Донецк, 5 мая – ДАН. В кинотеатрах ДНР начался показ художественного фильма «Девятаев», посвященного побегу советских военнопленных на захваченном немецком бомбардировщике из нацистского ракетного центра на Балтике. Корреспондент ДАН поделился сегодня своими впечатлениями о кинокартине режиссера Тимура Бекмамбетова.
Старая довоенная песня…
Первое, на что обращаешь внимание, это, конечно же, на главную песню фильма. «Любимый город» – произведение композитора Никиты Богословского на стихи поэта Евгения Долматовского. Впервые песня прозвучала в 1939 году в фильме «Истребители». Исполнил ее знаменитый советский актер и певец Марк Бернес.
Долматовский написал стихи к песне в Киеве. «Поездка в Киев — всегда счастье. А тут ещё и пора цветения каштанов, беззаботная весна 1939 года. И еще невозможно себе представить, что придется лежать в истоптанной ржи с винтовкой на подступах к этому городу, а потом переплывать ледяной Днепр, а потом — не скоро, не скоро — проходить по разрушенному Крещатику», - вспоминал поэт в своей книге "Рассказы о твоих песнях".
Немного об СССР и о «железе»…
С первых же минут фильма погружаешься в атмосферу Советского Союза – это у Бекмамбетова вышло мастерски - идет ли речь о настроениях на Первомай с кумачом и портретом вождя мирового пролетариата, или же о судьбах разной, зачастую горькой реальности простых советских людей.
Воздушные бои в фильме такие, что невольно сам ощущаешь себя в кабине краснозвездной «Аэрокобры». Причем и срежиссировано все в «истребительном» темпе, маневры происходят молниеносно. Уделено внимание и техническим тонкостям. Например, в кабине американского истребителя Bell P-39 Airacobra, который поставлялся в СССР по ленд-лизу, были установлены «автомобильные» двери. Причем через левую дверь летчик садился и выходил из самолета, а через правую, которая отстреливалась специальным механизмом, производилось аварийное покидание машины на парашюте. В целом внимание к техническим особенностям являются, несомненно, сильной стороной фильма.
Простые люди…
Но все же фильм не о самолетах, а о людях. Герои картины лишены «плакатности»: они сомневаются, ошибаются и платят сполна за свои ошибки. Им страшно, но именно в преодолении собственных страхов, или же в невозможности это сделать, и кроется основной конфликт фильма. Жизнь в постоянном ожидании смерти, голод и холод на продуваемом всеми ветрами острове в Балтийском море…
«Как вы управляете этим сбродом?» - спрашивает эсэсовец у коменданта концлагеря, имея ввиду советских военнопленных. «Голодом, - отвечает тот. - Вы не знаете, на что способен человек ради куска хлеба…» В этих условиях главному герою приходится искать спасение и найти способ остаться при этом человеком.
О долге и единой Родине
Не менее интересно, чем сам побег, показана послевоенная судьба Девятаева. Ведь в лагере советский летчик побывал дважды: первый раз в качестве смертника за организацию первого побега из гитлеровского плена. Во время его второго «посещения» это уже был фильтрационный «Спецлагерь № 7» НКВД. Надо сказать, что режиссер здесь постарался уйти от своеобразного «либерального клише» о "кровавых палачах сталинского режима".
Фильм Бекмамбетова – это картина судеб советских людей – разных, но объединенных чувством деятельного, а не голословного патриотизма. Именно принадлежность к народу великой и единой страны помогала преодолевать глубоко личные проблемы, основная из которых – нравственный выбор каждого. *пг*ъъ