специалисты цеха по ремонту коксохимического оборудования (ЦРКХО).

«Выполняем замену порога, на который опирается массивная герметичная дверь камеры коксования», – говорит электрогазосварщик Никита. Он работает на предприятии уже 17 лет.

На соседней камере коксования готовятся выдать продукт. Ключевая роль в этом опасном технологическом процессе у машиниста двересъемной машины.

«В моей работе главное – внимание и строжайшее соблюдение техники безопасности. Вокруг находятся массивные и сложные механизмы, которые постоянно испытывают серьезные нагрузки, к тому же все это происходит при высокой, более 1000 градусов, температуре», – рассказывает машинист Сергей с 23-летним стажем.

Вот двересъемная машина приходит в движение, сдвигается по рельсам вдоль коксовой батареи. Из открытой камеры коксования извергается в клубах пара разогретая до багрового сияния рукотворная «лава» – спекшийся кокс. Огненные глыбы с грохотом рушатся в тушильный вагон, превращаясь в серые ноздреватые камни. Это и есть основное топливо для доменного процесса, в ходе которого получают чугун.

Коксовый газ по трубопроводам поступает в цех улавливания химических продуктов коксования (ЦХПК).

«Наше структурное подразделение завода занимается охлаждением коксового газа и его очисткой от аммиака. При этом аммиак проходит сквозь слой серной кислоты и образуется твердое соединение – сульфат аммония», – поясняет начальник ЦХПК Игорь Животов.

Также коксовый газ очищается от нафталина, и из него извлекается фракция, содержащая бензол. Это летучее вещество применяется в химической промышленности, в частности в органическом синтезе. Но основным все же является получение твердого сульфата аммония.

«В сутки этого вещества в нашем цехе можно произвести до 25 тонн, в зависимости от количества, поступившего к нам коксового газа из батарей. В дальнейшем он сушится и расфасовывается в специальную тару – «биг-бэги» весом от 710 до 820 килограммов каждый», – говорит Животов.

Сульфат аммония имеет неплохой экспортный потенциал. Его охотно покупают аграрии в качестве удобрения для почвы. «В данный момент мы отправляем партию с конечным пунктом назначения – порт Ростов-на-Дону РФ», – отмечает начальник цеха.

Как отмечали опрошенные ДАН сотрудники предприятия, что коксохим готов наращивать объемы выпускаемой продукции. Это  часть большого организма – промышленного комплекса Донбасса. С присоединением освобожденных территорий, восстановлением и включением в производственный процесс предприятий, расположенных на них, этот ослабленный войной организм, будет развиваться и крепнуть.

***

На сегодняшний день в контур ЮГМК входит восемь филиалов: Енакиевский металлургический завод, Макеевский металлургический завод, Макеевкокс, ЯКХЗ и Комсомольское рудоуправление в ДНР, а также Алчевский металлургический комбинат, Луганский литейно-механический завод и Стахановский ферросплавный завод в ЛНР.