Донецк, 31 мар – ДАН. «Флейта Пана» и древний календарь, включенные в экспозицию нового зала Донецкого республиканского краеведческого музея, помогли ученым узнать о быте, духовной культуре и социальном устройстве древних обществ, существовавших на территории Донбасса в IV-II тысячелетиях до н.э. Об этом сегодня ДАН рассказал старший научный сотрудник отдела археологии музея Анатолий Усачук.
««Флейта Пана» – это не собственно флейта, а ее модель из погребения, раскопанного в начале 1970-х годов на стыке Донецкой и Харьковской областей археологом Сергеем Татариновым. Внутри кости не обработаны, но в момент открытия они лежали от большей по длине к меньшей в районе головы умершего. То есть они действительно были выложены, как так называемая многоствольная флейта», – сказал Усачук.
Он отметил, что изначально костей было восемь, но до наших дней дошло только семь. Само же погребение, в котором обнаружены артефакты, относится к ямной культуре (названа по способу погребения – усопших хоронили в ямах, поверх которых насыпался курган) и датируется началом бронзового века. В могиле иных находок не обнаружили, но благодаря единственному артефакту удалось предположить, кем был умерший.
«Возможно, это был рапсод, жрец или сказитель и певец одновременно, мы не знаем доподлинно, но это точно не рядовое погребение, социальный статус погребенного был, безусловно, выше, чем у обычного общинника», – добавил собеседник агентства.
Усачук рассказал, что аналоги подобного артефакта в основном датируются более поздним периодом. «Это редкая вещь сама по себе, ведь амбушюрные музыкальные инструменты встречаются очень редко на протяжение бронзового века. Более того, это еще и погребение раннего бронзового века», – уточнил представитель музея.
Еще одним заметным экспонатом нового зала ДРКМ стал древний календарь, найденный экспедицией музея при раскопках курганов на стыке Добропольского и Константиновского районов в 2011 году. Одна из могил была накрыта каменной плитой, что нередко встречается в погребениях позднего бронзового века. Но когда археологи подняли плиту и очистили ее от земли, то увидели нанесенные с двух сторон знаки.
«Плите примерно 3,5 тысячи лет. Исследователи рассматривают две точки зрения касательно назначения находки: одни считают, что это солнечные часы, другие – что календарь. То, что эта плита найдена над погребением и хорошо датируется (более точно – прим. ДАН) – здорово, ведь часто подобные находки обнаруживаются случайно, вне памятников, поэтому их трудно датировать. А у нас четкая привязка ко времени и археологической культуре, это – поздняя срубная культура», – говорит исследователь.
Кроме того, трасологический анализ, при котором исследуются следы на древних изделиях для определения их функции и реконструируется технология изготовления вещей, показал, что плита была создана не одномоментно, а на протяжении определенного времени. «Изображения делались постепенно, что-то добавлялось, что-то стиралось, что-то переделывалось. Потом, когда одна сторона была заполнена, плиту перевернули и стали наносить изображения на другой стороне. Они связаны с какими-то древними ритуалами, мы пока не знаем точно какими: если это солнечные часы, то это одни ритуалы, если календарь – другие», – заключил Усачук.
Экспонаты стали частью выставки открытого сегодня в краеведческом музее нового зала истории Донбасса «Человек и металл. Наш край в эпоху меди и бронзы». В нем представлены артефакты IV-II тысячелетий до н.э., в разные годы собранные местными археологами. Выставочный зал продолжает открытую ранее экспозицию, посвященную периоду каменного века. *зх*дя*мк